Детям о часах и времени
Детям о часах: как научить ребенка определять время
Время – такое сложное и такое интересное понятие для малыша. С ним связан просмотр мультфильмов, игра с друзьями, учеба в школе. Как же рассказать детям о часах?
С первых дней жизни ребенок привыкает к тому, что время определяется по часам.
Он видит, как передвигаются стрелки на циферблате, как меняются цифры на дисплее, но связать эти процессы с тем, что это смена времени, кроха не может. Почему? Очень просто: время – абстрактно, а маленький человечек мыслит образами.
Вот ваша задача и будет состоять в том, чтобы абстракцию перевести в образ.
Научить ребенка определять время по часам можно даже в возрасте 5 лет. Раньше – спорно, позже – более реально. Давайте начнем не с изучения самих часиков, а с расширения понятий временного пространства.
Сначала познакомим чадо с понятиями «сейчас», «потом», «раньше», затем расскажем о смене времен года (это ведь тоже время).
Как только кроха хорошо усвоит последовательность событий, можно познакомить его с самими часами.
Где живут стрелки
Конечно, на циферблате! Давайте дадим в руки маленькому исследователю ходики и вместе рассмотрим, из чего состоит этот волшебный круг. Видите, на нем есть большая и маленькая стрелки, а еще – много цифр. Начнем знакомство с главной – часовой стрелки.
Для обучения больше подходят игрушечные будильники, у которых стрелочки снимаются, но если таковых в доме нет, подойдут и простые. Итак, наша задача – конкретизировать абстракцию. Сначала попытаемся объяснить детям понятие «час». Нарисуем на большом листе подобие циферблата, а напротив каждой цифры прикрепим картинку с изображением какого-либо события из жизни.
Например, в 7 утра малыш просыпается, в 8 – идет в садик. Видите, теперь циферблат ожил, и у стрелки появились свои домики.
Передвигайте стрелку вместе с ребенком и рассуждайте, что он делает в то или иное время.Благодаря образным картинкам кроха быстро поймет, что день состоит из определенного количества часов, которые последовательно сменяют друг друга. После этого следует перейти к абстрактным понятиям.
На этом этапе закрепляются понятия «начало часа», «половина часа». Все это легко сделать при помощи круглого циферблата.
Игра 1. Кукла идет в гости
По сюжету игры кукла отправляется в гости к подруге. Она должна прийти на торжество в 2 часа. Ехать надо далеко. Предложите дочке подумать, когда куколке надо начать собираться.
Например, в час дня надо выйти из дома, чтобы в начале второго прибыть на остановку. Передвигайте стрелки и показывайте, что такое «начало часа».
Затем моделируйте ситуации и просите крошку самостоятельно показать нужное время.
Игра 2. Скорый поезд
Нам понадобится железная дорога. Поезда же двигаются по расписанию? Конечно! Вот и у нашего паровозика будет свой график, только не часовой, а получасовой.
Как? Покажите крохе, что циферблат похож на яблочко, которое легко делится на две половинки. На каждую из станций поезд прибывает или ровно в какой-то час, или в его половину (передвигайте стрелку то на цифру 12, то на 6).
Позвольте своему сокровищу попробовать себя в роли диспетчера.
Большая минутная стрелка
Вот у нас и получилось научить ребенка определять часы. Теперь очередь за минутами. Сначала сравните часовую и минутную стрелки: вторая будет гораздо длиннее. Уже и появился образ! Итак, передвигаем длинную стрелочку по кругу и проговариваем, что этот длинный путь равен одному часу.
Когда стрелка станет на цифру 12, значит, настал какой-то час. Деления же между цифрами – это сами минуты. С ними лучше знакомиться на макете: снова рисуем круг, расставляем цифры и не забываем проставить черточки для каждой минуты. Проговариваем, что расстояние от цифры до цифры равно 5 минутам (отсчитываем 5 черточек).
Путем простого пересчета таких палочек и будут складываться минуты.
Чтобы закрепить знания, можно придумать различные игры с часами для детей, а можно обучение проводить и в естественной среде.
- Собираетесь в садик – попросите сына напомнить, что выйти вам надо в половину восьмого.
- Дочка с удовольствием скажет вам, когда пройдет 5 минут, чтобы вы не забыли выключить на плите кастрюлю.
- Любимые мультфильмы начнутся через 40 минут? Отлично – ребенок сам включит телевизор в положенное время. Он же уже умеет пользоваться часами!
Мы рассказали детям о часах, научили их пользоваться этой интересной штукой. задача теперь – закрепить результат на практике. Пройдет немало времени, прежде чем ребенок научится определять время. Набираемся терпения, зовем на помощь образы и помогаем малышу в освоении нового навыка.
Источник: https://Babadu.ru/academy/article/detyam-o-chasah
Как научить ребенка времени на часах в игровой форме
Чувство времени необходимо любому человеку: от этого во многом зависит эффективность его деятельности. Как и любую способность, развивать навык лучше в детстве.
Зная, как научить ребенка времени на часах, и обучая его в форме игры, можно помочь не только освоить умение ориентироваться в частях суток.
Малыш станет более дисциплинированным, научится планировать свой день, станет пунктуальнее.
Когда начинать
Течение времени дети начинают чувствовать, едва родившись, ожидая кормлений и общения с мамой. Малыши постарше наблюдают, как ночь сменяет день, связывают привычные события: прием пищи, прогулки, вечерние процедуры с темным и светлым временем суток.
Определить, готов ли ребенок ознакомиться с циферблатом и стрелками, можно по его умению распознавать цифры. Если он с легкостью считает до 60 и дальше, знает, как выглядят двузначные числа, можно начинать. Как правило, это происходит к 6 годам.
В этом возрасте дошкольник имеет понятие о частях суток и их особенностях, осознает понятия «завтра», «вчера», «сегодня». У него уже есть сложившийся распорядок дня.Хорошо, если малыш сам даст знать, что интересуется ходом часов, задавая вопросы: «А двадцать минут — это долго?», «Когда мы пойдем гулять?» К этому моменту у родителей должен быть примерный план, как научить ребенка определять время.
Знакомим малыша с понятием «время»
Распорядок дня маленьких детей регламентируется родителями, поэтому ощущения времени, свойственного взрослым, у них нет. Всю сложность этой категории малышу сразу понять трудно, поэтому до того, как он возьмет в руки часы, его нужно научить некоторым терминам. Его задача — понять, что такое день, неделя, месяц, какие части суток бывают, что значит сегодня и вчера.
Помочь ребенку осознавать течение времени можно в 2 — 3 года, обращая его внимание на последовательность событий: сначала, потом, сейчас. Например, сначала мы помыли руки перед едой, потом поели, а теперь мама моет посуду.
Говорите, какая часть дня настала и что нужно делать: утром умыться и позавтракать, днем поиграть, вечером почитать. Составляйте распорядок дня на следующий день вместе, вспоминайте, чем занимались вчера.
Важно! Обращайте внимание на временные промежутки. Сделать это можно, проговаривая предполагаемые занятия: через 5 минут идем гулять, ляжем спать в 9 часов, через 15 минут пора ужинать.
Малыш в 4 — 5 лет знает, что такое сутки, и легко называет их части? Это хороший показатель. Если он в затруднении, ему поможет красочный плакат с распорядком дня, где изображены привычные действия, характерные для того или иного времени.
Как только он освоит понятия из категории, характеризующей время суток, он готов к изучению дней недели. Для закрепления результата полезно спрашивать малыша почаще, какой вчера был день недели, какой сегодня, какой будет завтра.
Для легкого и быстрого обучения подойдут следующие приемы:
- подборка стихов, песенок, считалок о днях недели и времени суток;
- рисунки о времени: что было и что стало, например, семечко стало ростком, затем цветком, взрослый кот был маленьким котенком и т.д.;
- рассматривание семейного альбома с ранними детскими фотографиями; разглядывая свое изображение в год, ребенок осознает, как изменился;
- совместный просмотр мультфильмов или обучающих видеоуроков о времени.
Например, этот мультик очень наглядно показывает в чем заключается суть процесса обучения. Покажите его ребенку или посмотрите сами.
Начинаем изучать часы
Лучше всего для обучения подойдет модель с крупным циферблатом и четкими цифрами. Лучше, если они будут круглыми, без отвлекающего декора. Макет можно изготовить своими руками из плотного картона вместе с ребенком.
Шаги обучения:
- Мотивация. Расскажите малышу о том, что этот механизм нужен человеку, чтобы никуда не опаздывать. Кто умеет дружить со временем, много успевает. Поэтому выучить, как правильно определять время, необходимо всем.
- Знакомство с часами. Дайте понять малышу, что такое циферблат, стрелки, для чего нужны цифры. Расскажите, что стрелки передвигаются только вперед. Предложите вместе подумать, почему нет обратного хода времени.
- Механизм работы. Обратите внимание, что на обычных часах существует две стрелки: часовая и минутная, дайте знать, что есть модели и с секундной. Объясните, что такое секунда, минута, час.
- Начинайте обучение с целых чисел, изображенных на циферблате. Для удобства снимите тоненькую минутную стрелку и работайте только с крупной. Скажите, что она считает количество часов. Тренируйтесь, перемещая стрелку, и просите кроху называть, который час она показывает.
Совет. Понять, как работает стрелка, малышу проще по плакату, на котором возле каждого часа изображена какая-либо деятельность: игра, завтрак, прогулка. Желательно, чтобы картинка совпадала с режимом дня ребенка. Собираясь выполнять то или иное действие, соотносите его со временем, изображенным на плакате.
Минутная стрелка
Когда малыш поймет, что такое час, начните знакомство с ходом минутной стрелки:
- Обратите внимание, как отличать две стрелки: одна толще и короче, другая тоньше и длиннее. Расскажите, что ход обеих начинается с цифры 12 и у нее же заканчивается. Покажите наглядно, как двигаются стрелки.
- Скажите, что продолжительность одного часа – целых 60 минут.
- Объясните пятиминутное деление от 12 до 1 часа. Затем нужно научить малыша считать наизусть в следующем порядке: 5,10, 15, 20 и так до 60.
- Скажите, что минутная стрелка проворнее, чем часовая: пока последняя сдвинется на одно деление, первая обойдет циферблат полностью.
- Обратите внимание, что, когда толстая стрелка показывает точно на определенную цифру, тонкая указывает на 12.
- Дайте определение понятию полчаса, покажите, где в таком случае должна располагаться минутная стрелочка. Затем перейдите к объяснению, где будет находиться стрелка, когда от начала хода пройдет 5, 10, 15 минут. Для простоты нарисуйте второй круг цифр поменьше, от 1 до 60.
Для объяснения, что такое четверть часа, без четверти, нарисуйте круг, где будут только цифры 3, 6, 9, 12. Покажите, как этот круг разбивается на четыре части.
Секундная стрелка
Скажите ребенку, что эта деталь — самая быстрая. Она нужна, чтобы определить совсем маленькие промежутки времени. За секунду можно успеть сказать слово с двумя слогами или хлопнуть в ладоши. За 1 минуту секундная стрелка пройдет все 12 отрезков времени, за час 60 раз обежит циферблат.
Используем самодельные часы
Для того чтобы малыш лучше различал дневное и ночное время, сделайте своеобразный тренажер: часы с двойным циферблатом:
- Вырежьте два круга из картона, одного размера, но разных цветов. На круге с «дневным» временем напишите или приклейте цифры от 1 до 12, с «ночным» — от 13 до 24.
- Вырежьте стрелки, для удобства можно тоже сделать их разного цвета и подписать.
- На циферблате с цифрами от 1 до 12 слегка надрежьте картон отрезками равной длины по бокам от цифр так, чтобы при поднятии сектора образовалось окошко.
- Прикрепите секундную и минутную стрелки декоративной кнопкой с двумя циферблатами к основанию макета, выполненного из плотного материала. Циферблат с привычными цифрами должен располагаться сверху.
- Покажите ребенку, какой «дневной» цифре соответствует ее «ночная» соседка. Выставьте стрелки определенным образом и предложите ребенку самому назвать, сколько времени.
Совет. Параллельно осваивайте электронный формат цифр. Дайте малышу в руки секундомер: пусть наблюдает, как значения равномерно сменяют друг друга. Предложите поиграть: за сколько секунд вода наполнит чашку или малыш вымоет руки. Сколько раз можно подпрыгнуть за секунду? А за минуту?
Игры для закрепления результата
Обучение подкрепляйте несложными практическими заданиями в игровой форме. Выполняя определенное действие: ложась спать, просыпаясь, накрывая стол к ужину, просите ребенка смотреть и говорить вам, сколько времени показывают часы.
Включая мультики, компьютерную игру, отправляясь в гости или гулять, четко проговаривайте планируемый временной интервал: 15 минут, полчаса, час — и обращайте внимание на расположение стрелок при этом.
Просите помощи у ребенка, выполняя домашние обязанности, например, попросите его напомнить вам выключить плиту через 5 минут, сказать, что пора ужинать, если большая стрелка стоит на цифре 6. Приучайте к пунктуальности: собираясь куда-нибудь, проговаривайте время на сборы и дорогу.
Вот несколько способов освоить временные категории играючи:
- «Подскажи, который час». Установите время на макете. Возьмите игрушечного мишку, скажите малышу, что он торопится домой и спрашивает, сколько времени. Малыш должен ответить, если не сможет, помогите ему.
- Усложните упражнение, меняя положение стрелок на циферблате. Повторите несколько раз для закрепления результата.
- «Составь распорядок дня». Возьмите в руки макет часов. Выставьте стрелки на время, когда малыш обычно просыпается, затем, передвигая их ход, обговорите все действия, которые он выполняет в течение дня, утром, в обед и вечером.
- «Верно — неверно». Выставьте стрелки на макете, спрашивайте у ребенка, правильно ли, что сейчас столько-то времени. Он должен подтвердить сказанное или опровергнуть. Если он в затруднении, задавайте наводящие вопросы.
- «Расписание». Предложите малышу начать играть в автостанцию. Для отправления машин ему нужно самому выставить стрелки часов на заданное время. Сначала употребляйте целые числа, потом усложняйте задачу, применяя такие определения, как «полдень», «четверть часа».
Стихи о времени для детей
Очень хорошо в процессе обучения использовать короткие стишки для запоминания основ времени. Так ребенку будет веселее и проще погрузиться в процесс познания этого понятия.
Вот самые веселые и интересные стихотворения.
Пробегут часы, минутки Соберутся вместе в сутки. В них двадцать четыре часа,
И стрелки творят чудеса.
Стрелка первый круг проходит, — Полдень в гости к нам приходит, А она спешит опять
Час за часом отмечать.
Стрелка круг второй прошла, — В гости полночь к нам пришла, День прошел, прошла и ночь, —
Убежали сутки прочь.
***
На секунды счет идет, Гномик вырвался вперед, Но не знает он пока,
Как секунда коротка.
Посмотри — ка на часы — Стрелки здесь не для красы: Они указали для нас
Секунду, минуту и час.
Секунду — тоненькая, Минуту — длинненькая, А коротенькая — час:
Так бывает всякий раз.
Шестьдесят секунд прошли — Мы к минуте подошли. Ну, а шестьдесят минут
Вместе целый час дадут.
***
Ходики внезапно стали. Что случилось, что стряслось? Стрелки сразу перестали День наматывать на ось. Оглядел их мрачновато Сероглазый циферблат: «Если вы не виноваты, Кто-то всё же виноват?» «Может быть, — подумал Рома – Сил у маятника нет, — Головою вниз попробуй
Покачайся столько лет!»
***
На стенке в комнате часы, Висят они не для красы. И в ритм стуча: тик – так, тик — так. Всем подают условный знак. День — ночь меняют за окном. Рассвет чудесный. А потом У человека круглый годПришла пора дневных забот.
Посмотрите еще одно интересное видео про обучению времени детей.
Ценить время, использовать его с толком ребенка нужно учить с детства. Спрашивайте его, что хорошего, полезного или приятного можно сделать за час, минуту, полчаса. Не ждите быстрых результатов, не торопите в процессе обучения: ориентация во времени – навык сложный.
Чем меньше ребенок, тем короче должен быть урок. Чтобы он быстрее научился разбираться в сложных понятиях, научился понимать ход механизма, узнавать, сколько времени, купите ему яркие наручные часы. Так малыш быстрее станет пользоваться полученными знаниями на практике.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_vremeni_na_chasah.html
Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_vremeni_na_chasah.html
Как научить ребенка определять время по часам: упражнения и методики
Без понимания сути времени не может жить ни один современный человек. Поэтому родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка верно определять время по часам. Практика показывает, что если делать это правильно, то процесс тренировок будет достаточно простым и даже доставит удовольствие заинтересованному малышу. Познакомимся с рекомендациями специалистов.
Трудности процесса
Обучение ребенка пониманию «тонкостей» циферблата сопряжено с рядом сложностей.
- Некоторые дети, даже хорошо знающие цифры, не желают узнавать новое, полагая, что время всегда можно посмотреть на мобильном телефоне или электронных часах.
- На стандартном циферблате используется две нумерации – от 1 до 12 (часы) и от 1 до 60 (минуты), их различать для некоторых малышей достаточно сложно.
- Наконец, чтобы понимать время, ребенок должен уметь считать до 60. Также желательно разбираться в правилах умножения на 5. Поскольку специалисты советуют изучать время с возраста 5 лет, многие родители сначала вынуждены пройти с малышом счет.
Несмотря на эти препятствия, время определять необходимо, поэтому мамам и папам следует запастись терпением и помочь ребенку разобраться в непростом вопросе.
Понятие времени
Прежде чем обучать малыша распознавать часы и минуты по циферблату, необходимо дать ему представление о том, что такое время. Понятие это абстрактное, увидеть или потрогать его невозможно, поэтому работа предстоит непростая.
Совет
Скучные пояснения взрослого могут навсегда уничтожить у малыша желание заниматься, поэтому «уроки» следует проводить в игровой форме, стараясь каждый раз придумывать что-то новое.
На ранних этапах можно предложить малышу сыграть в такие игры.
- «День и ночь». Формируется умение различать дневное и ночное время суток. Как правило, трудностей занятие не вызывает.
- «Когда это бывает». Ребенку дается конкретная ситуация (например, дети идут в садик). Ему необходимо определить, днем или ночью она происходит.
- «Части суток». Задание направлено на формирование понятий «утро», «день», «вечер», «ночь» и их различение. Сначала родитель, задавая наводящие вопросы, помогает ребенку ответить, что происходит утром (дети встают, идут умываться, идут в садки и так далее). Потом закрепляет полученные знания, предлагая малышу уже самостоятельно перечислить признаки утра – не только действия самого ребенка, но изменения в окружающем мире (становится светло, появляется солнце).
После таких занятий ребенок должен разбираться в следующих понятиях:
- сутки;
- части суток – утро, день, вечер, ночь.
Когда малыш понял, что такое сутки и то, что каждые сутки делятся на 4 части, можно приступать к следующему этапу обучения.
Первое занятие
Научить ребенка определять время на часах непросто, поэтому первым шагом станет его знакомство с циферблатом. Родителям необходимо визуализировать представление о времени, нарисовав круг и разделив его на 4 части, означающие части суток.
Снабдив такой рисунок стрелками, следует дать ребенку возможность самому управлять их перемещением.
Работа строится так: взрослый описывает ту или иную часть суток, малыш должен догадаться, о чем ведется речь, и при помощи стрелок выставить верный временной интервал.
Совет
Следует помнить, что дети понятия временной группы различают по особенностям своей деятельности, поэтому надо стремиться к тому, чтобы они запомнили, что утром малыши встают, днем – обедают, вечером – приходят домой, ночью – спят.
Чтобы ребенок быстрее запоминал новые для него слова, можно предложить ему прослушать аудифрагменты или почитать стихи, в которых упоминаются названия частей суток:
- «Солнечный денек» (Я. Аким);
- «Вот уж вечер» (С. Есенин).
Когда ребенок научится безошибочно выбирать на циферблате-тренажере необходимый промежуток времени, относящийся к утру, вечеру или иной части суток, можно переходить к следующему этапу работы.
Правила счета
Чтобы научиться пользоваться часами, малыш должен знать числа до 60, а также считать пятерками и десятками. Как же проводить работу в данном направлении?
- Разучить с ребенком счет до 60 – работа должна вестись постоянно, но в том ритме, который удобен малышу: не стоит требовать от него запомнить все числа сразу, ведь у каждого свои способности, что и надо учитывать.
Совет
Постепенно ребенок запомнит числа, поможет этому и такой прием: попросите его записать ряд от 1 до 60, проговаривая каждое число. Залог успеха – регулярное повторение, поэтому необходимо добиваться того, чтобы малыш самостоятельно ежедневно освежал в памяти числа, пока полностью их не запомнит.
- Следующая часть обучения – запоминание чисел, кратных пяти. Это поможет сделать работу по обучению времени более простой. Сначала надо пояснить ребенку, что числа, которые сейчас мы будем изучать, заканчиваются либо на 5, либо на 0. Пусть он найдет эти цифры в произвольном порядке среди всей совокупности чисел от 1 до 60.
- Когда с этим заданием ребенок научился справляться легко и быстро, надо усложнить ему задачу – найти числа, кратные 5, по порядку: 5-10-15 и так далее. Каждую «находку» обязательно проговаривать вслух.
Совет
Взрослому следует внимательно слушать, все ли верно находит ребенок. Если он называет все числа, обязательно его похвалите, если какое-то пропустил – предложите попробовать еще раз, но быть более внимательным.
- Выписать все числа, которые делятся на 5, в единый ряд и повесить лист на видное место. Постоянно их повторяя, ребенок быстро научится считать пятерками.
Далее сходным образом малыш учится считать десятками. В ряду от 1 до 60 десятков всего 6, поэтому работа будет непродолжительной, а большинство детей быстро запомнят необходимые цифры.
Знакомство с циферблатом
Следующая часть обучения ребенка определению времени – представление ему циферблата. С кругом, разделенным на 4 сегмента, он уже знаком, но теперь знания предстоит расширить. Психологи рекомендуют приобрести специальные детские часы с забавными рисунками и крупными цифрами, чтобы малышу было интересно работать с ними.
Следует рассказать ребенку, что часы – это своеобразный пирог (или апельсин), который делится на кусочки (или дольки), все вместе они называются циферблатом. На «пироге» расположены цифры от 1 до 12, имеются также две стрелки:
- маленькая толстая обозначает часы;
- длинная показывает минуты.
Почему часовая стрелка толще? Потому что час – более длительный промежуток времени, чем минута.
Совет
Если ребенок сразу столкнулся с трудностями и не понимает значения минутной и часовой стрелок, можно приобрести специальный обучающий набор с картонными часами, при помощи которого малыш быстро освоит необходимые понятия.
Рассмотрев часы, узнав о назначении каждой стрелки, необходимо понаблюдать за их движением, при этом о секундной стрелке можно упомянуть (чтобы у малыша не возникло ощущение того, что от него что-то скрывают), но подробно не рассматривать, чтобы ребенка не путать. Можно сказать так: «Эта стрелка, которая движется быстрее всех остальных, показывает секунды, самые короткие единицы времени. Посчитай «один-два-три». Это и есть секунды».Закрепить знание поможет самостоятельное рисование циферблата с помощью родителей. Важно использовать цветные карандаши или фломастеры, каждый «кусочек пирога» окрашивать в свой цвет, чтобы визуализировать 5-минутные отрезки. Взрослым важно проконтролировать, чтобы ребенок верно разместил в круге числа от 1 до 12.
Изучение часов
Теперь необходимо научить ребенка понимать время. Родители должны рассказать ему следующее.
- В сутках 24 часа. То есть утро, день, вечер и ночь в совокупности равны 24 часам.
- На циферблате часов всего 12 цифр, поэтому маленькая стрелка на сутки проходит полный круг два раза.
- Следует рассказать, что разделение циферблата можно сравнить с дольками апельсина: несколько долек (каждая из которых приравнивается к отрезку в 5 минут) в своей совокупности образует целое – циферблат.
Теперь необходимо показать ребенку, что когда часовая стрелка показывает на какую-либо цифру, она указывает на час. Например, если она стоит на цифре 4, значит, сейчас 4 часа. При помощи специальных часов-тренажеров надо потренироваться выставлять часовую стрелку на ту или иную цифру и называть время.
Затем задача усложняется, необходимо пояснить, что расположение минутной стрелки на цифре «12» означает точное время. Также при помощи картонного циферблата попробовать выставить час, шесть часов и иные варианты.
Знакомство с минутами
Когда малыш научился определять точное время, следует усложнить для него задание. Сначала родители поясняют следующие моменты:
- в часе 60 минут;
- на циферблате имеются небольшие деления, не подписанные, каждое из них означает минуты.
Можно порассуждать с ребенком, почему не подписаны минуты, подвести его к правильному ответу – с целью экономии места на циферблате.
Теперь, взяв картонные часы, показываем ребенку перемещение минутной стрелки с 12 на 1, сообщив, что прошло 5 минут. Сколько сейчас времени? Он должен ответить: 4 часа 5 минут.
Попросите ребенка показать 4 часа 10 минут. Пройдя весь круг и проговаривая каждое временное значение, следует усложнить задание: попросить дошкольника выставить на часах, например, 6 часов 15 минут, потом – 8 часов 50 минут.
Совет
Если что-то не получается, кричать на ребенка и нервничать не стоит, важно понять причину затруднения. Малыш может путать часовую и минутную стрелки – тогда тренажер необходимо заменить на более наглядный. Возможно, он просто подзабыл счет пятерками и десятками – тогда его следует вспомнить.
Тренировка
Чтобы закрепить знания, следует сыграть с ребенком в игру «Часы». Для нее потребуются те часы, которыми семья располагает: детские, старые настенные с большими стрелками, картонные. Задать игровую атмосферу поможет выдуманная история – например, нам надо помочь сказочному герою добраться до дома, верно разгадав загадки про время от злой колдуньи.
Имеется два типа заданий.
- Родитель говорит время, ребенок выставляет его на часах. Для этого задания лучше всего подойдет красочный картонный вариант со стрелками.
- Время на циферблате выставляет взрослый, задача малыша – назвать его точно. Следует действовать по принципу «от простого к сложному».
Заниматься лучше каждый день, но недолго, чтобы ребенок не успел устать и потерять интерес к обучению.
Сопоставление времени и части суток
Чтобы малыш еще лучше воспринял абстрактную категорию времени, следует научить его сопоставлять конкретный час и промежуток дня.
- Взрослый выставляет на циферблате время. Ребенок должен его узнать, сказать, который час, рассказать, что он обычно делает в это время, и сделать вывод – какая это часть суток.
- Взрослый использует два циферблата, на одном из них утреннее время, на другом – вечернее. Затем задает вопрос – в какое время ты обычно ложишься спать? Задача ребенка понять по часам, какое время они показывают, решить для себя, что это – утро или вечер – и ответить на вопрос.
Совет
В случае затруднения следует помочь дошкольнику несколькими уточняющими вопросами.
Обучение минутам
Самое сложное – рассказать детям, как ориентироваться во времени, если минутная стрелка находится не ровно на 5 или 10, а между ними. Родители должны рассказать малышу, что между этими цифрами находятся 4 деления, каждое из которых соответствует минуте, лучше всего наглядно продемонстрировать это при помощи больших часов.
Также необходимо рассказать малышу, что нередко даже взрослые по часам не могут определить время с точностью до минуты, округляя его. Например: если стрелка, показывающая минуты, только чуть-чуть сдвинулась от 5 к 10, значит, прошла всего одна минута. И на вопрос «Который час?» можно ответить «Шесть минут первого». Закрепить полученные знания помогут упражнения с часами, описанные выше.
Каждый родитель должен понимать, что ребенку нужно разобраться во временной терминологии до того, как он пойдет в школу, поэтому работа должна проводиться регулярно. Но не стоит насильно принуждать малыша к тренировкам, лучше всего использовать игровую форму и превращать каждый «урок» в своеобразное приключение.
Текст
Источник: https://Razvivashka.online/poznavatelnoe/opredelyat-vremya-po-chasam
» Как научить ребёнка определять время
Время — странное понятие, имеющее абстрактную природу: его нельзя увидеть или потрогать. А ведь определять время, понимать часы и пользоваться ими должен научиться каждый ребёнок.
Не научившись это делать вовремя, ребёнку трудно будет придерживаться режима дня и планировать своё время, когда он пойдёт в школу. Умение определять время — важная и необходимая составляющая развития ребёнка.
Из нашей статьи вы узнаете, как научить этому малыша.
Понимать время — не простое умение. Когда новорождённый подрастёт и сам будет ощущать течение времени, например, кушать в одно и то же время, распознавать, где день, а где — ночь.
Окрепший малыш вскоре овладеет понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь», а немного позже научится узнавать времена года, месяцы, а также дни недели. Все названные категории очень нужны, чтобы начать понимать часы.
Ведь часы — это средство, посредством которого ребёнок будет уметь ориентироваться во времени, правильно определять его. С чего же начать родителям, чтобы в домашних условиях познакомить малыша с часами?
Итак, для того, чтобы начать лёгкое, ненавязчивое и интересное обучение малыша понимать часы, нужно разобраться, какие навыки у него уже сформированы. Если вы выясните, что ребёнок овладел ещё не всеми необходимыми навыками, то нужно сосредоточить своё внимание на то, чтобы он приобрёл их прежде, чем приступать к активному обучению определения времени.
Ребёнок должен:
- уметь считать от 1 до 12
- распознавать цифры 1 -12
- считать по порядку от 1 до 12
- узнавать часовую и минутную стрелки
- показывать направление движения стрелок
- считать до 30
- считать до 30 «пятёрками» — 5, 10, 15.
«Если вы начнёте учить ребёнка понимать часы, одновременно обучая его счёту от 1 до 12, то не справитесь с поставленной задачей».
Начинаем учить часы
- Шаг первый. В начале обучения можно взять часы крупного размера (лучше круглые, без лишних декоративных элементов, или детские, игрушечные).
Можно использовать макет часов, изготовив его из картона или бумажной тарелки. На часах должны быть крупно и чётко изображены цифры — пока только часы, без минут. Стрелки должны легко вращаться. Сначала нужна только часовая стрелка.
Макет учебных часов легко сделать своими руками
- Шаг второй. Покажите и расскажите, что такое «циферблат».
- Шаг третий. Расскажите малышу, что стрелка указывает на часы, а потому имеет название «часовая». Продемонстрируйте, в какую сторону она движется и поясните, что такое движение имеет название «по часовой стрелке». Предложите ребёнку закрепить полученное знание, покрутив стрелку в нужную сторону. Объясните, что часовая стрелка отсчитывает часы.
- Шаг четвёртый. Потренируйтесь с малышом в закреплении понятия «ровно час». Для этого нужно установить часовую стрелку на любую цифру, озвучить значение (например, «ровно два часа»), а потом пробовать выставлять её на разное время. Научите ребёнка двигать часовую стрелку по цифрам и называть время: «Один час, два…» и далее. Расскажите и покажите ребёнку, что означает понятие «час назад».
«Совет. Лучшее, что можно сделать для того, чтобы заинтересовать малыша учиться понимать часы, — это смастерить их вместе с ребёнком. В процессе совместного творчества кроха поймёт, для чего предназначены те или иные элементы часов».
Для того чтобы малышу легче и приятнее было приобретать умение легко ориентироваться во времени, родителям нужно показать его ценность.
Например, временем можно заинтересовать, связав его с важными для ребёнка событиями: прогулкой, походом в кукольный театр или цирк, просмотром вечерней сказки по телевизору.
Сделайте упор на том, что время нужно знать, чтобы никуда не опоздать и ничего интересного не пропустить.
Красочный плакат поможет ребёнку осознать ценность понимания времени
Как это просто донести ребёнку?
Можно нарисовать красочный плакат, на котором будут отмечены на часах важные для малыша события: во сколько прогулка, во сколько поход в гости, во сколько начинается любимая телепередача. Снабдите плакат не только крупными изображениями часов и времени на них, но и красочными картинками, символизирующими те или иные события.
Такой же плакат можно изготовить для запоминания режима дня ребёнка. Кроха, глядя на плакат-подсказку, будет учиться не только никуда не опаздывать и делать всё вовремя, но и начнёт ориентироваться во времени. Видя, что малыш понимает, далее можно будет менять события и время: так он, не особо напрягаясь, освоит и закрепит основные навыки ориентации во времени.
А дальше можно будет смело переходить к изучению минут.
Определяем время по часам и стрелкам
Познакомив с часовой стрелкой, начинаем изучать минутную
Если малыш уже понял, что показывает часовая стрелка, то можно знакомиться с минутной:
- Добавьте минутную стрелку в ваши учебные часы или их макет.
- Расскажите, что минутная стрелка — тоньше и длиннее, чем часовая. Пусть ребёнок потренируется и хорошенько запомнит различия между двумя стрелками.
- Объясните крохе, что за один час минутная стрелочка проходит весь круг.
- Покажите, что если часовая стрелка чётко показывает один час (два, три, четыре…), то минутная стрелка всегда вверху на отметке 12. Потренируйтесь, закрепляя это понятие.
- Приступая изучать половину, покажите, где расположена стрелка на циферблате, в том случае, когда прошла только половина часа. Пусть ребёнок сам поместит минутную стрелку на половине часа (на цифре 6) и потренируется называть время.
- Далее можно переходить к изучению положения минутной стрелки, когда прошло 5, 10, 15 минут и т. д. Тут уже нужно, чтобы на учебных часах или макете часов появились изображения цифр, показывающих минуты.
Ребёнку важно научиться узнавать разное время суток
Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь легко отвечать на вопрос: «Какое сейчас время суток?».
Как этому научить?
- Используйте красочные наглядные пособия (картинки), где доступно показано, что дети обычно делают в то или иное время.
- Тренируйте этот навык в повседневном общении с ребёнком: «Утром ты просыпаешься и завтракаешь, днём — играешь, обедаешь и спишь, вечером — смотришь сказку, ужинаешь и готовишься ко сну, а ночью — спишь». Предлагайте ребёнку составлять свои варианты, чем обычно занимаются утром, днём, вечером и ночью.
Перечисляйте время суток в прямом и обратном порядке, вразброс.
После того, как кроха будет хорошо понимать и различать время суток, можно начать учить его дням недели:
- Расскажите ребёнку, что такое неделя.
- Учите ребёнка отвечать на вопрос «Какой сегодня день недели?».
- Объясните ребёнку о порядке дней недели. Для хорошего запоминания этого существует множество детских стихов, песенок и считалок.
- Тренируйтесь запоминать дни недели, используя термины «вчера», «сегодня», «завтра». Чаще спрашивайте ребёнка: «Какой день недели был вчера?», «А какой день будет завтра?». Общайтесь ежедневно на тему, что было вчера, а что собираемся делать завтра.
Игры с часами
«Игр для обучения ребёнка пониманию времени великое множество: словесные, с картинками, компьютерные. Все они будут эффективны, если их подобрать в соответствии с уровнем развития ребёнка и его предпочтениями».
Смотрите обучающее видео, которое поможет вашему ребёнку научиться понимать по часам
Предлагаем ознакомиться с простыми играми, в которые вы можете поиграть с ребёнком дома:
- «Который час?» Возьмите учебные часы или их картонный макет, установите на них какое-то время, допустим, семь. Попросите малыша назвать, где расположена часовая стрелка (короткая). Спросите его, который час? Помогите малышу, если он не может ответить сразу, а потом спросите опять.
- «Который час – 2». Меняйте положение часовой стрелки и задавайте вопросы о том, сколько времени. Сначала идите вправо, по часовой стрелке, а потом, когда вы увидите, что навык закрепляется, меняйте положение стрелки в произвольном порядке.
- «Понарошку». Скажите ребёнку, что сейчас понарошку нужно прожить весь день. Задавайте вопросы, чем в разное время будет заниматься малыш. Пусть он связывает утренние, вечерние, дневные и ночные часы с типичными для него видами деятельности.
- «Сейчас шесть?». Задайте ребёнку череду вопросов: «Сейчас шесть часов?» или «Сейчас восемь?» и т. д. Ребёнок должен отвечать утвердительно или отрицательно. Можно помогать малышу наводящими вопросами. Так он будет учиться ориентироваться во времени.
«Совет. Чтобы упражнения и игры по пониманию времени не утомляли ребёнка и не навевали на него и скуку, старайтесь вводить их в реальную жизнь.
Допустим, подросшему малышу можно поручить проследить за временем, собираясь куда-то: «Напомнишь мне, что через 20 минут мы должны выйти из дому, чтобы не опоздать на представление» или «Скажешь, когда будет три часа?».
Когда готовите на кухне: «Я ставлю пирог на 30 минут. Посмотри на часы и скажи, когда он будет готов?»
Здорово понимать время и уметь пользоваться часами
Дорогие родители, не заставляйте ребёнка учить понимать по часам, пока он сам не проявит интерес. А чтобы он проявил интерес – нужно ему помочь: дать информацию для размышления – показать весёлые тематические картинки или познакомить с забавными стихами. Во время обучения старайтесь связать задания с реальной жизнью.
Пусть ребёнок как бы напоминает, который сейчас час, какое время суток и т. д. Самое лучшее – когда вам удастся выработать свой индивидуальный подход к обучению ребёнка. Тогда малышу будет интересно, и он достаточно быстро научится понимать по часам и пользоваться ими. Помните, что этот навык не приобретается за один день, а формируется постепенно.
Так что будьте терпеливы, последовательны и тогда всё получится.
Источник: https://paidagogos.com/kak-nauchit-rebyonka-opredelyat-vremya.html