Учим ребенка определять время по часам с циферблатом
У родителей сегодня очень популярно развивать ребёнка как можно раньше. Не все понимают: развивать ребёнка и обучать – это не одно и то же. Малыш может понимать, как течёт время, меняются сезоны, месяцы, дни недели, день сменяет ночь.
Он может знать, на какие отрезки делятся сутки, но не определять, который час. Родители должны осознавать свою цель: они хотят научить малыша определять время суток по прибору с циферблатом или дать ему понятие о течении времени.
Эти задачи решаются в разном возрасте.
Родители зачастую не разделяют проблемы. Они хотят, чтобы дошкольник сказал, который час, то есть научился пользоваться механизмом со стрелками. Но последовательность обучения должна быть другая.
- Сначала нужно понимать, что время движется, наблюдая за приметами его течения (с самого раннего возраста).
- Потом малыш должен осознать: существуют повторяющиеся отрезки времени (лет с трёх).
- И на последнем этапе дошкольник должен познакомиться с часами — прибором для измерения времени, отсчитывающим часы, минуты и секунды (не раньше 5 лет). Только после этого учим разбираться в сложной часовой системе, определять, который час (6-7 лет или даже в младшей школе).
Если не прилагать специальных усилий, младший школьник различает времена года, части суток, понимает, что секунда меньше минуты. А вот ориентироваться по часам не умеют даже некоторые пятиклассники, хотя мы учимся этому в школе. Так происходит потому, что на всех электронных устройствах, в интерьере сегодня нет циферблатов.
Советы родителям, как начать обучение
- Не торопите события. Нельзя требовать от ребёнка умений только потому, что сын подруги такого же возраста уже бойко говорит: «Сейчас полседьмого». Дождитесь естественного вопроса малыша.
- Чтобы возник вопрос, человек должен увидеть проблему. Повесьте в детской комнате часы. Цифры на них нужны арабские, если ребёнок уже знает цифры. Или любые, если он цифр не знает. К циферблату обращайтесь постоянно. Иногда полезно сообщать: «Большая стрелка стоит на 8, а маленькая на 12 – восемь вечера, пора спать. Или: «Большая стрелка стоит на 1, а маленькая на 12 – час дня, пора обедать». Не объясняйте: «Если маленькая стрелка.., а большая стрелка…». Вспомните, вас так нудно не учили. Дошкольники, малыши учатся не так, как школьники.
- Схитрите, добейтесь вопроса, просьбы. Пообещайте сюрприз через 20 минут. Дети нетерпеливы, последует вопрос: «Долго ждать?» Здесь расскажите, что показывают часики.
Что должен знать ребёнок, чтобы определять время по часам
- Уметь считать до 60.
- Знать, как пишутся числа от 1 до 12.
- Уметь считать через 5 (то есть таблицу умножения на 5). Этот навык необязателен, его можно развить, изучая циферблат.
Три способа подготовки к обучению детей разных типов
- Для детей-практиков. У 3-5-летних преобладает предметно-действенное мышление. Они понимают, учатся, когда сталкиваются с предметом, рассматривают его, трогают, производят действия. Такому ребёнку придётся пожертвовать часики, самые обычные, без стекла.
Чем меньше ребёнок, тем больше нужны стрелки (будильник не подойдёт). Существуют специальные игрушечные часы-конструкторы. Игрушку-часы нужно сначала собрать из сегментов, потом прикрутить к ней стрелки, закрепить по местам цифры.
- Для детей-художников. Нарисуйте циферблат.
Удобно рисовать на картонной тарелке, если её слегка расплющить. Можно просто на картоне. Взрослый делит круг на 12 сегментов, как пирог. Ребёнок — подпишет цифры, если он уже умеет писать. Малыш с удовольствием разукрасит каждый час-сегмент в любимые цвета.
Ребёнку с преобладающим образным мышлением легко будет «увидеть» каждый час: один — зелёный, как трава; два – малиновый, как малинка, три – серый, как слон…
- Для детей-логиков. Наглядность им тоже нужна, особенно дошкольникам. Но только этот тип детей способен воспринимать рассуждения родителей.
Только им хорошо бы ответить на вопрос «Долго ждать?» так: «Осталось ждать 20 минут. Я дам тебе игрушку, когда маленькая стрелочка будет стоять на цифре 5, а большая пройдёт 4 деления».
Объясняем pебёнку-практику
Ребёнку-практику дать в руки часики со стрелками. Предложить ему подвигать одну из стрелок. Показать, что стрелки связаны. Объяснить, в какую сторону они движутся. Дать понять, что большая движется быстрее, чем маленькая. Показать, что большая стрелка совершает целый круг, пока маленькая перемещается на 1 деление.
Такому ребёнку нужно поменьше объяснять, а показывать. Установить время на 1, 2, 5 и называть: это 1 час, это 2, это 5. Так же объяснить понятия «половина», «четверть», «без четверти».
Если ребёнку меньше 5 лет, на этом объяснения можно прервать. Если малыш хорошо считает до 100 и, главное, имеет понятие о составе числа, то есть понимает, что 60 минут – это 5+5+5.., научите его определять точное время.
Состав числа изучается в первых двух классах школы.
Объясняем pебёнку-художнику
Ребёнку-художнику, после того как он разрисует свой циферблат, помочь придумать сказку, которая объяснит перемещение стрелок. Например, такую.
Сказка о сёстрах-стрелочках
Жили-были две сестры: часовая и минутная стрелки. Минутная стрелка была старше, длинная и стройная. Часовая стрелочка была маленькая, очень медлительная. Минутная всё время тянула за собой часовую. Минутная привела часовую на зелёную поляну (первый сегмент) и побежала дальше.
Она уже целый круг обошла, а маленькая сестричка часовая только на малиновую грядку переходит (второй сегмент).
Подвинулась длинная минутная стрелка с зелёной поляны на малиновую грядку – часовая чуть-чуть пошевелилась, дошла до цифры 6 – черничного островка – часовая до середины малиновой поляны доползла…Маленькая стрелочка так хотела большую догнать, но Фея её остановила. Она сказала: «Если вы обе будете двигаться быстро, никто не сможет успеть вовремя».
Пока сестричка минутная стрелка проходит 12 раз по 5 минут, сестричка часовая проходит только одно деление, но для неё это час. Одна и та же полянка для часовой – час, для минутной – 5 минут.
Две полянки – два часа для одной, 10 минут для другой…
Рассказывая сказку, нужно всё показывать, лучше предложить ребёнку изображать самому. Стрелочки можно сделать из карандашей или кисточек разной длины, вырезать и подписать, оформить в виде человечков.
Задачи тоже должны быть сказочные.
Например: где окажутся сёстры в 7 часов 27 минут; часовая стрелка пришла на цифру 7, где будет минутная; часовая стрелка прошла четверть полянки васильков, где будет минутная?
Объясняем pебёнку-логику
Традиционные объяснения подходят ребёнку-логику. Чем младше ребёнок, тем нужнее для него сопровождать каждое утверждение демонстрацией. После того как у дошкольника возникнет вопрос, ему нужно рассказать, что часы измеряют время, которое проходит за сутки.
За 24 часа часовая стрелка делает два круга. Минутная – 24 круга. Половина времени – это ночь, нужная для сна и отдыха. Другая половина – это день, когда учатся, играют.
Не забудьте показать, в какую сторону движутся стрелки, обратить внимание на то, что часы соответствуют движению времени в одну сторону, вперёд.Дальше расскажите о часовой и минутной стрелках. Потом покажите: одно деление соответствует 1 часу для часовой стрелки и 5 минутам для минутной. Посчитайте с дошкольником, сколько минут в 1 часе. Определите, сколько минут пройдёт, когда минутная стрелка переместится на 2-3-4 деления. Решите, сколько минут не хватает до целого часа, если минутная стрелка стоит за 2-3-4 деления до 12.
Закрепление знаний
Тренируйтесь не менее одного раза в день в течение месяца. Старайтесь сделать это время нескучным и интересным. Недопустимо принуждать дошкольника к занятиям. Единственный путь – заинтересовать. Способы решения задач разные: двигать стрелки, рисовать циферблат, составлять распорядок дня, узнавать время. Способ решения зависит от каждого человека, его возраста.
Ребёнку-логику можно предложить составить распорядок дня. Если он не знает цифр и букв, время можно не писать, а рисовать на циферблате, а дело изображать в виде схематической картинки-символа: ложка – обед, книга – учёба, кровать – сон. Для ребёнка-художника картинки могут быть большими, подробными.
Ребёнку-практику можно предложить показать на часиках, когда нужно обедать или спать.
Задачки-игры для закрепления умения ориентироваться по часам
- Который час? Пусть ребёнок ответит. А потом предложите ему поспрашивать вас.
- Нарисуй часики. Простое, но очень эффективное задание.
- Нарисуй время. Нужно сделать много заготовок циферблатов. Вы называете – ребёнок изображает.
- Узнай время. Вы готовите несколько нарисованных циферблатов, на которых указано время подъёма, завтрака, обеда… Просите выбрать часы-обед, сон, подъём.
- Сделай вовремя. Приготовленные циферблаты нужно расположить по порядку по времени суток.
- Помоги Золушке (или другому герою) всё успеть. Нужно приготовить циферблаты с нарисованными сроками, карточки с написанными, нарисованными делами. Ребёнок должен подобрать соответствующие.
Что делать, если ваш взрослый ребёнок не умеет пользоваться прибором с циферблатом
- Не паниковать. Ученика 3-6 класса можно научить быстро, ведь он умеет считать, всё знает об отрезках времени и приборе для их измерения.
- Объяснить школьнику, не делая скидки на возраст. Смело рассказывайте о секундах.
- Купить симпатичные часики с циферблатом или найти в телефоне-смартфоне вашего сына или дочери.
- Проанализировать, почему ваш ребёнок не усвоил эту тему в младшей школе.
Всему свое время. Не торопитесь обучить ребенка как можно раньше и не упустите время наиболее благоприятное для усвоения понятия о времени.
Будьте внимательны к своему ребенку и вы сами поймете когда он готов к усвоению новой информации.
Источник: https://myintelligentkids.com/uchim-rebenka-opredelyat-vremya-po-chasam-s-ciferblatom
Как научить ребёнка узнавать время по часам? Подробная инструкция
Здравствуйте, уважаемые читатели! Как научить ребёнка узнавать время по часам? Этот вопрос довольно часто встречается в ваших письмах. Многих родителей интересует, с какого возраста ребёнка нужно учить следить за временем.
Мнения специалистов расходятся. Одни считают, что говорить с малышом о часах и минутах стоит только тогда, когда он научится считать как минимум до шестидесяти. Другие утверждают, что ненавязчивое обучение должно начинаться с самого рождения.
Кто же прав?
На наш взгляд, правы и те, и другие. Действительно, даже общаясь с грудничком, можно говорить: «Через час мы с тобой пойдём гулять», «В два часа Катюша будет обедать», «Ты проспал целых три часа» и т.п. Конечно, кроха не сможет понять, о чем идёт речь, но на уровне подсознания у него сформируется понимание временных явлений.
По-настоящему же обучение стоит начинать, когда между вами и малышом произойдёт примерно такой диалог:
— Когда мы пойдём гулять?
— Через час.
— А час — это сколько? Это много или мало?
Как правило, это происходит, когда ребёнку исполняется 5,5–6 лет. К этому времени большинство детей уже знают цифры и умеют считать в пределах ста. Они уже понимают, что значит вчера, сегодня и завтра, а также разбираются во времени суток. С чего же начать обучение? Чтобы помочь вам, мы подготовили некоторые рекомендации и советы.
Зачем нужны часы?
Определение времени по часам — очень непростой навык. Ребёнку трудно разобраться в том, что нельзя увидеть или потрогать. Поэтому прививать малышу понятие времени следует постепенно, давая ему время, чтобы осмыслить новые знания. Лучше всего проводить занятия в игровой форме, совершив вместе с ребёнком небольшую экскурсию в историю часов. Начните со стихотворения:
Часы бывают разные:Есть детские, есть важные.Будильники пузатые,Настенные глазастые,Карманные почтенные,Наручные надменные,Настольные серьёзныеИ башенные грозные.Бегут часы по кругу,
И всё им нипочём.
Шаги часы-минуты
Чеканят день за днём.
(К. Абоимов)
Спросите малыша: «Как ты думаешь, для чего нужны часы? Что бы случилось, если бы все часы на свете исчезли?». Если кроха затрудняется с ответом, расскажите ему о том, что важно всё делать вовремя и никогда не опаздывать. Фантазируйте вместе с ребёнком.
Обсудите с малышом, как раньше люди обходились без часов, расскажите про живые часы — различные растения и птичек, подкрепляя рассказ показом заранее приготовленных картинок. Затем загадайте загадку:
Ходят по двору часы —Хвост невиданной красы.Ноги голенасты,
До чего горласты!
(петух)
Если у вас есть песочные часы, то покажите их карапузу, расскажите, как они работают. Вместе посмотрите, как падают песчинки. Заинтересовать малыша можно, если замерить песочными часами время, пока он умывается, кушает или одевается на прогулку. Попросите ребёнка ответить, понравились ли ему живые и песочные часы, удобны ли они.
После этого можно переходить к рассказу о современных часах — стрелочных или электронных. Пусть малыш вспомнит, где он видел часы: дома, у папы на руке, на городской башне. Спросите ребёнка, хочет ли он научиться понимать по часам. Если ваша беседа заинтересовала карапуза, то ответ обязательно будет положительным.
Как научить малыша определять время
Для того чтобы занятие было успешным, вам понадобятся обучающие часы. Их можно приобрести в магазине, но гораздо интереснее изготовить своими руками — конечно, с помощью ребёнка.
Вырежьте из картона большой циферблат и прикрепите цифры и стрелки. Они должны легко сниматься и снова устанавливаться.
Во время творческого процесса поясните крохе, что самая короткая и толстая стрелка — часовая, длинная — минутная, а тоненькая — секундная.
Три стрелки служилиВ Часах под стеклом,Где Время по кругуСпокойно текло.Секундная стрелкаСкакала: ТИК-ТАК.Минутная чёткоЧеканила шаг.А следом за ними,Всегда поспевая,Со знанием делаПолзла часовая.
(И. Калиш)
Обучение ребёнка часам можно проводить по следующей методике:
- Снимите с часов секундную и минутную стрелки. Расскажите малышу, какое направление движения называется «по часовой стрелке».
- Установите часовую стрелку, к примеру, на 4 часа. Расскажите малышу, что значит «четыре часа ровно».
- Пусть кроха покрутит стрелку, останавливая её на различных цифрах и проговаривает: «один час», «два часа» и т.д.
- Научите ребёнка показывать «час назад» или «через три часа», прокручивая стрелку. Если малыш хорошо усваивает новые знания, то можно переходить к следующему этапу.
- Добавьте на циферблат минутную стрелку. Ещё раз объясните крохе, что часовая стрелка короткая, а минутная — длинная. Важно, чтобы малыш умел чётко их различать.
- Поясните крохе, что в тот момент, когда часовая стрелка показывает ровно час, два, три, четыре и т.д., минутная всегда стоит на двенадцати. Для закрепления попросите малыша выставить часовую и минутную стрелки, например, «ровно на пять часов».
- Теперь следует ввести понятие «полчаса» и показать, что в этом случае минутная стрелка должна быть на цифре шесть. Снова предоставьте ребёнку самому выставить «половину третьего», «половину седьмого» и т.п.
- После того, как эти навыки будут отработаны, переходите к дальнейшим объяснениям. Поставьте минутную стрелку на 12, а затем сдвиньте её на единицу. Скажите малышу: «Прошло 5 минут». Затем переставьте стрелку на двойку и скажите: «Прошло 10 минут». Пусть малыш сам переставляет минутную стрелку и озвучивает: «15 минут», «20 минут» и т.д.
- В каждой пятиминутке сделайте по четыре деления. Предложите ребёнку подсчитать, где будет 4 минуты, 18 минут, 39 минут, и выставить туда стрелку.
- Когда игрушечная модель освоена, переходите к настоящим часам. Давайте малышу задания: «Напомни мне включить телевизор в 10 часов 15 минут», или «Позовёшь меня через 25 минут» и т.п.
- Привязывайте все действия крохи ко времени: «Сегодня ты проснулся в половине восьмого», «Ужинать будем в семь часов пятнадцать минут».
- Предложите малышу проверять время по электронным часам. Поставьте их рядом со стрелочными, и пусть ребёнок выставит на циферблате то время, которое высвечивается на электронных часах.
- Давайте малышу задания на время. «А ну-ка, за сколько минут ты оденешься?», «Сколько палочек ты напишешь за 10 минут?».
- Как можно чаще задавайте крохе вопросы: «Во сколько ты проснулся?», «Который был час, когда мы пришли с прогулки?».
- Проведите с ребёнком игру, предложив прожить день «понарошку за 5 минут». Задавайте ему вопросы типа: «В котором часу ты завтракал?», «Когда ты смотрел мультики?», а малыш пусть выставляет это время на игрушечных часах.
- Выучите с ребёнком весёлый стишок:
На планете круглой СуткиЖили карлики Минутки.Были ростом все Минуты —Коротышки, лилипуты.Через горы-океаныПроживали великаны,Наклонясь под небесами,И звались они Часами.Рядом с ними все Минутки —Как малютки, как малютки.Рядом с ними коротышки —
Просто мышки, просто мышки.
(Г. Дядина)
Обсудите с малышом его распорядок дня, привязывая все события к определённым часам. Возьмите большой лист ватмана и нарисуйте на нём несколько циферблатов часов, а рядом наклейте картинки. К примеру, 7:30 — малыш просыпается, 8:00 — завтракает, 10:00 — прогулка и т.д. Плакат повесьте в детской комнате возле кроватки ребёнка.
Обязательно проведите с малышом беседу о том, что время нужно использовать с толком, не терять его даром. Прочитайте крохе поговорки и объясните, какой смысл в них заложен:
- Всему своё время.
- Делу время, а потехе час.
- Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
- Порядок время бережёт.
- Пропущенный час годом не нагонишь.
Посмотрите вместе с малышом старый детский фильм «Сказка о потерянном времени» и мультфильм «Не теряй времени».
Ну вот, уважаемые родители, мы надеемся, что наши рекомендации оказались для вас полезными и вы с успехом сможете научить своего ребёнка узнавать время по часам. Владение чувством времени поможет вашему малышу:
- стать более организованным и дисциплинированным;
- выполнять вовремя все задания и поручения;
- приобрести самостоятельность.
Мы ждём ваших рассказов, комментариев и отзывов. Как обычно, просим поделиться информацией о нашем сайте с вашими знакомыми, которым тоже могут быть интересны наши статьи.
Желаем вашим карапузам больших успехов, а вам — терпения. До новых встреч! До свидания!
Источник: http://nii-evrika.ru/kak-nauchit-rebyonka-uznavat-vremya-po-chasam/
Как научить ребёнка понимать время по часам
Каждый родитель рано или поздно задается вопросом – как научить ребенка понимать время? Ведь время является весьма странным понятием, его нельзя ни увидеть, ни потрогать. Но каждый малыш должен к определенному возрасту научиться определять по часам время.
- Учим часы
- Электронные часы
- Минуты, часы, сутки
Учим часы
Прежде, чем начинать обучение, необходимо выяснить, насколько малыш готов к этому. Первое, что он должен уметь, это распознавать цифры и считать от 1 до 12. Если кроха с этим справляется без труда, то можно научить его считать по 5 единиц до 30 – 5,10 и т.д. После осваивания данного счета можно приступит к знакомству с часами.
Для этого лучше взять часы с большим циферблатом. Это могут быть как настоящие, так и самодельные часики. Расскажите малышу, что обозначают цифры на циферблате, пусть кроха сам покрутит стрелки. В это время рассказывайте ему о том, что означают сами стрелки – часовая показывает часы, минутная минуты.
Не забудьте сказать ребенку о нужном направлении, в котором должны вращаться стрелки.
Поскольку на некоторых циферблатах отсутствуют такие значения, как 13.00 и т.д., вам нужно объяснить крохе, что с полуночи и до обеда счет времени идет от 1 до 12, а после обеда от 12 до 24 часов.
Теперь можно перейти к практическим занятиям:
- Ровно час – поставьте часовую стрелку на час. Объясните ребенку, что это значит. Теперь попросите его самостоятельно поставить часы ровно на 2, 3, 4 часа.
- Если с это задачей кроха справился, то спросите у него – во сколько нужно обедать. Пусть малыш самостоятельно установит стрелки часов на нужное время.
Чтобы малыш заинтересовался изучением времени по часам, ему нужно объяснить ценность времени и показать в виде иллюстрации расписание его дня. Для этого можно взять ватман и нарисовать на нем все важные дневные задачи по часам.
Каждый рисунок должен дополняться изображением часов, указывающих на определенное время. В итоге у вас получится красочный плакат, с помощью которого малыш сможет запомнить не только время, но и свой распорядок дня.
После того, как вы поймете, что ребенок уже хорошо ориентируется во времени по часам, можно приступить к изучению минут.
Первым делом нужно рассказать крохе, что минутная стрелка за час делает полный оборот и проходит весь круг на часах. Теперь следует показать и рассказать ребенку пример использования минутной стрелки.
Постарайтесь доходчиво объяснить малышу, что теперь нужно отсчитывать каждую минутку, а в часе их всего 60.
После нескольких занятий под вашим контролем, можно попробовать провести небольшой экзамен:- Установите произвольное время, например, 12 часов и 5 минут. Теперь пусть кроха покажет 12 часов и 10 минут и переведет нужную стрелку.
- Попросите ребенка поставить стрелки на 1 час и 30 минут, а после этого перевести часы на час назад, а потом на 2 вперед.
Электронные часы
К изучению времени по электронным часам стоит приступать только после того, как ребенок научится самостоятельно распознавать время на обычном циферблате. Если вы достигли нужного результата, то можете рассказать ребенку о существовании электронного циферблата, на котором нет стрелок, а часы и минуты разделяются точками.
Поставьте электронные часы сначала на 8:00, озвучьте свои действия. Теперь поставьте 8:05 и спросите малыша, что означают эти цифры. Не забывайте о том, что в электронных часах может быть установлен иной формат времени, исчисление в котором ведется по 12 часовой системе. В этом случае вам потребуется дополнительное объяснение, почему часы не показывают такие значения, как 13:00 и т.д.
Помните, что по таким часам малышу обучаться будет гораздо сложнее.
Минуты, часы, сутки
Задаваясь вопросом – как научить ребенка понимать время, многие родители даже не задумываются о том, что кроха к этому моменту должен уметь различать время суток. Этому можно научить малыша в самом раннем возрасте.
Для этого вы должны объяснить, что бывает утро (подъем и завтрак), день (игры и обед), вечер (прогулка и ужин), ночь (пора спать). Если кроха знает эти временные отрезки по часам, то можно смело заниматься изучением дней недели.
В этом могут помочь многочисленные стишки и игры.
Понимать по часам должен каждый ребенок в возрасте 7 лет. Поэтому родители должны заняться изучением часов уже в раннем возрасте. Многие специалисты советуют начинать это с 3 лет, именно этот возраст считается оптимальным ввиду повышенной любознательности малыша.
Источник: https://PomoshRoditelyam.ru/sovety-dlya-roditelej/kak-nauchit-rebyonka-ponimat-vremya-po-chasam.html
Как научить ребенка определять время по часам
Понятие времени не простое. Оно абстрактное. Педагоги и психологи считают, что лучший период, когда стоит познакомить ребенка с концепцией времени – это 5-6 лет. Именно в этот период он активно начинает интересоваться этой темой.
Детям младшего дошкольного возраста стоит рассказать о более простых понятиях – времена года, время суток, месяц, дни недели, понятие сначала и потом, которые так или иначе связаны между собой.
Это научит ориентироваться и представлять себе, что же такое время.
После этого уже можно переходить к тому, чтобы объяснять более сложные вещи – что такое час, минута, секунда, как понять, который час, как определить время по электронным и механическим часам.
Чтобы научиться понимать время на часах со стрелками, не обойтись без рассказа о циферблате, цифрах, видах часов. Подскажите, что именно по ним вы определяете, когда нужно вставать, завтракать, идти в сад или на работу, обедать, ложиться спать и т.д.
Песчинки текут, секунды бегут. — Все о видах часов для детей
Покажите ребенку хотя бы три основных вида часов, которыми мы пользуемся в нашей жизни: механические, электронные и песочные. Объясните, что показывают стрелки, как они двигаются и как в зависимости от расположения они показывают время: не забудьте упомянуть, какая стрелка показывает часы, а какая минуты, что значат черточки на циферблате.
Посчитайте вместе количество черточек на циферблате. Это даст понять, что в часе 60 черточек, то есть 60 минут.
Стрелки двигаются по кругу в одном и том же направлении, которое мы называем «по часовой стрелке». Часовая стрелка двигается медленно и совершает один круг за 12 часов, а минутная за один час.
Как только минутная стрелка завершила оборот, часовая сдвигается на одно большое деление.
Между большими черточками, которые показывают часы, есть еще маленькие черточки – это минуты. Интервал между двумя большими черточками составляет 5 минут. То есть мы в любой момент можем посчитать, какое количество черточек прошла минутная и часовая стрелка и сказать, сколько сейчас времени.
Объяснить все это наглядно поможет вот этот ролик:
Обязательно напомните малышу, что в сутках у нас 24 часа. А часы могут показывать по-разному. К примеру, механические часы имеют возможность показывать только 12 часов. А вот электронные чаще всего показывают все 24 часа. То есть 18:00 и 6 вечера – это одно и то же время.
Отличный прием: время от времени смотреть на часы и говорить, сколько сейчас времени, обращать внимание малыша на это, проговаривая вслух: большая стрелка стоит ровно на 12, а маленькая на 3, значит сейчас ровно 3 часа.Пусть он учится, смотрит, как вы определяете время – подайте ему пример, ведь дети очень любят подражать взрослым. Кроме того, можно периодически звонить по телефону в службу и спрашивать точное время, а перед звонком попросить ребенка попробовать угадать, который сейчас час.
Игры, которые помогут научиться определять время по часам
Очень простая игра, с помощью которой можно дать малышу понять, что такое секунда. Просто спросите у ребенка, что можно сделать за секунду и предложите попробовать варианты:
- открой рот;
- закрой глаза;
- хлопни в ладоши;
- топни ногой;
- подними руку вверх;
- покажи язык и т.д.
Ребенок дальше продолжит сам))) А игра превратиться в веселое времяпрепровождение, которое оставит после себя важные понятия.
Развиваем чувство времени у ребят
Это не менее важно, чем объяснение понятия времени. Это практическая часть. Самое простое – это тренировка на 1 и 10 минут. Это недолго, ребенок не успеет заскучать, но при этом он уже сможет уловить этот период и соотнести его с количеством времени. Тренировка проходит с помощью выполнения простых увлекательных заданий, например:
- сложить карандаши по цветам, при этом засечь одну минуту на песочных часах;
- посчитать секундомером, какое количество оборотов сделает стрелка;
- засечь 1 минуту, в течение которой ребенок рисует круги, а потом считает их;
- поднять руку и опустить ее как только покажется, что прошла одна минута, сравнить показания с секундомером;
- засечь 1 минуту и одеться за нее на прогулку.
Интервал в 10 минут несколько сложнее, но здесь и выбор занятий больше. Можно отдать предпочтение физкультуре или творчеству, например:
- сделать зарядку и посчитать, сколько различных упражнений сделал ребенок за 10 минут;
- нарисовать узор на любом предмете.
Можно использовать другие временные промежутки: к примеру, рекомендуется чистить зубы 3 минуты, или в среднем на то, чтобы заправить кровать, требуется 2 минуты. Придумывать задания на время можно и в ходе прогулки: кто соберет больше листиков или камешков за 1, 5 или 10 минут.
Загадки про часы
Обучение времени, это не только важная и правильная теория. Разнообразьте обучение загадками про часы и время.
Они ходят, но стоятВсем о времени твердят,Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять… (часы)
День и ночь они идут.Никогда не устают.Монотонно шепчут в такт:Тик, так, тик и так.Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)
Идут лет двести,А всё на месте.Шагают так!
Тик! — Так! Тик! — Так!(часы)
Циферки в кружочек встали –
Время наше посчитали. (часы)
Ходят лёжа, ходят стоя,Крутят чёрные усы.Без звонка они, без боя
Просто точные…(часы)
Хвост на месте лежит,Голова вокруг бежит.
(Стрелка Часов)
Две сестрицы друг за другомПробегают круг за кругом.Коротышка — только раз,Та, что выше, — каждый час.
(Стрелки Часов)
Загадки про время
А загадки про время для детей подтолкнут их к активному освоению понятия течения времени.
Чего нельзя купитьНи за какие сокровища?
(Время)
Стоит на месте,А без устали идет.
(Время)
Что быстрее мысли?Что возвратить нельзя?
(Время)
Что идет без ног?
(Время)
Выросло деревоОт земли до неба.На дереве двенадцать сучков.На каждом сучке по четыре гнезда.В каждом гнезде по семь яиц,Седьмое — красное.
(Год, Месяцы, Недели, Дни)
Что было вчера и что будет завтра?
(День, Ночь)
Что за птицы пролетают?По семерке в каждой стае.Вереницею летят,Не воротятся назад.
(Дни Недели)
Каждый день роняет листочек.А как год пройдет —Последний лист отпадет.
(Календарь)
Сам дней не знает,А другим указывает.
(Календарь)
Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,А в каждом гнезде по четыре синицы.Где все это хранится?
(Календарь)
Хлеба краюшка висит над избушкойСобаки лают, достать не могут.
(Месяц)
Двенадцать братьев друг за другом ходят,Друг друга обходят.
(Месяцы)
Как сделать часы из картона
Отличной идеей для закрепления материала будет создание поделки в виде часов. Дайте задание нарисовать разные виды часов. Можно предложить вашему малышу выложить с помощью счетных палочек циферблат часов.
В помощь родителям также можно приобрести игрушечные простые часы, детские энциклопедии и различные рабочие тетради, например, «Кумон», «Учимся определять время. Час и полчаса» или «Готовимся к школе – Время. Часть и целое». Это одновременно и весело, и полезно.
Наш отзыв о тетрадях Кумон можно прочитать вот здесь.
И пусть в наш век механические часы уже не так популярны, на смену им пришли электронные, все равно нужно уметь определять время на часах со стрелками и понимать, как оно движется, ведь многие события в нашей жизни происходят в какое-то определенное время. Надеемся, что наша подборка советов, загадок про время и часы поможет вам в освоении такого важного и нужного понятия как время.
Смотрите и другие статьи по теме:
Песчинки текут, секунды бегут. Что рассказать детям про часы
Всё про времена года для детей
Зимние загадки
Весенние загадки
Летние загадки
Осенние загадки
С уважением,
Людмила Поцепун.
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»
499
Источник: https://tsvetyzhizni.ru/uroki_s_mamoy/kak-nauchit-rebenka-opredelyat-vremya-po-chasam.html
Как научить ребенка определять время
Как формируется понимание времени, чувство времени у ребенка? Как объяснить малышу то, что нельзя увидеть и пощупать? А как вы ощущаете время? Для вас оно летит незаметно, тянется очень долго или вы прекрасно распоряжаетесь своим временем? Какой бы ни был ответ, всегда можно научиться управлять своим временем вместе с ребенком.
Для чего ребенку понимать время
Ориентирование во времени и пространстве – это базовые навыки, и закладываются они в дошкольном, младшем школьном возрасте. Вовремя научим ребенка – ускорим его дальнейшее развитие. Нужно помнить, что это процесс длительный, не на один год.
Понимание временных промежутков, того, что время нельзя остановить, вернуть назад; что оно идет только вперед, и его можно измерить – это то, что даст ребенку изучение этого важного вопроса. И это далеко не полный список, восприятие времени ребенком поможет ему:
- приучиться к дисциплине;
- легче соблюдать режим дня;
- постепенно научиться планировать свое время;
- организованный ребенок вырастает успешным взрослым.
Когда начать
Начать обучение ребенка понимать время по часам можно в 3 года, в 4-5 или 6-7 лет. Решать вам. Психологи и педагоги советуют приступить к обучению примерно в шестилетнем возрасте, когда ребенок умеет считать до 100 и складывать цифры. Знание таблицы умножения на 5 тоже может помочь в этом.
Значит ли это, что не нужно затрагивать тему времени до достижения ребенком шести лет? Нет. Даже младенец чувствует смену дня и ночи. Подрастающего малыша постепенно знакомим с понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь». Рассказываем, какое время суток для сна, игры, прогулки.
Ближе к двум годам изучаем времена года, месяцы и дни недели. Планируем режим дня вместе – малыш узнает, что такое до и после, какие бывают отрезки времени.
«После завтрака посмотрим мультик», «будем гулять до обеда», «почитаем книжку перед сном», «через 10 минут пойдем играть», «через час придут гости» – так и приходит время для ребенка знакомиться с часами.
Играем с малышами
Почему играем? Так ведь в игре обучение проходит легко и приятно, не утомляя деток. В 2,5 – 3 года это будут игры во времена года, в части суток, затем и знакомство с циферблатом, стрелочками, часами и минутами.
В помощь родителям всевозможные мультики про времена года, слайды, книги, яркие картинки, ассоциативные карточки, лото с картинками, тематические стихи. Что-то можно приобрести в магазине, часть самим смастерить или распечатать из интернета. Хорошо работают ассоциации.
- Зима – холодно, снег, лед, Новый Год, Дед Мороз, елка, теплая одежда, санки.
- Весна – тает снег, первые почки, первые зеленые листочки, первые подснежники.
- Лето – солнечно, жарко, море, песок, ягоды, фрукты, мороженное, легкая одежда.
- Осень – листья желтеют и опадают, дожди, зонт, резиновые сапоги, птицы улетают на юг.
Можно использовать карточки, картинки или лото для этой игры. А можно поиграть и в слова. По такому же принципу строится игра в части суток. Показывайте детям картинки, обращайте внимание на то, что происходит за окном.
Солнце высоко или низко, на улице смеркается или уже темно. Привязывайте ко времени суток конкретные действия малыша. Утром – проснулся, умылся, почистил зубки, покушал. День – игры, прогулка, обед, дневной сон и так далее.
К 4-5 годам ребенок обычно знает цифры от 1 до 20, можем приступать к изучению стрелок. Обратите внимание, в какую сторону двигаются стрелки, как называются, чем отличаются.
Одна короткая – показывает часы вторая длинная – отсчитывает минуты. Первая стрелка часовая, передвигаем ее по кругу и спрашиваем ребенка, который час она показывает.Покажите малышу, что в это время минутная стрелка на 12.
Получается? Переходим к минутной стрелке. Покажем, что она делает полный оборот за час. Как показать отрезок времени 5 минут? Сдвинем стрелку с 12 на 1, потом с 1 на 2 – это 10 минут и так далее. С половинами и четвертями не спешим, ребенку сложнее их усвоить. Пока двигаем стрелку по кругу и считаем пятерками.
Игры с часами для старших деток
В 6-7 лет учиться определять время по часам для ребенка легче. У него активно развивается логика, внимание и память. Ребенок за несколько занятий поймет, как обращаться с часами, и время для него уже не будет таким абстрактным понятием.
В этом возрасте дети хорошо усваивают временные обозначения, правильно их употребляют. Сложности все еще возникают с пониманием временных интервалов.
Ребенок часто не знает, сколько же длится минута, 5 минут, … Кто-то думает, что за это время можно успеть покушать, сходить на прогулку, в магазин.
Как часто мы слышим: «Мама, пожалуйста, еще 5 минут!», а через условленное время видим искреннее удивление ребенка. Это время прошло незаметно для него.
Обучение шестилеток проводим тоже в виде игры. Играем со стрелочками настоящих часов или муляжа, рисуем и раскрашиваем часы и дорисовываем стрелочки.
Играем, как и с пятилетками, но уже комбинируем стрелочки – часовую и минутную. Устанавливаем стрелки в любом положении и просим ребенка назвать время.
Получается хорошо? Можно усложнить задание, попросив его записать полученное, как на электронных часах.Следующий шаг – мы называем время, а ребенка просим расположить правильно стрелки. После этого переходим к изучению отрезка времени длиной в минуту.
Детям довольно сложно ориентироваться в коротких промежутках времени. Справиться с этим поможет одна простая и увлекательная игра «сколько дел можно сделать за минуту». Кто-то нарисует рисунок за это время, кто-то выпьет сок и съест все печенье.
На что способен ваш ребенок? Играем, экспериментируем, находим свои варианты, засекаем одну минуту, две, пять. Пусть процесс обучения будет веселым и забавным. Засекаем, сколько времени уходит на повседневные дела – завтрак, умывание, чистка зубов, одевание, прогулка, мультик.
Можно подарить ребенку красивые наручные часы или яркие, веселые часы с крупными цифрами в детскую.
Четверть, половина, час
Когда ребенок немного разберется с часами, сможет называть время, можно приступать к изучению таких понятий, как четверть и половина. Для наглядности нарисуем часы и заштрихуем или раскрасим отрезок в 15 минут, в 30 минут. Объясним, как понимать выражения «без десяти минут», «без пятнадцати минут». Расскажем, что без двадцати час это 12 часов и 40 минут.
Отличным примером может послужить яблоко. Целое яблоко – час. А если разрезать на две половины? На 4 части?
Наглядным пособием для ребенка может быть разрезанная на четыре части круглая пицца, круглый торт или пирог. За какое время ребенок сможет съесть кусочек? За четверть часа или быстрее? Предлагаю поиграть, это будет по душе любому ребенку.
Часы своими руками
Заниматься можно на любых часах с циферблатом, настоящих или муляже. Может быть, вы задавались вопросом о том, почему именно механические часы, когда у каждого ребенка есть различные электронные гаджеты.
Да и время так выучить кажется проще, но это неправильное решение. Электронные часы не дадут представления о ходе времени.
Не стоит переживать, ребенок легко перестроится на электронные часы после обучения на механических.
Для того чтобы научить ребенка понимать время по часам, можно купить часы-муляж. Еще лучше смастерить самим. Это очень просто и не займет много времени. Вариантов очень много, выбирайте то, что подойдет именно вам.
Часы из двух одноразовых пластиковых тарелок – на одной тарелке пишем цифры от 1 до 12, на другой минуты – 5, 10, 15 и т.д., добавляем самодельные стрелки. Все скрепляем между собой кнопкой и надрезаем края тарелок. И приступаем к занятию. Можно взять две тарелки разного диаметра. На меньшей пишем часы, на большей – минуты. Скрепляем так же, только не надрезаем.
Часы можно сделать из картона. Берем квадратный лист картона, чертим круг циркулем или обводим тарелку. Отмеряем центр, рисуем цифры, вырезаем из картона стрелки. Все скрепляем. Можно оставить часы квадратными или вырезать круг. Или предложить ребенку поучаствовать и придумать свой дизайн. Ему будет вдвойне интересно заниматься по часам, сделанным своими руками.
Закрепляем результат
Занятия с ребенком эффективны, когда они непродолжительные и проводятся регулярно, в игровой и доступной форме. Занимайтесь каждый день и с удовольствием, не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится. Проговаривайте время вслух, обращайте его внимание на стрелки, в каком положении они находятся в данный момент.
Не торопите своего ребенка, у каждого свой темп развития, в частности в понимании времени. А полное понимание приходит лишь к десяти годам. Используйте на практике новые знания. Дайте ребенку возможность самому говорить, который час. Он может напоминать вам, что через 5 минут нужно включить мультик, а через полчаса вы договорились почитать вместе книжку.
Скоро он привыкнет пользоваться часами, определяя в какое время пора выходить из дома или ложиться спать.
Научившись планировать время, ребенок станет ответственным и перенесет этот навык в свою взрослую жизнь. Стоит объяснить ребенку, что такое пунктуальность.Не опаздывайте и вы, берегите свое время и не растрачивайте его по пустякам. Самый действенный метод – своим примером показывать малышу, как важно успевать вовремя.
И еще важнее успевать любить своего ребенка и уделять бесценное время ему.
Источник: https://iqclub.ru/blog/2017/12/kak-nauchit-rebenka-opredelyat-vremya/