Как ребёнка научить времени
Сейчас родители стремятся обучить своих детей навыкам определения времени пораньше, начиная с 5-6 лет.
Однако зачастую процесс обучения в этом возрасте даётся маленьким ученикам непросто, и максимум чего удаётся добиться – это понимания и определения ребёнком категории часа.
Как научить ребёнка определять время эффективно, что необходимо сделать для того, чтобы этот навык был освоен им легко?
Приступая к обучению, необходимо учитывать некоторые советы, о которых сегодня поговорим в нашей статье.
В возрасте 5-6 лет далеко не все дети уверенно оперируют математическим счётом до 60, и что ещё немаловажно – категорией кратности, понимание которой (числа, кратные 5, пять минут) необходимо для успешного освоения расчётов с минутными промежутками.
А вот обучение ребёнка, начатое в 7-8 лет, по наблюдениям родителей и педагогов, протекает гораздо проще и укладывается в 5-7 занятий.
В этом возрасте обучаемый быстро и легко схватывает основные моменты и уже через пару недель начинает свободно определять время.
Поэтому лучше немного подождать и приступить к занятиям тогда, когда вы заметили, что у ребёнка появилась потребность в определении времени.
Подготовительный этап. Общие понятия
Как научить ребёнка понимать время? Для того чтобы он быстро и без проблем обучился определять время, необходимо сформировать у него чёткое представление о времени суток, и по возможности привязать это представление к цифровому представлению на циферблате часов.
Обсудите с ребёнком четыре времени суток – «ночь», «утро», «день», «вечер». Расскажите, как соотносится режим его дня с этими понятиями, в какое время суток он просыпается, кушает, идёт на прогулку, и т.д.
Покажите часы. Желательно, чтобы циферблат был крупным, белым без отвлекающих рисунков и трудных для запоминания римских цифр.
Расскажите о свойствах двух стрелок, длинная указывает на минуты, короткая – на часы. Объясните, что это свойство постоянно для всех часов.В дальнейшем для занятий по обучению времени вам понадобится сделать несколько макетов циферблатов самостоятельно, для того, чтобы в случае необходимости, можно было что-то написать или наклеить рядом с цифрами.
Макет часов. Можно сделать из белой одноразовой тарелки, стрелки – из кусочков картона, закрепив их посередине небольшим шурупом. Цифры подпишите маркером, оставляя небольшое место для пометок рядом с цифрой, если это понадобится. Позаботьтесь о разметке (пять делений) между цифрами, это важно. Разметка должна быть чёткой и крупной, ребёнок будет её пересчитывать.
Учимся определять ровное количество часов
На этом этапе необходимо добиться у обучаемого чёткого понимания категории часа. Для этого установите на учебном циферблате какое-нибудь время, допустим, три часа. При этом проследите, чтобы минутная стрелка находилась на двенадцати.
Акцентируйте внимание ребёнка на том, что позиция минутной стрелки – на цифре «12» означает «ровно» столько-то часов. Передвигая часовую стрелку, потренируйтесь в определении ровного количества часов.
Если вы смогли доступно объяснить ребёнку понятие «часы», то можно смело переходить к следующему этапу.
Учимся определять минутные промежутки часа – 5, 10, 15, 20, 25 минут
Именно на этом этапе будет актуально понимание ребёнком категории кратности. Установите на циферблате время – ровное количество часов, допустим, два часа.
Затем предложите пересчитать количество мелких чёрточек от цифры «12» до цифры «1», обратите его внимание на то, что их – 5.
После этого нарисуйте на небольшом кусочке бумаги цифру пять и положите её рядом с цифрой 1, но так, чтобы она не сливалась с единицей! Объясните, что это означит – пять минут третьего. Повторите процедуру несколько раз (отсчёт пяти минут, результат – название времени).
После этого покажите ребёнку, как считать минутные промежутки, не пересчитывая каждый раз от одного до пяти, а оперируя сразу пятёрками – 5, 10, 15, 20, 25 минут.
Постарайтесь, чтобы обучаемый легко уловил суть, что два промежутка по 5 – это 10 минут, 3 по 5 – это 15 и так далее.
Следите за тем, чтобы ребёнок не угадывал время, а мыслили логически. Тогда у него сформируется чёткая картина определения минутных промежутков.
Учимся объяснять половину часа
Это достаточно просто объяснить, закрыв половинку циферблата (вертикально) листом бумаги или вырезанным полукругом. Акцентируйте внимание на том, что понятие половины часа равно «30 минутам», потренируйтесь по-разному определять половину часа – «половина девятого» или «тридцать минут третьего». Закрепите эти навыки.
На этом этапе также важно, чтобы у вашего ученика сформировалось понятие первой половины часа – до 30 минут (начало часа), и второй половины – после 30 минут (окончание часа), так как научить ребёнка определять время без этих азов невозможно. Это поможет ребёнку определиться с расстановкой минутных промежутков: сейчас «пять минут первого» или «без пяти минут час».
Существуют альтернативные методы объяснить ребёнку время. Это представление временных промежутков в цифровом эквиваленте, когда люди говорят, называя цифры, «сейчас 15-20», «18-40» и так далее.
Однако немногим детям в возрасте 7-8 лет даётся уверенный расчёт пятёрками вплоть до 55 минут, поэтому, выбирая способ, как научить ребёнка понимать время, руководствуйтесь пониманием его индивидуальных особенностей.Если ребёнок без проблем и с удовольствием занимается математикой и любит задачи на счёт, то второй способ, возможно, подойдёт ему больше.
Важные моменты
Старайтесь, чтобы обучаемый воспринимал не только цифровые величины временных промежутков, но и их альтернативные названия словами.
Примеры:
Половина: половина десятого = девять тридцать = тридцать минут десятого.
Четверть: без четверти пять = без пятнадцати пять.
Девять двадцать (9-20) = двадцать минут десятого.
Помните, что умение ориентироваться во времени – достаточно сложный навык, не требуйте от ребёнка быстрого усвоения материала. Активно закрепляйте и повторяйте полученные знания, и уже совсем скоро вы сможете услышать ответ на ваш вопрос, о том, «который сейчас час».
Развивающий мультик, как научить ребёнка определять время:
Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/razvivayushhie-zanyatiya/rebenka-nauchit-vremeni.html
Как научить ребёнка узнавать время по часам? Подробная инструкция
Здравствуйте, уважаемые читатели! Как научить ребёнка узнавать время по часам? Этот вопрос довольно часто встречается в ваших письмах. Многих родителей интересует, с какого возраста ребёнка нужно учить следить за временем.
Мнения специалистов расходятся. Одни считают, что говорить с малышом о часах и минутах стоит только тогда, когда он научится считать как минимум до шестидесяти. Другие утверждают, что ненавязчивое обучение должно начинаться с самого рождения.
Кто же прав?
На наш взгляд, правы и те, и другие. Действительно, даже общаясь с грудничком, можно говорить: «Через час мы с тобой пойдём гулять», «В два часа Катюша будет обедать», «Ты проспал целых три часа» и т.п. Конечно, кроха не сможет понять, о чем идёт речь, но на уровне подсознания у него сформируется понимание временных явлений.
По-настоящему же обучение стоит начинать, когда между вами и малышом произойдёт примерно такой диалог:
— Когда мы пойдём гулять?
— Через час.
— А час — это сколько? Это много или мало?
Как правило, это происходит, когда ребёнку исполняется 5,5–6 лет. К этому времени большинство детей уже знают цифры и умеют считать в пределах ста. Они уже понимают, что значит вчера, сегодня и завтра, а также разбираются во времени суток. С чего же начать обучение? Чтобы помочь вам, мы подготовили некоторые рекомендации и советы.
Зачем нужны часы?
Определение времени по часам — очень непростой навык. Ребёнку трудно разобраться в том, что нельзя увидеть или потрогать. Поэтому прививать малышу понятие времени следует постепенно, давая ему время, чтобы осмыслить новые знания. Лучше всего проводить занятия в игровой форме, совершив вместе с ребёнком небольшую экскурсию в историю часов. Начните со стихотворения:
Часы бывают разные:Есть детские, есть важные.Будильники пузатые,Настенные глазастые,Карманные почтенные,Наручные надменные,Настольные серьёзныеИ башенные грозные.Бегут часы по кругу,
И всё им нипочём.
Шаги часы-минуты
Чеканят день за днём.
(К. Абоимов)
Спросите малыша: «Как ты думаешь, для чего нужны часы? Что бы случилось, если бы все часы на свете исчезли?». Если кроха затрудняется с ответом, расскажите ему о том, что важно всё делать вовремя и никогда не опаздывать. Фантазируйте вместе с ребёнком.
Обсудите с малышом, как раньше люди обходились без часов, расскажите про живые часы — различные растения и птичек, подкрепляя рассказ показом заранее приготовленных картинок. Затем загадайте загадку:
Ходят по двору часы —Хвост невиданной красы.Ноги голенасты,
До чего горласты!
(петух)
Если у вас есть песочные часы, то покажите их карапузу, расскажите, как они работают. Вместе посмотрите, как падают песчинки. Заинтересовать малыша можно, если замерить песочными часами время, пока он умывается, кушает или одевается на прогулку. Попросите ребёнка ответить, понравились ли ему живые и песочные часы, удобны ли они.
После этого можно переходить к рассказу о современных часах — стрелочных или электронных. Пусть малыш вспомнит, где он видел часы: дома, у папы на руке, на городской башне. Спросите ребёнка, хочет ли он научиться понимать по часам. Если ваша беседа заинтересовала карапуза, то ответ обязательно будет положительным.
Как научить малыша определять время
Для того чтобы занятие было успешным, вам понадобятся обучающие часы. Их можно приобрести в магазине, но гораздо интереснее изготовить своими руками — конечно, с помощью ребёнка.
Вырежьте из картона большой циферблат и прикрепите цифры и стрелки. Они должны легко сниматься и снова устанавливаться.
Во время творческого процесса поясните крохе, что самая короткая и толстая стрелка — часовая, длинная — минутная, а тоненькая — секундная.
Три стрелки служилиВ Часах под стеклом,Где Время по кругуСпокойно текло.Секундная стрелкаСкакала: ТИК-ТАК.Минутная чёткоЧеканила шаг.А следом за ними,Всегда поспевая,Со знанием делаПолзла часовая.
(И. Калиш)
Обучение ребёнка часам можно проводить по следующей методике:
- Снимите с часов секундную и минутную стрелки. Расскажите малышу, какое направление движения называется «по часовой стрелке».
- Установите часовую стрелку, к примеру, на 4 часа. Расскажите малышу, что значит «четыре часа ровно».
- Пусть кроха покрутит стрелку, останавливая её на различных цифрах и проговаривает: «один час», «два часа» и т.д.
- Научите ребёнка показывать «час назад» или «через три часа», прокручивая стрелку. Если малыш хорошо усваивает новые знания, то можно переходить к следующему этапу.
- Добавьте на циферблат минутную стрелку. Ещё раз объясните крохе, что часовая стрелка короткая, а минутная — длинная. Важно, чтобы малыш умел чётко их различать.
- Поясните крохе, что в тот момент, когда часовая стрелка показывает ровно час, два, три, четыре и т.д., минутная всегда стоит на двенадцати. Для закрепления попросите малыша выставить часовую и минутную стрелки, например, «ровно на пять часов».
- Теперь следует ввести понятие «полчаса» и показать, что в этом случае минутная стрелка должна быть на цифре шесть. Снова предоставьте ребёнку самому выставить «половину третьего», «половину седьмого» и т.п.
- После того, как эти навыки будут отработаны, переходите к дальнейшим объяснениям. Поставьте минутную стрелку на 12, а затем сдвиньте её на единицу. Скажите малышу: «Прошло 5 минут». Затем переставьте стрелку на двойку и скажите: «Прошло 10 минут». Пусть малыш сам переставляет минутную стрелку и озвучивает: «15 минут», «20 минут» и т.д.
- В каждой пятиминутке сделайте по четыре деления. Предложите ребёнку подсчитать, где будет 4 минуты, 18 минут, 39 минут, и выставить туда стрелку.
- Когда игрушечная модель освоена, переходите к настоящим часам. Давайте малышу задания: «Напомни мне включить телевизор в 10 часов 15 минут», или «Позовёшь меня через 25 минут» и т.п.
- Привязывайте все действия крохи ко времени: «Сегодня ты проснулся в половине восьмого», «Ужинать будем в семь часов пятнадцать минут».
- Предложите малышу проверять время по электронным часам. Поставьте их рядом со стрелочными, и пусть ребёнок выставит на циферблате то время, которое высвечивается на электронных часах.
- Давайте малышу задания на время. «А ну-ка, за сколько минут ты оденешься?», «Сколько палочек ты напишешь за 10 минут?».
- Как можно чаще задавайте крохе вопросы: «Во сколько ты проснулся?», «Который был час, когда мы пришли с прогулки?».
- Проведите с ребёнком игру, предложив прожить день «понарошку за 5 минут». Задавайте ему вопросы типа: «В котором часу ты завтракал?», «Когда ты смотрел мультики?», а малыш пусть выставляет это время на игрушечных часах.
- Выучите с ребёнком весёлый стишок:
На планете круглой СуткиЖили карлики Минутки.Были ростом все Минуты —Коротышки, лилипуты.Через горы-океаныПроживали великаны,Наклонясь под небесами,И звались они Часами.Рядом с ними все Минутки —Как малютки, как малютки.Рядом с ними коротышки —
Просто мышки, просто мышки.
(Г. Дядина)
Обсудите с малышом его распорядок дня, привязывая все события к определённым часам. Возьмите большой лист ватмана и нарисуйте на нём несколько циферблатов часов, а рядом наклейте картинки. К примеру, 7:30 — малыш просыпается, 8:00 — завтракает, 10:00 — прогулка и т.д. Плакат повесьте в детской комнате возле кроватки ребёнка.
Обязательно проведите с малышом беседу о том, что время нужно использовать с толком, не терять его даром. Прочитайте крохе поговорки и объясните, какой смысл в них заложен:
- Всему своё время.
- Делу время, а потехе час.
- Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
- Порядок время бережёт.
- Пропущенный час годом не нагонишь.
Посмотрите вместе с малышом старый детский фильм «Сказка о потерянном времени» и мультфильм «Не теряй времени».
Ну вот, уважаемые родители, мы надеемся, что наши рекомендации оказались для вас полезными и вы с успехом сможете научить своего ребёнка узнавать время по часам. Владение чувством времени поможет вашему малышу:
- стать более организованным и дисциплинированным;
- выполнять вовремя все задания и поручения;
- приобрести самостоятельность.
Мы ждём ваших рассказов, комментариев и отзывов. Как обычно, просим поделиться информацией о нашем сайте с вашими знакомыми, которым тоже могут быть интересны наши статьи.
Желаем вашим карапузам больших успехов, а вам — терпения. До новых встреч! До свидания!
Источник: http://nii-evrika.ru/kak-nauchit-rebyonka-uznavat-vremya-po-chasam/
Как научить ребенка времени — упражнения и занятия
Для ребенка умение ориентироваться во времени – это весьма полезный навык, который нужен для организации правильного распорядка дня, и, следовательно, выступает залогом здоровья и отличного настроения.
Обычно к пяти годам детки хорошо ориентируются во времени суток, но со стрелками часов путаются. Несмотря на то, что электронные часы давно заменили традиционные, определять время по стрелкам должен уметь каждый человек.
Итак, как научить ребенка времени?
Основные временные понятия
Начинать следует с подготовки деток к обобщенному понятию о времени. Прежде всего, малыш должен уметь различать вечер, утро, день и ночь. Объяснять отличие во времени суток надо на понятных для ребенка примерах, например, вечером малыш засыпает, всю ночь спит, просыпается утром, а днем гуляет.
Когда ребенок выучит времена суток, можно будет приступать к формированию понятий о прошлом, будущем и настоящем. Наиболее простыми и доступными для деток являются такие понятия, как сегодня, вчера и завтра.
Вечером рассказывайте малышу, что завтра утром вы пойдете, например, в детский сад. На следующий день скажите, что завтра наступило и превратилось в сегодня, и вы собираетесь в садик, а завтра будет выходной, и вы пойдете в цирк (в зоопарк или гулять).
Точно так же формируйте понятие «вчера», напоминая крохе прошедшие события.
Как научить малыша определять время по стрелкам часов
Прежде всего, необходимо удостовериться, что ребенок хорошо знает все цифры и умеет считать, без этого научить ребенка времени невозможно. Ознакомьте малыша с циферблатом, часовой, минутной и секундной стрелками, покажите их.
Объясните, что такое секунда, например, за одну секунду можно успеть один раз хлопнуть в ладошки. Покажите ребенку, как быстро движется секундная стрелка, объясните ему, что то время, за которое стрелка пройдет один круг, называется минутой. Минуты показывает самая длинная стрелочка.
Время, за которое эта стрелка пройдет один круг, называется часом.
Для того чтобы малыш быстро научился определять время по часам, сделайте картонный макет часов со съемными стрелками. Проще всего начинать объяснение с часовой стрелки. Если она стоит на цифре 1, то это значит, что сейчас один час, если на цифре 2, то два часа и т.д.
Напротив цифр можно нарисовать ассоциирующиеся с ними события, например, в 9 часов ребенок ложится спать, в 5 часов идет из садика домой, в 12 часов − обед, с 1 часа до 2 часов спит в садике. Регулярно спрашивайте у малыша, который сейчас час. Когда ребенок научится правильно определять время по часовой стрелке, добавьте к картонным часам минутную стрелку.
Сначала объясните, что такое полчаса (это то время, за которое стрелка пройдет полкруга).
Расскажите, что каждое деление на часах соответствует 5 минутам. Посчитайте сколько минут в двух делениях, в трех и т. д. Покажите малышу, как выглядят 5 минут, 7 минут, 22 минуты.
Для закрепления знаний постоянно просите ребенка определить время по часам самостоятельно. Кроме этого, можно использовать различные интересные упражнения и развивающие игры. Например, вокруг циферблата можно наклеить изображения животных и сказать ребенку, что когда зайка придет в гости к мишке, вы будете смотреть мультфильмы.
Научить ребенка времени по часам
Время – это абсолютно абстрактное понятие, его невозможно увидеть и потрогать, можно только почувствовать длительность событий. Но детки не осознают время, оно для них связано с определенными местами и действиями.
Общие временные понятия
Прежде чем пытаться научить ребенка времени по часам, необходимо разобрать с ним основные временные понятия.
- Временные последовательности
Объясните ребенку, что сутки состоят из 4-х промежутков времени: утро, день, вечер и ночь. Утром малыш встает и собирается в детский сад, днем он гуляет с детками, вечером приходит мама (папа, бабушка) и забирает его из садика, а ночью все ложатся спать. После того как ребенок проснется, начинаются следующие сутки.
- Прошлое, настоящее и будущее
Эти понятия представляют наибольшую трудность, поэтому для их формирования можно использовать развивающие игры и картинки. Например, карточки с изображением времен года или поэтапного роста растения или животного.
Как научить ребенка времени по циферблату часов?
Как научить ребенка времени по циферблату часов
Когда малыш освоит обще понятие о времени, его можно начинать учить понимать время по часам. Расскажите, что часы состоят из циферблата, на котором нарисованы цифры, и стрелочек (минутной и часовой, а также секундной). Стрелки указывают на цифры, по которым судят о том, сколько прошло времени.
Для облегчения понимания времени по часам можно воспользоваться картонным макетом часов с бумажными стрелками. Максимально упростите задачу и оставьте только одну стрелку – часовую.
Если часовая стрелочка находится на цифре 2, то это означает, что сейчас два часа, если на цифре 3, то три часа.
Если стрелочка находится чуть дальше цифры 3, но не доходит до цифры 4, то это значит, что сейчас немного больше трех часов.
У детей хорошо развита ассоциативная память, поэтому соотнесите часы с основными событиями дня. Например, когда вечером часовая стрелка дойдет до цифры 9, малышу нужно будет ложиться спать. Вместе с ребенком можно сделать большие часы, на циферблате которых напротив цифр будут нарисованы события (отход ко сну, прогулка, завтрак).Когда ребенок научится понимать время по часовой стрелке, добавьте к часам минутную стрелочку. Объясните малышу, что она длиннее часовой и движется гораздо быстрее. За один час минутная стрелочка проходит один круг, за два часа – два круга, за полчаса – половину круга и т. д.
Между основными цифрами на циферблате сделайте по 5 небольших делений. Таким образом, когда минутная стрелочка достигнет цифры 1, это будет означать 5 минут, цифры 2 – десять минут и т. д. Попросите ребенка передвинуть минутную стрелку на 10, 20, 30 минут.
Когда малыш начнет хорошо ориентироваться по времени на картонных часах, можно переходить к настоящим.
Когда общие временные понятия будут усвоены, и кроха научится понимать время по часам со стрелками, можно будет без труда научить его ориентироваться по электронным часам.
Источник: https://sadikru.ru/kak-nauchit-rebenka-vremeni/
«Напоминай, наблюдай, настаивай». Как научить ребёнка ценить своё время
Чрезмерное увлечение ребёнка компьютерными играми, постоянный скроллинг страниц в соцсетях и, как следствие, не сделанные вовремя школьные уроки. Ситуация, знакомая практически каждому современному родителю. Софья Березовская рассказывает, как научить ребёнка планировать время так, чтобы его хватало на всё.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Нам, родителям, хочется, чтобы дети успевали во всём, хорошо учились и в целом были успешны. Мы радуемся хорошим оценкам, удачно прочитанному стихотворению, выигранной олимпиаде, хотим всегда видеть детей на волне успеха.
Понимая, что успешность во многом предопределена нашим участием, частенько заглядывая к ним в комнату, мы надеемся увидеть их склонёными над учебниками и тетрадями. Наши ожидания оправдываются не всегда. Чаще перед нами предстаёт картина полной праздности и безделья — дети, увлечённо играющие в компьютерные игры или зависающие в социальных сетях.
В результате не сделанные уроки так и остаются лежать «мёртвым грузом» на письменном столе. Теряя терпение, мы извергаемся гневным монологом о безответственности и быстротечности времени.
Так что же нас раздражает в таких ситуациях? Игры, безделье, сомнительные друзья в соцсетях? Скорее всего, отсутствие в наших детях умения планировать и ценить время.
Речь тут не о том, чтобы загрузить ребёнка до отказа репетиторами, кружками и секциями, на которых он, как робот, отрабатывает занятие за занятием.Имеется в виду то, как сделать так, чтобы нагрузка (пусть поначалу небольшая) была осмысленной и самостоятельно им спланированной.
Конечно, найдутся мамы и папы, для которых это не очень актуально. Дочь моей знакомой уже восемь лет подряд держит школьное первенство в статусе отличницы, а ещё посещает профессиональную спортивную секцию и театральную студию.
И всё сама! Родительское участие заключается лишь в выслушивании благодарности от классного руководителя за такого прекрасного ребёнка и посещении театральных постановок с участием их дочери. Но это скорее исключение из правил.
В большинстве случаев ребёнку нужно показать и объяснить, что такое время и как его рационально использовать
Я начала с себя, зная, что дети воспитываются примером, который видят перед глазами. Правило заключается в том, что действия родителя всегда превалируют над его словами. И если дети изо дня в день видят выбегающую сломя голову на работу маму, то не стоит ждать от них пунктуальности.
Заведите календарь
Я купила обыкновенный календарь, который стал обязательным аксессуаром детской комнаты. Для удобства я приобрела такой, где недели в месяце расположены столбиком, а не в линию. Ребёнок наглядно увидел, что время — это невосполнимый ресурс.
В жизни же нельзя вернуть вчерашний день для того, чтобы что-то доделать. Приходится завершать сегодня, хотя можно было бы заняться уже чем-то другим.
Благодаря такому простому, но важному приёму сын постепенно научился чувствовать временные промежутки и время в целом.
Вместе мы начали заносить в календарь основные события текущего и предстоящего месяца. Туда входило всё: даты сдачи школьных работ, спортивные тренировки, встречи с друзьями, походы в театр и кино.Потом он уже делал это самостоятельно, а где-то через полгода это вошло у него в привычку. В дополнение к этому я купила ежедневник, ведь долгосрочные планы не отменяют краткосрочных.
Каждый воскресный вечер заканчивался составлением подробного плана на следующую неделю.
Но только не стоит ждать от детей мгновенных результатов. К этому надо приучить. Главное — терпение, систематичность и регулярность.
Делите работу на этапы
«Перед смертью не надышишься», — сказала я однажды сыну, когда он предположил, что сможет подготовиться к экзамену за один день. Я предложила другой путь. Разбить всю подготовку на логические этапы, выделить основные темы и уделять каждой по одному часу ежедневно. Для наглядности все этапы записывать в ежедневник.
Конечно, не обошлось без сопротивления и его возмущённых комментариев о том, что ночная подготовка перед испытанием — это норма школьной и студенческой жизни. Мне пришлось настоять.
В итоге получился не только краткосрочный результат в виде высокого балла, но и долгосрочный — фундаментальное и глубокое знание выученного материала. Потом мне было приятно слышать признание сына в том, что такая поэтапная подготовка помогла ему уменьшить уровень стресса на самом экзамене.
Материал в его голове был систематизирован в «библиотечном порядке» — ему нужно было только воспользоваться «нужной полкой».
Завершайте начатое
Это важный момент. Не дайте своему ребёнку попасться на удочку «закончу завтра-послезавтра». Это обычно значит «закончу никогда», а соответственно, никогда не будет и результата. Рассказывайте ребёнку о перспективах чего-то уже сделанного, анализируйте вместе последствия будущего результата, чтобы он стал мотивацией и тем бонусом, ради которого ребёнок захочет завершить начатое.
Правила трёх «н»: напоминай, наблюдай, настаивай
Приступая к столь непростой задаче, как формирование у ребёнка умения планировать время, я прекрасно понимала, что ничего не получится само по себе. Я была настроена на долгую, терпеливую и кропотливую работу, которая сводилась к простым правилам: периодически напоминай, постоянно наблюдай и изредка настаивай.
И ещё: больше юмора в общении с собственными детьми — и они всегда будут рады к вам прислушаться.
Shutterstock (Realstock)
Источник: https://mel.fm/blog/sofya-berezovskaya/38012-napominay-nablyuday-nastaivay-kak-nauchit-rebenka-tsenit-svoye-vremya
Как научить ребенка понимать время по часам: игры и способы для детей
Родители и детские психологи соглашаются в том, что сложней всего объяснять малышам абстрактные понятия.
Научить понимать время не всегда просто даже ученика начальной школы, не говоря о детях младшего возраста. Но между тем это необходимый практический навык, и освоить его придется каждому.
Специально для вас, дорогие родители, наша статья о том, как научить ребенка понимать время по часам.
Формирование понятия времени
При нормальном развитии ребенок с младенчества замечает смену дня и ночи. Вы будете удивлены, но даже совсем крохи действительно осознают режим дня. Маленький ребенок легко приучается засыпать и просыпаться примерно в одинаковое время. При этом малыш еще не может понять, что спать положено ложиться в 21:00, он просто чувствует желание поспать.
Примерно после первого дня рождения ребенка можно начинать ненавязчиво знакомить с понятием времени. Используйте в повседневной речи обозначения: «утро», «день», «вечер» и «ночь». Малышам старше двух лет можно рассказывать о днях недели.
Как научить ребенка пониманию времени без труда? С дошкольниками можно смело составлять планы на день. Начните с определения основных занятий отдельно на утро, день и вечер.
Если родители чаще в разговорах с ребенком указывают какие-то временные промежутки: «пойдем гулять через два часа» или «ты должен убраться за 10 минут» — малыш совсем скоро запомнит эти слова.
Но не забывайте о том, что из-за абстрактности понятия одно знание наименований единиц его измерения не научит чувствовать время.
Педагоги советуют приступать к занятиям с часами только тогда, когда ребенок достаточно хорошо знает цифры и умеет считать. Примерный возраст для наглядного знакомства с ходом времени – 6 лет. Прежде чем думать, как научить ребенка понимать время по часам, проверьте его знания.
Для изучения механических часов малышу необходимо уметь считать как минимум до 100 и совершать такие математические операции, как сложение и вычитание. Также ребенок не должен путать цифры.
Очень хорошо, если малыш знает, что такое половина, четверть, и свободно оперирует временными понятиями «до» и «после».Теоретически знакомить ребенка с часами можно и раньше, в возрасте 4-5 лет. Достаточно будет кратких рассказов о делении циферблата, ходе часовой стрелки и основных принципах определения времени. Только не требуйте от малыша, чтобы он сразу научился называть точное время с минутами или выполнял упражнения, рассчитанные на первоклассников. Проводите занятия ненавязчиво и в игровой форме.
Механические и электронные часы
В наш век высоких технологий традиционные часовые приборы с циферблатом и стрелками имеются далеко не в каждом доме. Возникает логичный вопрос: «Следует ли вовсе учить ребенка понимать время по механическим часам?» Ответ на него однозначно утвердительный.
Только классические часы с циферблатом помогут понять ход времени и наглядно продемонстрируют количество часов в сутках. Не волнуйтесь, со временем вы с легкостью объясните, как понять, который час по электронным дисплеям.
И намного проще это будет сделать, если ребенок уже знаком с классическими часами. Обязательно приобретите настенный прибор для определения времени с циферблатом. Отличная идея – дополнительно подарить ребенку личные красивые наручные классические часы.
Также вам понадобится наглядное пособие для обучения и игр.
Как научить ребенка понимать время по часам, спросите вы? Очень полезно для обучения этой премудрости использовать игрушечные часы. Вы можете приобрести их в отделе игрушек или сделать своими руками. Возьмитесь за изготовление этой поделки вместе с ребенком. Из плотного картона вырежьте большой циферблат.
Разметьте его, как настоящие часы, по желанию можно добавить декоративные украшения на фон. Из картона контрастного цвета вырежьте две стрелки, важно, чтобы они отличались по длине и ширине. Прикрепите их к циферблату при помощи кнопки. Закрепите конструкцию таким образом, чтобы стрелки легко двигались.
В процессе работы объясните ребенку основные принципы работы настоящих часов, если вы не говорили об этом раньше. Для того чтобы успешно взаимодействовать с данным прибором, следует знать, что каждый час состоит из 60 минут, а сутки — из 24 часов.
Первое знакомство с часами
С чего же начать обучение? Во время первого урока, посвященного ходу времени, расскажите ребенку о делении циферблата и стрелках. Минутную стрелку поставьте на 12 и покажите «ровные часы» (1:00, 2:00 и т. д.). Ребенку будет сложно сразу осознать ход времени, подкрепляйте свой рассказ понятными ему ассоциациями.
Например, напомните, что 3:00 – это время обеда, а в 5:00 начинаются его любимые мультики. Попросите ребенка самостоятельно выставить какое-то время в пределах «ровных часов». Добившись успехов на этом этапе, можно смело переходить к следующему. Расскажите о том, что минутная стрелка совершает полный круг за 1 час.
Попробуйте выставлять разное время и просите ребенка определять его.
Скажи, который час?
Для того чтобы научить ребенка определять время по часам, необходимо регулярно обращать его внимание на циферблат. Надеемся, что в вашей гостиной уже висит классический хронометр.
Помимо регулярных «уроков» заведите привычку между делом спрашивать: «Сколько времени?» — или просить: «Засеки 10 минут».
Ни в коем случае не ругайте ребенка за ошибки и не ленитесь лишний раз повторить с ним азы часовой грамоты.
Как научить ребенка понимать время по часам во время тематических занятий? Возьмите игрушечный циферблат. Попросите малыша выставлять определенное время. Если ребенок хорошо считает, можно усложнить задачу. Предложите показать, где окажутся стрелки через 10, 15, 20 минут от установленного времени.
Составляем распорядок дня по часам
Как научить ребенка понимать время по часам? Игра в таком непростом деле может помочь добиться невероятных успехов. Сомневаетесь? Проверьте лично. Настало время усовершенствовать самодельное пособие для определения времени. Вместе с ребенком вырежьте из плотной бумаги карточки небольшого размера.
Выберите главного героя и на каждом бумажном квадрате нарисуйте определенный момент из его дня. Пускай это будет забавный человечек, сказочный персонаж или какое-то милое животное. Подключите фантазию и постарайтесь придумать дело для каждого часа. Пускай на одной карточке герой чистит зубы, на другой гуляет, на третьей обедает.
Как только комплект картинок будет готов, можно приступать к игре. Выставляйте время на циферблате, а ребенок пускай подбирает соответствующую картинку.Второй вариант игры – нарисовать собственный распорядок дня. Вечером или утром разложите карточки вокруг циферблата, планируя последовательность действий на день. Желательно картинки как-то закрепить и проверять себя в течение дня, не забывая двигать стрелки.
Четверть и половина
В использовании для определения времени классических часов сложно обойтись без таких понятий, как «четверть часа» или «половина часа».
Как только ваш малыш достаточно близко познакомится с циферблатом, стрелками и числами, самое время объяснить и эти условные единицы времени.
Как научить ребенка пользоваться часами и понимать время, поделеное на половинки и четвертинки часа? Помните о том, что дети любые объяснения лучше всего воспринимают при совмещении аудио- и графической подачи информации. Нарисуйте на листе бумаги несколько циферблатов.
Пускай на одном из них часы показывают 15 минут, а на другом – 30. Для наглядности можно заштриховать отрезки от цифры 12 до той, на которой остановилась стрелка. Объясните ребенку и значение таких распространенных выражений, как «без двадцати час» или «без пятнадцати минут».
Знакомство ребенка с любой новой глобальной темой лучше проводить в формате ежедневных мини-уроков. Не требуйте от малыша школьной дисциплины, лучше ненавязчиво приглашайте его поиграть с часами.
Если ребенок не в настроении или занятие проходит непродуктивно, закончите раньше, чем планировали. Помните: обучение чтению, письму или часовой грамоте не будет продуктивным, если станет неприятной обязанностью.
Самый полезный совет о том, как научить ребенка пониманию по часам, – поддерживать интерес к этой теме. Старайтесь регулярно говорить о времени. Рассказывайте о видах часов, покажите механический таймер и секундомер.Учите ребенка чувствовать время и изобретайте собственные единицы. Например, вы можете напоминать малышу, что прогулка длится 1,5 часа, а его любимый мультфильм — 15 минут.
Как научить ребенка определять время по часам и закрепить полученный результат?
Для того чтобы качественно закрепить новые знания, их требуется регулярно использовать на практике. Позвольте ребенку самостоятельно следить за временем и объясните ему, насколько важно быть пунктуальным. Пускай малыш время от времени напоминает, во сколько нужно выйти из дома. Вместе можно засекать продолжительность каких-то процессов. Подобное занятие обязательно увлечет ребенка.
Предложите засечь по часам, как долго готовится еда, набирается ванна, идет телепередача. Это простое упражнение замечательно учит чувствовать время. Совсем скоро ваш малыш научится самостоятельно планировать свой день и, глядя на часы, сверяться с выполнением этого плана. Ведь зная, что процесс сборов на прогулку длится 10 минут, он сможет вовремя убрать игрушки и подготовиться к прогулке.
Надеемся, что наши советы о том, как научить ребенка времени на часах, вам помогут и будут полезны.
Источник: https://FB.ru/article/262953/kak-nauchit-rebenka-ponimat-vremya-po-chasam-igryi-i-sposobyi-dlya-detey
Как научить ребенка времени? Лайфхаки, помогающие научить ребенка ориентироваться по часам
Когда малыш только рождается на свет, для него не существует понятия времени. Он живёт только моментом сейчас. Поэтому грудничок во все горло зовёт свою маму, требуя ее тепло и материнское молоко. И не важно, что она кричит из другой комнаты, что скоро подойдёт. Для него нет понятия скоро.
Чуть позже случаются все эти капризы годовалых детей, которым необходима какая-то игрушка или развлечение и они не готовы ждать, чтобы получить желаемое.
Однако к трем годам уже формируется представление о времени суток. Малыш уже начинает разграничивать для себя утро, день, вечер и ночь. Это заметно облегчает жизнь родителей, ведь с ребенком уже можно договориться о чем-то, сославшись на время.
Как мы видим, для всякого возраста характерно свое понятие времени. Поэтому наиболее целесообразно разбирать приемы по обучению времени согласно возрастным периодам.
Как научить ребенка времени: с рождения до года
Как мы уже сказали, в этом возрасте ребенок ещё далек от какого-либо представления времени. Однако вы можете начать подготавливать почву для дальнейшего осмысления малышом времени суток.
1. Придерживайтесь определенного режима дня. Режим лучше всего объяснит ребенку, что есть некая последовательность событий в этой жизни, которая и называется временем. Конечно, вы должны всегда ориентироваться на самочувствие, здоровье и темперамент ребенка. Не следует идти противего природы.
На самом деле, дети зачастую самый выстраивают собственный режим. Вам стоит лишь его определить и выдерживать каждый день. Обратите внимание, что на протяжении первого года жизни, режим ребенка несколько раз меняется. Ведь малыш становится старше, и ему нужно меньше сна и больше активных действий.
2. Читайте с ребенком книжки, на которых изображены день и ночь, солнце и луна, зима и лето. Обращайте внимание малыша, что когда вы гуляете — светит солнце. А когда вы укладывается спать — на улице становится очень темно.
Как научить ребенка времени: с года до трёх лет
Ребенок становится старше и уже многое понимает. Необходимо просто продолжать рассказывать малышу подробности о том, как устроен этот мир. Дети впитывают всю информацию как губка, даже если они ещё совсем не разговаривают.
1. Рисуйте с малышом картины на тему времени суток, а также времён года. К полутора годам ребенок уже видел и снег, и зелёную травку. Надо только напоминать ему об этих явлениях природы. Раскрашивайте раскраску или рисуйте произвольные сюжетные картины. Используйте яркие цвета и собственное воображение.
2. Покажите ребенку фотографии, на которых запечатлен он сам спящим или бодрствующим, гуляющим среди зеленой травы или играющим со снегом. Ребенку будет легче воспринимать информацию, если она так или иначе связана с ним самим.
3. Продолжайте читать самые разнообразные книжки, иллюстрирующие времена года и суток.4. Познакомьте малыша с часами. Покажите ребенку, какие бывают часы: наручные, настенные, встроенные в домашнюю технику. Пусть ребенок просто потрогает, пощупает, понажимает на кнопки. Для детей очень важно определить предмет через тактильные и сенсорные ощущения.
Как научить ребенка времени: с трёх до пяти лет
В этом возрасте уже можно знакомить ребенка с понятиями часы и минуты. Главное для этого — творческий подход и игровая форма. Не стоит изучать этот предмет через силу, иначе малыш быстро потеряет интерес и перестанет что-либо запоминать.
1. Объясните малышу, такие понятия как год, месяц, неделя. Можете создать с ребенком собственный календарь на неделю. Для этого можно сделать 7 фотографий с самим ребенком. Каждая из фотографий будет изображать деятельность ребенка в один из дней недели.
2. Сделайте собственную модель часов из крепкого картона. На большом циферблате должны быть изображены крупные цифры. Прикрепите одну толстую и короткую стрелку, которую можно крутить. Объясните малышу, что стрелка на часах всегда двигается лишь в одном направлении. Пусть малыш научится крутить стрелку в правильном направлении.
3. Для начала, можете наклеить на циферблат лишь картинки, изображающие время дня и распорядок режима ребенка: в 7 часов малыш завтракает, в 10 — гуляет, в час — спит, в 4 опять гуляет и так далее. Важно, чтобы малыш уяснил связь между часами и последовательностью событий.
4. Чуть позже, объясните ребенку понятие часа времени. Поставьте стрелку ровно на одну цифру. Через час — передвиньте на одно деление. Через час — ещё раз передвиньте. В следующий раз позвольте ребенку самому передвинуть стрелку в нужное положение.
Как научить ребенка времени: с пяти до семи лет
В этом возрасте ребенок уже способен понять более сложные понятия времени, такие как минуты и секунды.
1. Вы можете использовать все тот же самодельный циферблат. Добавьте туда длинную тонкую стрелку. Расскажите ребенку, что час делится на минуты.
2. Поставьте минутную стрелку сначала вровень с часовой стрелкой. Объясните малышу, что в таком положении стрелок наступает ровно какой-то час. Задайте ребенку задание выставить стрелки ровно на три часа, затем ровно на шесть, девять, двенадцать часов. Пусть малыш расскажет о том, что узнал своим родственникам и друзьям.
3. Следующим шагом в обучении времени должно быть понятие получаса. Объясните ребенку, как выставить минутную стрелку, чтобы часы показывали половину какого-то часа. Потренируйтесь вместе с ним.4. Разъясните ребенку, что в часе содержится 60 минут. И каждую из этих минут показывает минутная стрелка.
5. Ближе к 7 годам объясните понятие секунд. Можете приобрести секундомер. Пусть малыш делает небольшие забеги, а вы покажете ему, за сколько секунд он пробежал то, или иное расстояние.
6. Покажите ребенку, что есть различные варианты часов — с циферблатом и стрелками, а также, отображающие просто часы и минуты в цифровом варианте.
Абстрактные понятия, в том числе и время, не сразу укладываются в голове у детей. Вопрос о том, как научить ребенка времени не будет вас так тревожить, если вы будете подходить к этому в игровой форме, не перегружая ум ребенка.
Источник: https://milayaya.ru/raznoe/kak-nauchit-rebenka-vremeni-layfhaki-pomogayushhie-nauchit-rebenka-orientirovatsya-po-chasam.html