Как научить ребёнка узнавать время по часам? Подробная инструкция
Здравствуйте, уважаемые читатели! Как научить ребёнка узнавать время по часам? Этот вопрос довольно часто встречается в ваших письмах. Многих родителей интересует, с какого возраста ребёнка нужно учить следить за временем.
Мнения специалистов расходятся. Одни считают, что говорить с малышом о часах и минутах стоит только тогда, когда он научится считать как минимум до шестидесяти. Другие утверждают, что ненавязчивое обучение должно начинаться с самого рождения.
Кто же прав?
На наш взгляд, правы и те, и другие. Действительно, даже общаясь с грудничком, можно говорить: «Через час мы с тобой пойдём гулять», «В два часа Катюша будет обедать», «Ты проспал целых три часа» и т.п. Конечно, кроха не сможет понять, о чем идёт речь, но на уровне подсознания у него сформируется понимание временных явлений.
По-настоящему же обучение стоит начинать, когда между вами и малышом произойдёт примерно такой диалог:
— Когда мы пойдём гулять?
— Через час.
— А час — это сколько? Это много или мало?
Как правило, это происходит, когда ребёнку исполняется 5,5–6 лет. К этому времени большинство детей уже знают цифры и умеют считать в пределах ста. Они уже понимают, что значит вчера, сегодня и завтра, а также разбираются во времени суток. С чего же начать обучение? Чтобы помочь вам, мы подготовили некоторые рекомендации и советы.
Зачем нужны часы?
Определение времени по часам — очень непростой навык. Ребёнку трудно разобраться в том, что нельзя увидеть или потрогать. Поэтому прививать малышу понятие времени следует постепенно, давая ему время, чтобы осмыслить новые знания. Лучше всего проводить занятия в игровой форме, совершив вместе с ребёнком небольшую экскурсию в историю часов. Начните со стихотворения:
Часы бывают разные:Есть детские, есть важные.Будильники пузатые,Настенные глазастые,Карманные почтенные,Наручные надменные,Настольные серьёзныеИ башенные грозные.Бегут часы по кругу,
И всё им нипочём.
Шаги часы-минуты
Чеканят день за днём.
(К. Абоимов)
Спросите малыша: «Как ты думаешь, для чего нужны часы? Что бы случилось, если бы все часы на свете исчезли?». Если кроха затрудняется с ответом, расскажите ему о том, что важно всё делать вовремя и никогда не опаздывать. Фантазируйте вместе с ребёнком.
Обсудите с малышом, как раньше люди обходились без часов, расскажите про живые часы — различные растения и птичек, подкрепляя рассказ показом заранее приготовленных картинок. Затем загадайте загадку:Ходят по двору часы —Хвост невиданной красы.Ноги голенасты,
До чего горласты!
(петух)
Если у вас есть песочные часы, то покажите их карапузу, расскажите, как они работают. Вместе посмотрите, как падают песчинки. Заинтересовать малыша можно, если замерить песочными часами время, пока он умывается, кушает или одевается на прогулку. Попросите ребёнка ответить, понравились ли ему живые и песочные часы, удобны ли они.
После этого можно переходить к рассказу о современных часах — стрелочных или электронных. Пусть малыш вспомнит, где он видел часы: дома, у папы на руке, на городской башне. Спросите ребёнка, хочет ли он научиться понимать по часам. Если ваша беседа заинтересовала карапуза, то ответ обязательно будет положительным.
Как научить малыша определять время
Для того чтобы занятие было успешным, вам понадобятся обучающие часы. Их можно приобрести в магазине, но гораздо интереснее изготовить своими руками — конечно, с помощью ребёнка.
Вырежьте из картона большой циферблат и прикрепите цифры и стрелки. Они должны легко сниматься и снова устанавливаться.
Во время творческого процесса поясните крохе, что самая короткая и толстая стрелка — часовая, длинная — минутная, а тоненькая — секундная.
Три стрелки служилиВ Часах под стеклом,Где Время по кругуСпокойно текло.Секундная стрелкаСкакала: ТИК-ТАК.Минутная чёткоЧеканила шаг.А следом за ними,Всегда поспевая,Со знанием дела
Ползла часовая.
(И. Калиш)
Обучение ребёнка часам можно проводить по следующей методике:
- Снимите с часов секундную и минутную стрелки. Расскажите малышу, какое направление движения называется «по часовой стрелке».
- Установите часовую стрелку, к примеру, на 4 часа. Расскажите малышу, что значит «четыре часа ровно».
- Пусть кроха покрутит стрелку, останавливая её на различных цифрах и проговаривает: «один час», «два часа» и т.д.
- Научите ребёнка показывать «час назад» или «через три часа», прокручивая стрелку. Если малыш хорошо усваивает новые знания, то можно переходить к следующему этапу.
- Добавьте на циферблат минутную стрелку. Ещё раз объясните крохе, что часовая стрелка короткая, а минутная — длинная. Важно, чтобы малыш умел чётко их различать.
- Поясните крохе, что в тот момент, когда часовая стрелка показывает ровно час, два, три, четыре и т.д., минутная всегда стоит на двенадцати. Для закрепления попросите малыша выставить часовую и минутную стрелки, например, «ровно на пять часов».
- Теперь следует ввести понятие «полчаса» и показать, что в этом случае минутная стрелка должна быть на цифре шесть. Снова предоставьте ребёнку самому выставить «половину третьего», «половину седьмого» и т.п.
- После того, как эти навыки будут отработаны, переходите к дальнейшим объяснениям. Поставьте минутную стрелку на 12, а затем сдвиньте её на единицу. Скажите малышу: «Прошло 5 минут». Затем переставьте стрелку на двойку и скажите: «Прошло 10 минут». Пусть малыш сам переставляет минутную стрелку и озвучивает: «15 минут», «20 минут» и т.д.
- В каждой пятиминутке сделайте по четыре деления. Предложите ребёнку подсчитать, где будет 4 минуты, 18 минут, 39 минут, и выставить туда стрелку.
- Когда игрушечная модель освоена, переходите к настоящим часам. Давайте малышу задания: «Напомни мне включить телевизор в 10 часов 15 минут», или «Позовёшь меня через 25 минут» и т.п.
- Привязывайте все действия крохи ко времени: «Сегодня ты проснулся в половине восьмого», «Ужинать будем в семь часов пятнадцать минут».
- Предложите малышу проверять время по электронным часам. Поставьте их рядом со стрелочными, и пусть ребёнок выставит на циферблате то время, которое высвечивается на электронных часах.
- Давайте малышу задания на время. «А ну-ка, за сколько минут ты оденешься?», «Сколько палочек ты напишешь за 10 минут?».
- Как можно чаще задавайте крохе вопросы: «Во сколько ты проснулся?», «Который был час, когда мы пришли с прогулки?».
- Проведите с ребёнком игру, предложив прожить день «понарошку за 5 минут». Задавайте ему вопросы типа: «В котором часу ты завтракал?», «Когда ты смотрел мультики?», а малыш пусть выставляет это время на игрушечных часах.
- Выучите с ребёнком весёлый стишок:
На планете круглой СуткиЖили карлики Минутки.Были ростом все Минуты —Коротышки, лилипуты.Через горы-океаныПроживали великаны,Наклонясь под небесами,И звались они Часами.Рядом с ними все Минутки —Как малютки, как малютки.Рядом с ними коротышки —
Просто мышки, просто мышки.
(Г. Дядина)
Обсудите с малышом его распорядок дня, привязывая все события к определённым часам. Возьмите большой лист ватмана и нарисуйте на нём несколько циферблатов часов, а рядом наклейте картинки. К примеру, 7:30 — малыш просыпается, 8:00 — завтракает, 10:00 — прогулка и т.д. Плакат повесьте в детской комнате возле кроватки ребёнка.
Обязательно проведите с малышом беседу о том, что время нужно использовать с толком, не терять его даром. Прочитайте крохе поговорки и объясните, какой смысл в них заложен:
- Всему своё время.
- Делу время, а потехе час.
- Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
- Порядок время бережёт.
- Пропущенный час годом не нагонишь.
Посмотрите вместе с малышом старый детский фильм «Сказка о потерянном времени» и мультфильм «Не теряй времени».
Ну вот, уважаемые родители, мы надеемся, что наши рекомендации оказались для вас полезными и вы с успехом сможете научить своего ребёнка узнавать время по часам. Владение чувством времени поможет вашему малышу:
- стать более организованным и дисциплинированным;
- выполнять вовремя все задания и поручения;
- приобрести самостоятельность.
Мы ждём ваших рассказов, комментариев и отзывов. Как обычно, просим поделиться информацией о нашем сайте с вашими знакомыми, которым тоже могут быть интересны наши статьи.
Желаем вашим карапузам больших успехов, а вам — терпения. До новых встреч! До свидания!
Источник: http://nii-evrika.ru/kak-nauchit-rebyonka-uznavat-vremya-po-chasam/
Как научить ребенка определять время по часам?
Научить малыша пользоваться часами нужно в как можно более раннем возрасте. Но сделать это не так-то легко и просто как может показаться на первый взгляд.
Ребенку очень сложно понять две системы исчисления. Почему в одном случае нужно считать от одного до двенадцати, а в другом от одного до шестидесяти.
Для того чтобы научить малыша пользоваться часами, можно попробовать следующие способы.
Первым делом нужно:
- Удостовериться, что ваш малыш уже может сосчитать до шестидесяти. Если он не знает эти цифры, ему будет невозможно понять минуты.
- Объясните ребенку умножение на пять. Если он будет понимать пять, десять, пятнадцать и так далее, он сможет оценивать, сколько прошло времени после конкретного часа и поймет, для чего нужна минутная стрелка.
Первый способ «Большие часы»
- Нужно взять крупные часы, у которых крупные стрелки и нет лишних деталей на циферблате. Если на часах не будет стекла и ребенок сможет сам крутить стрелки, то это вообще замечательно.
- Надо объяснить малышу, что стрелка, которая короче, показывает часы, и она означает конкретный час, если вторая находится на цифре 12. Покрутите стрелку по разным цифрам, вслух проговаривая время. Дайте ребенку ставить свое время, а вы в это время озвучивайте его и наоборот, ставьте вы время, а ребенок пусть его озвучит.
- После того, как ребенок понял работу часовой стрелки, надо объяснить минутную. Сдвигаете стрелку с цифры двенадцать и говорите ребенку о том, что прошло пять минут. Двигайте ее дальше и озвучивайте малышу время. Дайте покрутить стрелку ученику, и пусть называет сам время, на которое он ее ставит. Пока изучаете минутную стрелку, не трогайте часовую, чтобы не запутать ребенка еще сильнее.
- Пробуйте двигать обе стрелки и объяснять их движение малышу. Для начала выставляйте простое время, такое как 2:30, 5:45 и другое. Затем можно переходить к сложному времени, например 4:47, 11:58. Уделите особое внимание положению стрелок, когда они накладываются друг на друга, например 2:10. Выставляйте различное время и пусть малыш его называет.
- Разрешите ребенку сделать опрос для вас. Это добавит ему уверенности и заодно сам потренируется.
- Сделайте опрос маленького ученика. Это даст вам возможность увидеть, что малыш уже умеет определять сколько времени.
Второй способ «Бумага»
- Покажите ребенку, как нарисовать часы. Можно взять круг из картона или одноразовую тарелку и дать ее ребенку, чтобы он обозначил в круге центр и основные цифры 3, 6, 9, 12.
- Соедините все цифры линиями из центра и проведите дополнительные лини, которые будут соответствовать пяти минутам. Попросите ребенка представить, что эти сегменты – это куски торта. Дайте ему цветные карандаши, и пусть раскрасит каждый такой кусок разным цветом.
- С помощью карандаша покажите, как движется часовая стрелка. Поворачивая карандаш, называйте ребенку время, какое он показывает. Говорите ему, что первый кусочек торта красный – это один час, второй кусочек – это два часа и так далее. Пусть ребенок сам покрутит карандаш и озвучивает время.
- Помогите ребенку нарисовать вторые часы, пропишите на них числа до двенадцати и сделайте деления для минут. Разрисовывать эти деления в разные цвета не нужно, так как изучая движение минутной стрелки это неэффективно.
- Как и в случае с изучением часовой стрелки пользуйтесь карандашом для наглядного изображения минутной стрелки. Крутите карандаш, озвучивая малышу время. На каждом отрезке в размере пяти минут останавливайтесь. Затем можно пояснить ребенку время посложнее, например двадцать три минуты и т.д. Пусть ребенок самостоятельно покрутит нашу стрелку и называет время. Пока учите минуты, не трогайте часовую стрелку.
- Возьмите два карандаша и объясняйте время. Проговорите с малышом, что стрелка, которая короче всегда показывает часы, а та стрелка, что длиннее – минуты. Выставляйте стрелки на разное простое время, такое как 2:30, 4:15 и т.д. Затем можно переходить к сложному времени, такому как 4:27, 3:58. После того, как ребенок разберется с этим, объясните ему пересекающиеся стрелки, например 2:10,12:00.
- Пусть ребенок проведет вам опрос. Попросите малыша составить список его ежедневных дел, завтрак, обед, сон и т.д. Соотносите дела из списка, которые он выбирает, с тем в котором часу они делаются, и показывайте это на ваших бумажных часах. Когда ребенок безошибочно будет определять время, совершите ошибку, пусть он исправит вас.
- Проведите опрос ребенку. После опроса вы сможете удостовериться, что ваш ученик уже умеет самостоятельно пользоваться часами.
Третий способ «Распорядок и большой циферблат»
- Приобретите часы, у которых большой циферблат и найдите им место в классной комнате. Купите к ним хорошие батарейки, что бы они вам прослужили дольше.
- Повесьте их на стену, для этого воспользуйтесь различными инструментами. Выбор инструментов зависит от того из чего сделана стена.
- Место должно быть таким, чтобы часы были хорошо видны.
- Научите детей пользоваться часами. Пусть составят график звонков, используя новые часы и знания.
- Сравните время звонков с их графиком. Это покажет полезность знания использования часов.
- Разрешите детям вслух озвучивать время.
- Давайте ребенку записку, на котором будет указано разное время.
- За правильно названное время сделайте награду.
Полезные советы как научить ребенка определять время по часам:
- Для того чтобы сделать часы самостоятельно воспользуйтесь тарелкой как трафаретом.
- С помощью тарелки и карандашей поясняйте время. Пользуйтесь длинным и коротким карандашом, так детям проще понимать время.
- Изучайте время в игровой форме, чтобы заинтересовать ребенка.
- Пусть ребенок с вашей помощью сам сделает часы. Двигайте стрелки во время его завтрака или когда он ложится спать. Научите его тому времени, когда надо выходить в школу. Показывайте на часах время, когда он возвращается со школы, кушает, смотрит телевизор. Тут главное постоянно показывать ребенку время, чтобы он привык пользоваться часами с легкостью.
Помогла статья? Оцените её Loading…
Источник: https://thewomens.ru/237-kak-nauchit-rebenka-opredelyat-vremya-po-chasam.html
Как научить ребенка определять время
Как формируется понимание времени, чувство времени у ребенка? Как объяснить малышу то, что нельзя увидеть и пощупать? А как вы ощущаете время? Для вас оно летит незаметно, тянется очень долго или вы прекрасно распоряжаетесь своим временем? Какой бы ни был ответ, всегда можно научиться управлять своим временем вместе с ребенком.
Для чего ребенку понимать время
Ориентирование во времени и пространстве – это базовые навыки, и закладываются они в дошкольном, младшем школьном возрасте. Вовремя научим ребенка – ускорим его дальнейшее развитие. Нужно помнить, что это процесс длительный, не на один год.
Понимание временных промежутков, того, что время нельзя остановить, вернуть назад; что оно идет только вперед, и его можно измерить – это то, что даст ребенку изучение этого важного вопроса. И это далеко не полный список, восприятие времени ребенком поможет ему:
- приучиться к дисциплине;
- легче соблюдать режим дня;
- постепенно научиться планировать свое время;
- организованный ребенок вырастает успешным взрослым.
Когда начать
Начать обучение ребенка понимать время по часам можно в 3 года, в 4-5 или 6-7 лет. Решать вам. Психологи и педагоги советуют приступить к обучению примерно в шестилетнем возрасте, когда ребенок умеет считать до 100 и складывать цифры. Знание таблицы умножения на 5 тоже может помочь в этом.
Значит ли это, что не нужно затрагивать тему времени до достижения ребенком шести лет? Нет. Даже младенец чувствует смену дня и ночи. Подрастающего малыша постепенно знакомим с понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь». Рассказываем, какое время суток для сна, игры, прогулки.
Ближе к двум годам изучаем времена года, месяцы и дни недели. Планируем режим дня вместе – малыш узнает, что такое до и после, какие бывают отрезки времени.
«После завтрака посмотрим мультик», «будем гулять до обеда», «почитаем книжку перед сном», «через 10 минут пойдем играть», «через час придут гости» – так и приходит время для ребенка знакомиться с часами.
Играем с малышами
Почему играем? Так ведь в игре обучение проходит легко и приятно, не утомляя деток. В 2,5 – 3 года это будут игры во времена года, в части суток, затем и знакомство с циферблатом, стрелочками, часами и минутами.
В помощь родителям всевозможные мультики про времена года, слайды, книги, яркие картинки, ассоциативные карточки, лото с картинками, тематические стихи. Что-то можно приобрести в магазине, часть самим смастерить или распечатать из интернета. Хорошо работают ассоциации.
- Зима – холодно, снег, лед, Новый Год, Дед Мороз, елка, теплая одежда, санки.
- Весна – тает снег, первые почки, первые зеленые листочки, первые подснежники.
- Лето – солнечно, жарко, море, песок, ягоды, фрукты, мороженное, легкая одежда.
- Осень – листья желтеют и опадают, дожди, зонт, резиновые сапоги, птицы улетают на юг.
Можно использовать карточки, картинки или лото для этой игры. А можно поиграть и в слова. По такому же принципу строится игра в части суток. Показывайте детям картинки, обращайте внимание на то, что происходит за окном.
Солнце высоко или низко, на улице смеркается или уже темно. Привязывайте ко времени суток конкретные действия малыша. Утром – проснулся, умылся, почистил зубки, покушал. День – игры, прогулка, обед, дневной сон и так далее.
К 4-5 годам ребенок обычно знает цифры от 1 до 20, можем приступать к изучению стрелок. Обратите внимание, в какую сторону двигаются стрелки, как называются, чем отличаются.
Одна короткая – показывает часы вторая длинная – отсчитывает минуты. Первая стрелка часовая, передвигаем ее по кругу и спрашиваем ребенка, который час она показывает.
Покажите малышу, что в это время минутная стрелка на 12.
Получается? Переходим к минутной стрелке. Покажем, что она делает полный оборот за час. Как показать отрезок времени 5 минут? Сдвинем стрелку с 12 на 1, потом с 1 на 2 – это 10 минут и так далее. С половинами и четвертями не спешим, ребенку сложнее их усвоить. Пока двигаем стрелку по кругу и считаем пятерками.
Игры с часами для старших деток
В 6-7 лет учиться определять время по часам для ребенка легче. У него активно развивается логика, внимание и память. Ребенок за несколько занятий поймет, как обращаться с часами, и время для него уже не будет таким абстрактным понятием.
В этом возрасте дети хорошо усваивают временные обозначения, правильно их употребляют. Сложности все еще возникают с пониманием временных интервалов.
Ребенок часто не знает, сколько же длится минута, 5 минут, … Кто-то думает, что за это время можно успеть покушать, сходить на прогулку, в магазин.
Как часто мы слышим: «Мама, пожалуйста, еще 5 минут!», а через условленное время видим искреннее удивление ребенка. Это время прошло незаметно для него.Обучение шестилеток проводим тоже в виде игры. Играем со стрелочками настоящих часов или муляжа, рисуем и раскрашиваем часы и дорисовываем стрелочки.
Играем, как и с пятилетками, но уже комбинируем стрелочки – часовую и минутную. Устанавливаем стрелки в любом положении и просим ребенка назвать время.
Получается хорошо? Можно усложнить задание, попросив его записать полученное, как на электронных часах.
Следующий шаг – мы называем время, а ребенка просим расположить правильно стрелки. После этого переходим к изучению отрезка времени длиной в минуту.
Детям довольно сложно ориентироваться в коротких промежутках времени. Справиться с этим поможет одна простая и увлекательная игра «сколько дел можно сделать за минуту». Кто-то нарисует рисунок за это время, кто-то выпьет сок и съест все печенье.
На что способен ваш ребенок? Играем, экспериментируем, находим свои варианты, засекаем одну минуту, две, пять. Пусть процесс обучения будет веселым и забавным. Засекаем, сколько времени уходит на повседневные дела – завтрак, умывание, чистка зубов, одевание, прогулка, мультик.
Можно подарить ребенку красивые наручные часы или яркие, веселые часы с крупными цифрами в детскую.
Четверть, половина, час
Когда ребенок немного разберется с часами, сможет называть время, можно приступать к изучению таких понятий, как четверть и половина. Для наглядности нарисуем часы и заштрихуем или раскрасим отрезок в 15 минут, в 30 минут. Объясним, как понимать выражения «без десяти минут», «без пятнадцати минут». Расскажем, что без двадцати час это 12 часов и 40 минут.
Отличным примером может послужить яблоко. Целое яблоко – час. А если разрезать на две половины? На 4 части?
Наглядным пособием для ребенка может быть разрезанная на четыре части круглая пицца, круглый торт или пирог. За какое время ребенок сможет съесть кусочек? За четверть часа или быстрее? Предлагаю поиграть, это будет по душе любому ребенку.
Часы своими руками
Заниматься можно на любых часах с циферблатом, настоящих или муляже. Может быть, вы задавались вопросом о том, почему именно механические часы, когда у каждого ребенка есть различные электронные гаджеты.
Да и время так выучить кажется проще, но это неправильное решение. Электронные часы не дадут представления о ходе времени.
Не стоит переживать, ребенок легко перестроится на электронные часы после обучения на механических.
Для того чтобы научить ребенка понимать время по часам, можно купить часы-муляж. Еще лучше смастерить самим. Это очень просто и не займет много времени. Вариантов очень много, выбирайте то, что подойдет именно вам.Часы из двух одноразовых пластиковых тарелок – на одной тарелке пишем цифры от 1 до 12, на другой минуты – 5, 10, 15 и т.д., добавляем самодельные стрелки. Все скрепляем между собой кнопкой и надрезаем края тарелок. И приступаем к занятию. Можно взять две тарелки разного диаметра. На меньшей пишем часы, на большей – минуты. Скрепляем так же, только не надрезаем.
Часы можно сделать из картона. Берем квадратный лист картона, чертим круг циркулем или обводим тарелку. Отмеряем центр, рисуем цифры, вырезаем из картона стрелки. Все скрепляем. Можно оставить часы квадратными или вырезать круг. Или предложить ребенку поучаствовать и придумать свой дизайн. Ему будет вдвойне интересно заниматься по часам, сделанным своими руками.
Закрепляем результат
Занятия с ребенком эффективны, когда они непродолжительные и проводятся регулярно, в игровой и доступной форме. Занимайтесь каждый день и с удовольствием, не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится. Проговаривайте время вслух, обращайте его внимание на стрелки, в каком положении они находятся в данный момент.
Не торопите своего ребенка, у каждого свой темп развития, в частности в понимании времени. А полное понимание приходит лишь к десяти годам. Используйте на практике новые знания. Дайте ребенку возможность самому говорить, который час. Он может напоминать вам, что через 5 минут нужно включить мультик, а через полчаса вы договорились почитать вместе книжку.
Скоро он привыкнет пользоваться часами, определяя в какое время пора выходить из дома или ложиться спать.
Научившись планировать время, ребенок станет ответственным и перенесет этот навык в свою взрослую жизнь. Стоит объяснить ребенку, что такое пунктуальность.
Не опаздывайте и вы, берегите свое время и не растрачивайте его по пустякам. Самый действенный метод – своим примером показывать малышу, как важно успевать вовремя.
И еще важнее успевать любить своего ребенка и уделять бесценное время ему.
Источник: https://iqclub.ru/blog/2017/12/kak-nauchit-rebenka-opredelyat-vremya/
С чего начать?
Прежде чем взахлёб рассказывать своему чаду о двух стрелках на циферблате, тыкая пальцем в часовое стекло, да раздражаться от того, что он пучит на вас свои изумлённые глаза, нужно понимать, что объяснить ребёнку про то, что ни потрогать, ни пощупать, ни увидеть, ни услышать, довольно трудно.
Мы-то, взрослые порой не можем прочувствовать на себе течение времени: оно то со скоростью света летит, отщёлкивая нещадно приятные моменты и унося месяцы и годы, то бесконечно долго тянется, как бы его не торопил. При этом не останавливается ни на миг и не поворачивается вспять. Как это рассказать малышу, который всё привык пробовать «на зуб»?
Поэтому сначала ребёнка знакомят не с часовым механизмом, а с составляющими суток, то есть объясняют, что есть утро, день, вечер и ночь.
Быстрее дети понимают, когда им приводишь примеры из их жизни. Так, утром мы встаём, собираемся в сад и на работу, днём играем-гуляем, вечером мамы и папы приходят за детьми, все вместе идут домой, а ночью мы все спим, чтобы на следующий день снова бодрыми встретить утро.
С абстрактным понятием времени тесно связаны прошлое, настоящее и будущее, осваиваются которые тоже при помощи примеров. Так, вчера был выходной день, и мы катались на коньках; сегодня понедельник, и мы идём в сад;завтра у тебя будет день рождения, и ты будешь угощать своих друзей.
На этом же этапе ребёнок знакомится с временами года, уже без труда определяя, что за зимой обязательно приходит весна.Так у дошкольника постепенно формируется общее представление о времени как о следующих друг за другом событиях. Не забывайте, что важнейшим элементом обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста является игра, посредством которой материал усваивается намного лучше.
Знакомься: час, минута и секунда
Ваш малыш уже освоил большие временные промежутки и не путается в рассказах, что вчера было, а завтра будет? Тогда, скорее всего, он уже готов познакомиться поближе с тем, из чего складывается время?
Что для наших детей часы? Это некие цифры, которые взрослые определяют по циферблату. Наша задача объяснить, что часы – это прибор, который «меряет» время. Из чего состоит время? У него есть секунда, минута и час.
Как показать, что есть секунда? Да очень просто! Хлопните в ладошки – раз секунда! Ещё хлопните в ладошки – два секунда! Прохлопайте вместе с ребёнком, сосчитав вслух 60 раз, пояснив, что вы получили минуту. Думаю, вам удалось показать что секунда – это самая маленькая величина времени, а минута длится намного длиннее. Что можно успеть за секунду? Да ровным счётом ничего!
Наглядным примером, чтобы увидеть, сколько длится минута, может стать секундная стрелка. Если у вас дома есть такие часы, покажите ребёнку, как передвигается стрелка. Можно вместе с её ходом так же хлопать и отсчитывать 60 раз.Что успели за минуту? Ну, например, достали книжку с полки или помыли яблоко! Уже больше, чем ничего!
Конечно, наблюдать за минутной стрелкой, чтобы наглядно показать, что прошёл целый час – дело затруднительное. Но выход есть в этой ситуации. Заострите детское внимание на том положении часов, когда большая стрелка стоит на 12, а часовая на каком-нибудь любом значении. Пригласите ребёнка ровно через час!
Вы-то знаете, что произойдёт, а для ребёнка будет открытием, что большая стрелка там же, а вот маленькая часовая передвинулась на другую цифру! А сколько за это время он успел сделать: поиграть да мультик посмотреть. Вот сколько это много — один час!
Что даст нам такое простое знакомство?
- Во-первых, ребёнок почувствует «на себе» интервалы времени и научится сравнивать, что больше, а что меньше, что из чего состоит, что минуты короче, нежели час.
- Во-вторых, в детской голове окончательно уложится, что время идёт только вперёд.
- В-третьих, у дошкольника появится возможность при помощи часов измерить то, что нельзя фактически увидеть и потрогать.
Идём дальше?
Мастерим часы
Закрепить пройденный материал поможет часовой механизм или его копия. Если вам не жалко настоящих настенных, то придётся с них снять стекло, чтобы руками свободно передвигать стрелки, как хочется. Но чаще родители вместе с детьми мастерят часовой тренажёр своими руками.
- Во-первых, творчество как элемент игры вносит свою лепту – делает процесс обучения более интересным.
- Во-вторых, даже если от усердия часы сломаются, не жалко выкинуть.
- В-третьих, на самодельных часиках можно что-нибудь отмечать разными цветами, дописывать и дорисовывать, чтобы было понятнее и нагляднее, что не особо сделаешь на настоящих.
Что главное в часах? Цифры! Они должны быть большими. И конечно, стрелки! Их нужно как минимум две, а лучше три, чтобы полноценно освоить все части времени. И не забываем, что они отличаются по толщине и длине! Всё как по-настоящему!
А теперь учим по часам считать время так, как вы это делали без таковых. Начните движение всех стрелок с положения на цифре 12.
Вы хлопаете, а ребёнок двигает секундную стрелку. Сколько прошло? Тогда почему минутная стрелочка у нас застряла, пусть перепрыгивает вперёд!
А теперь очередь двигать минутную стрелку. Если она пробежит весь циферблат с цифры 12 и встанет снова на цифру 12, сколько пройдёт? А почему ж часовая стрелочка не передвинулась никуда? Ну, вот так-то лучше!Поставьте стрелочки на текущее время и пригласите ребёнка через пару-тройку часов, чтобы установить их в новое положение. Встаньте с утра, покажите ребёнку, как выглядит время на вашем самодельном тренажёре, когда вы садитесь завтракать. А как оно поменяется, когда вы готовы отправиться по делам в школу и на работу?
Во так, день за днём ребёнок закрепляет интервалы и знакомится с измерителем времени.
От половинки к половинке, от пяти до десяти…
Педагоги говорят, что шести-семилетним дошколятам достаточно научиться определять время по часам в точности до половины часа. Но для этого они должны уметь считать до 60, хотя бы по десяткам.
Если вы хотите научить своего ребёнка различать пятиминутные интервалы, то придётся вначале его обучить счёту через 5. Только ближе к годам десяти дети начинают уверенно оперировать четвертью часа и тем более такими, нам привычными, «без пяти», «без десяти». Так что «не спешите жить»!
Итак, на нашем уже наполовину потрёпанном за время обучения тренажёре ставим минутную стрелку на цифру 12, а часовую – на любое число. Если предыдущий этап вы прошли успешно, то ребёнок в эту минуту без труда назовёт, сколько у вас сейчас времени.
Что такое полчаса? Да это обычная половинка или 30 минут! Минутная стрелка бежит полкруга и останавливается! Дорогие родители! Будьте бдительны! Часовая-то стрелка тоже передвигается на половинку своего пути! А теперь тренируемся! Задаём часовой стрелкой часы, минутную оставляя на полпути. Отточили мастерство? Далее задача потруднее!
По такому же принципу учимся определять уже более мелкие промежутки.
А тут есть одна хитрость! Чтобы детям не путаться и наработать определение пяти-двадцатиминут до автоматизма, сделайте подсказки! Напишите около основных цифр значения минут: 5,10,15,20 и так далее.
Будьте уверены, зрительная память и многократные повторения дадут о себе знать, и скоро эти подсказки можно преспокойно будет убрать!
Ну, вот и всё! Закрепляйте результаты, как можно чаще смотря на часовой циферблат и спрашивая время у своего подопечного, и можно смело покупать на 1 сентября в подарок наручные часы, так как новоиспечённый первоклашка уже умеет ими пользоваться!
А как у вас со временем? Знает ли ваш будущий школьник, во сколько начинаются его любимые мультики? Поделитесь секретом, трудно ль было научить считать время?
И послушайте весёлую Фиксипелку про часики)
Если подпишетесь на новости блога, то всегда будете в курсе событий! А если добавитесь в нашу группу ВКонтакте, то в вашей ленте ежедневно будут появляться интересные и веселые посты!Ждем вас!
Ваша, ШколаЛа!
Источник: http://shkolala.ru/razvivashki/kak-nauchit-rebenka-opredelyat-vremya/
Учим время на часах
Здравствуйте уважаемые читатели. Сегодня я расскажу вам как в легкой, интересной форме мы учим время на часах. Мой ребенок просто бредил определением времени на часах в течении последних восьми месяцев. А началось всё с того, что я стала предупреждать об окончании его игр (дел, занятий) за пять минут.
Исходя из информации педагогов и психологов, мой малыш еще не был готов к пониманию времени и я оттягивала данные занятия как могла. Но видя неподдельный интерес сына к часам, решила попробовать объяснить. Мой сынишка, которому сейчас 3 года 8 месяцев может определить время не хуже меня.
Надеюсь, что вам подойдут наши игры и занятия по обучению, они могут быть использованы с детьми более старшего возраста.
Источник фото: i.huffpost.com
Неподдельный интерес ребенка – залог успеха в обучении
Возраст три года прошел красной чертой по характеру моего сыночка. Было такое ощущение, что отметили день рождения и на следующий день начался кризис трех лет. Мне пришлось перестраиваться, подстраиваться, в чем-то даже “ломать” себя. Чтобы избежать капризов из-за окончания игры, я предупреждала об этом за пять минут:
– Александр, через пять минут мы будем кушать, заканчивай игру пожалуйста. (один из примеров)
Конечно же я понимала, что у ребенка не развито чувство времени, что пять минут это пустой звук. Но повторив это несколько раз я услышала вопрос:
– Мама, а сколько это пять минут?
Я подвела сына к электронным часам и показала сколько на них было времени, он сам высчитал сколько будет если к данным на тот момент минутам прибавить пять. Но ребенок не вернулся к игре, он стоял и смотрел как менялись номера. И когда прошло пять минут, спокойно пришел ко мне и мы стали делать то, что я хотела на тот момент.
Эта картина повторялась несколько раз, как только я предупреждала о пяти минутах, Александр становился напротив часов и наблюдал за ними. Затем у него появилась любимая фраза “через пять минут”, в основном он использовал ее с папой, который звал его что-то делать сразу. Например: “Александр, пойдем домой”, а в ответ: “Через пять минут пойдем”.
Сына стали интересовать все часы, а также время, в которое что-то постоянное должно происходить. Не понимая сколько времени, но чувствуя что уже поздно, он спрашивал у меня:
- Почему папа еще не вернулся с работы?
- Уже пора смотреть вечерний мультфильм?
В общем, думаю понятно, что интерес ребенка к часам и к определению времени был велик, но я всё тянула и тянула с данной темой. Понимала, что определять время на часах – не значит уметь его чувствовать.
Можно ли учить время на часах в раннем возрасте?
Совершенно точно помню, что моя бабушка научила меня определять время в 6 лет. Мой муж говорит, что их учили этому в первом классе школы. Сейчас же во многих садах Доминиканской республики, как в России не знаю, этому учат в 5 лет.
Что же я увидела, когда решила всё таки дать знания так интересующие моего ребенка? Что с определением времени по часам он справился замечательно в свои 3 года 8 месяцев. Сегодня он может ответить который сейчас час, как вы и я.
А что же с пониманием самого времени, которое невозможно потрогать, а если заиграться, то можно и не почувствовать? Работаем с этим по распорядку дня, по словесным поручениям и так далее.
Чтобы у ребенка появилось ощущение времени, нужно пройти определенный путь, да мы никуда и не торопимся.
Материалы с которыми учим время
Давайте я вам расскажу как нам удалось разобраться в данном вопросе. Мы учим время используя некоторые материалы, какие-то из них покупные, другие сделала сама и дам вам скачать. Что-то можно заменить, постараюсь дать свои рекомендации.
Одной из главных частей нашего познания времени была книга Галины Петровны Шалаевой “Часы и часики”. Опишу наши занятия подробно, чтобы было понятно по какому пути мы шли в обучении. Думаю, что находчивые мамы смогут организовать данный процесс и без этой книги. Хотя всё же отмечу, что она нам очень понравилась и подскажу, что вы можете ее скачать на Озон.
Сначала мы узнали какие бывают часы и зачем они нам нужны. Буквально на страницу представлен каждый вид часов, текст крупный и понятный:
- наручные;
- настольные;
- уличные;
- вокзальные;
- часы в плите;
- на зданиях;
- электронные;
- будильник;
- с кукушкой;
- напольные;
- цветочные (это цветы в Москве на Кутузовском проспекте);
- подводные;
- часы в аэропортах;
- настенные;
- песочные.
Мы достали все мамины и папины часы, ребенок просто ошалел от их количества и блеска, был похож на маленького вороненка. Обошли квартиру и посмотрели какие часы есть у нас. Оказалось, что настенные, электронные, будильник, песочные.
Что такое день и ночь: скачать книжку
Попутно с чтением книги поговорили о том, что такое сутки, из чего они состоят? Из ночи и дня. Недаром говорится: “День и ночь – сутки прочь”. В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси. Мы это уже проходили, когда знакомились с глобусом. Александр прочитал стихотворение по теме, оформленное в сделанную мною книжку по Доману.
Вы можете скачать ее бесплатно через эту ссылку. Перед скачиванием просмотрите ее содержание, подойдет ли оно вашему ребенку по возрасту. Если не знакомы с методикой Домана, уточню, что книга сделана для практики чтения дошкольниками. На одной страничке текст – на другой картинка. Для распечатывания используется функция 2 странички на 1 листе.
Учим время на практике
Книгу Шалаевой мы читали постепенно, в первый день прочли о том какие бывают часы и рассмотрели имеющиеся. Во второй день о циферблате и стрелках. И вот когда мы дошли до определений “ровно час”, “половина часа”, главными нашими помощниками стали наши часики с крутящимися стрелочками и рабочая тетрадь Кумон “Учимся определять время. Час и полчаса”.
Подробное описание рабочей тетради можно прочитать в статье Учимся определять время.
Изучаем циферблат: часовая и минутная стрелки
Учим время на часах начиная с циферблата. Из книги мы узнали что такое циферблат, какая стрелка минутная и какая часовая, как передвигаются стрелки.
Рассказываем, что круг в центре часов называется циферблатом. На него нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, потолще, двигающаяся медленно. Когда она совершит один круг по циферблату, то проходит двенадцать часов. Эта стрелка называется часовой.
Стрелка часоваяИдет за часом час,Не спеша, не отставая,
И ведет с собою нас.
У часов есть еще одна стрелка – минутная. Она длиннее, тоньше часовой и движется быстрее. Чтобы показать один час, минутная стрела должна пройти все 12 цифр, в то время как часовая всего лишь передвинется от одной цифры к другой.
Минутная стрелка —Ты часовой сестра.Минутная стрелка —Длинна ты и быстра!Отсчитывать минутки —
Это ведь не шутки!
Здесь нам очень пригодились наши покупные часики с передвигающимися стрелками. Одно дело посмотреть картинки в книге, другое самостоятельно выставить стрелочки. Данная модель двусторонняя: с одной стороны можно учить часы и минуты, с другой рисовать стрелки самому. Что позволяет взрослому понять, на сколько усвоен материал.
Похожие варианты есть здесь.Если вы занимаетесь с маленьким ребенком, то очень советую обратить внимание на книги с часами. В них есть текст с картинками, который увлечет малыша и встроенные часы с подвижными стрелками.
Сказка про стрелки циферблата
Дети прекрасно усваивают информацию через сказку, так что учим время с этой замечательной мини-сказкой. Рассказывать лучше по памяти, держа в руках часы и показывая все действия персонажей.
Жил-был часовой король. Правил он своим круглым часовым королевством, где жили двенадцать часовых подданных. Король был серьезный и недоверчивый – уж очень он сильно беспокоился, все ли его подданные цифры на месте, не ушел ли кто в другое королевство.
Служили королю два помощника – стрелки Тик и Так. Тик был высокий, худой и шустрый. Ему не стоило никакого труда оббегать всех жителей королевства за один час. Так – низкий, толстенький, неторопливый.
Он медленно, тяжело дыша, шел от дома к дому и тратил на свою работу целый день или двенадцать часов.
Тик и Так иногда встречались, но ненадолго – Тику не терпелось первым доложить королю о том, что всё в порядке, поэтому, пожав руку Така, он быстро бежал во дворец.
Физкультминутка о стрелках
Проводя физкультминутку выполняй все движения о которых говорится в стихотворении. Учимся определять время не сразу, это достаточно долгий процесс. Если вы будете проводить эту физкультминутку несколько раз, то ребенок обязательно выучит стихотворения наизусть. Попросите его произносить слова вместе с вами.
Вслед за стрелкой часовой,Не спеша, пойдем с тобой.Тик-так, тик-так —Мы идем за шагом шаг!Тик-так, тик-так,
Шаг-шаг, еще шаг!
А теперь, ускоряем шаг, побежали за стрелкой минутной. Бежим по кругу и проговариваем:
За стрелкой минутнойМы быстро бежим,Мы очень торопимся,Очень спешим!Минутную стрелкуХотим мы догнать.Минутка, минутка,Минутка опять!
А теперь, вместе махнем правой рукой по часовой стрелке и проговариваем:
Дружно махнемПравой рукой
Мы по стрелке Часовой!
Снова возьмемся за руки и не спеша идем против часовой стрелки, проговаривая:
Против стрелки часовойНачинаем мы движенье,Теперь знаем мы с тобой
Это направленье!
Обсуждение вопросов для понимания времени
- Сколько часов в сутках?
- На какие две части можно разделить сутки?
- На какие четыре части можно разделить сутки?
- Какое время суток самое светлое?
- Какое время суток самое темное?
- Расскажи что ты делаешь утром, днем, вечером и ночью?
Александр прекрасно справился со всеми вопросами, чем не скрою удивил меня, я радовалась его ответам как ребенок.
Плакат с распорядком дня своими руками
Очень важной частью нашей жизни стал распорядок дня, которого мы всегда придерживались. Но теперь, когда учим время, он у нас наглядно висит на стене. Плакат очень большой на двух листах ватмана, я хожу и любуюсь им.
Для изготовления плаката своими руками, я сделала фотографии сына в моменты, которые отображаются на нем. Как вы понимаете, ребенок прекрасно ассоциирует происходящие действия с собой:
- просыпается: пьет молоко;
- умывается и чистит зубы;
- завтракает любимой кашей;
- готов к выходу в детский сад;
- обедает после детского сада;
- тихий час: пьет молоко;
- ужин;
- купание в ванне;
- пижама одета: молоко, сказка, поцелуй.
Учим время на часах по мультфильмам
На этом этапе нам в помощь подошли прекрасные мультфильмы. Думаю, что Шишкину школу любят и знают все дети, именно их мультики более наглядно объясняют данную тему.
Шишкина школа Определяем время по часам: часть 1
Шишкина школа Учим время на часах: часть 2
А еще мы с Александром выучили вот такую коротенькую и ритмичную песенку про часы “Тик-так”.
Часы из природных материалов: творческая работа
К творческим занятиям можно отнести – совершенно незапланированные часы из природных материалов. Мы гуляли по парку, где Александр подняв две палочки, стал выставлять ими время.
– Мама, смотри, это семь часов, а это четыре!
Придя домой я достала имеющиеся материалы: желуди, шишки, солому, семена акации и те самые палочки найденные ребенком. Пенопласт правда был немного пострадавший, но мы же не на выставку делали работу . Александр помогал скреплять желуди, раскладывать материалы по местам. Сама я наносила горячий силикон, а он придавливал материалы куда нужно.
Учим время на часах с римскими цифрами
Когда мы занимались по книге Галины Шалаевой, нам встретились часы с римскими цифрами и даже совсем без цифр.
Уверена, что это сделано, на последних страницах книги, для того, чтобы проверить если ребенок смог запомнить расположение цифр на циферблате.
Но Александр сразу заинтересовался, что это за цифры такие и почему они другие? Нам пришлось достать книгу “Цифры и числа” из серии “Зачем? Отчего? Почему?”, в которой этот вопрос объясняется достаточно наглядно.
Вот такое объяснение получилось из палочек Киюзинера. Самое интересное, что Александр из моего объяснения уловил суть сразу. Когда я выкладывала 4, 5, 6 объяснила ему, что палочка слева, когда число меньше и палочка справа, когда оно больше.
Александру не терпелось попробовать самостоятельно, поэтому я положила десять, а он сам выложил девять и одиннадцать.
Скажу вам по секрету, что я встречала взрослых людей, которые путались в римских цифрах, а детям оказывается они даются так легко .
Ну не останавливаться же на объяснении без практики. Опять же незапланировано получились вот такие часы с римскими цифрами. В течении вечера ребенок выкладывал их разные модели.
Вот так уважаемые читатели, мы учим время на часах. Надеюсь, что в моей статье вы нашли для себя нужную информацию. Самое главное – это конечно иметь интерес ребенка к данному вопросу.
И если вы увидели его в более раннем возрасте, чем обычно вводится объяснение часов, то не бойтесь дать малышу то, что так сильно его интересует. Мой ребенок этому подтверждение. Буду рада если вы поделись статьей в соц.
сетях используя кнопочки ниже.
Вам также будет интересно:
Как играть в математику с палочками Кюизенера
Игральная математика для дошкольников
Настольные и подвижные игры по математике
Тетради Кумон чтобы ребенок учил время на часах
Источник: https://www.millionairekids.ru/uchim-vremya-na-chasax/