Этапы развития речи у ребенка

Содержание

Развитие речи ребенка по возрастным этапам

Этапы развития речи у ребенка

Еще раньше, чем ребенок произносит свои первые слова, речевой центр начинает работать. Малыш произносит звуки, крики, потом они начинают отражать простейшие эмоции. Этапы развития речи проходят довольно быстро. Главное — у ребенка должен быть пример, а значит, с ним необходимо разговаривать, читать, общаться.

Чтобы у детей не было отставания в развитии речи, родители должны следить за своеобразным «графиком». Педагоги и психологи составили поэтапный процесс изменения и усложнения речи.

Небольшая задержка поправима, а вот серьезную придется лечить. Сейчас самое важное — правильно заложить основы речи. Больше разговоров, новых слов, общения и эмоций в голосе.

Тогда ребенку будет проще научиться говорить и это произойдет раньше.

Учимся говорить

Взрослый человек вряд ли помнит, как учился говорить. Слова и фразы сами приходят на ум. Больше того, некоторые из нас говорят на разных языках. Здесь понятнее — новый язык приходится учить с основ: звуки, буквы, слова, потом появляются фразы. Они усложняются, становятся более эмоциональными. Вот так же мы учим свой родной язык, правда, не осознавая этого.

У детей запоминание слов, звуков, акцента происходит проще: с самого рождения они слышат каждый день новые слова, повторяются старые. Слово и предмет становятся связанными. Мы не помним, как выучились родной речи, ведь это происходило путем связывания образов и звуков.

Вы смотрите на предмет, а в голове возникает его название. Все потому, что в детстве мы так выучились распознавать окружающий мир. В голове у ребенка формируется прочная связь: слово-предмет, явление, человек, животное.

Самое главное – стимулировать речь. Это тоже несложно с детьми, ведь они подражают взрослым. Первая речь ребенка — подражание звукам. Потом он запоминает слова. Их становится все больше. Уже к 5-6 годам кроха спокойно оперирует 3000 слов на родном языке. Конечно, если развитие речи идет правильным путем.

Поэтапное развитие речи

Самые важные этапы проходят до 1-1,5 лет ребенка. Это переход от простого крика к осмысленным словам. Это довольно быстро, если учесть сложность нашего речевого центра. Конечно, речь идет о детях, которые растут в семье – у них есть по крайней мере 5-6 человек, которые часто с ними разговаривают. На раннем этапе выделяют следующие периоды:

  • Крики — с рождения, у маленьких детей это возможность привлечь внимание матери;
  • Гуканье — проще всего произносить звуки «агу», «агы», «гы», «ууу». Этот период проходит в возрасте от 2 до 3,5-4 месяцев. Такие звуки – первая попытка ребенка произнести что-то, что пока еще невозможно;
  • Лепет — это повторение одного и того же слога много раз. Сейчас он может произнести «ма-ма-ма» или «бу-бу-бу». Период от 4 до 7,5 месяцев;
  • Слова — с 11-12 месяцев лепет может подарить вам несколько слов, например «мама», «папа», «баба», «дай». Сейчас малыш произносит их не постоянно, а как обращение или просьбу. Он все еще лепечет, периодически кричит — так проще всего выразить недовольство;
  • Первые слова у детей появляются с полутора лет. Они все больше похожи на взрослую лексику, правда, пока выговариваются не все буквы. Например, малыш может сказать «моко» на молоко.

Конечно, все относительно. Кто-то начнет лепетать раньше, а произносить слова позже. Здесь нет ничего страшного для вашего ребенка. Проблемы развития речи выявляются только на втором году жизни.

Сколько слов мы уже знаем

Для речевого развития очень важно, сколько слов знает ваш кроха. Его личный «словарик» насчитывает приличное количество слов уже к 4 годам жизни. Для детей необходимо общение с родными и сверстниками. Так они усваивают новое быстрее. Поможет вам чтение сказок, рассказывание историй. Некоторые слова дети выдумывают сами – их в подсчет словарного запаса не включаем.

  • 1 год – малыш уже уверенно говорит от 5 до 9 слов;
  • 1,5 года – кроха знает 20-30 новых слов, которые использует каждый день;
  • 2 года – максимально 200-210 слов. Минимум тут 80-90 – меньше будет считаться отклонением;
  • 3 года – от 800 до 1000 слов используется ребенком;
  • 3,5 года – чуть больше, и это хорошо. Эти 6 месяцев могли принести 500-600 новых слов;
  • 4 года – до 2000 слов или чуть больше, причем многие из них уже эмоционально окрашены;
  • 5 лет – огромный прорыв: около 2500 слов для малыша.

Нужно отметить период 2-5 лет. В это время малыш начинает разговаривать все интенсивнее. Он может делать интонационные акценты, использовать вопросительный или указательный тон.

Общение ребенка с матерью — это особая тема. Здесь психологи отмечают понятие «материнский язык». Он формируется еще на уровне лепета. Мама хорошо понимает, что лепечет или «гулит» малыш, и может отвечать ему на том же «языке».

Это существенно тормозит развитие речевого центра, потому что малышу нет потребности развивать его – все и так понятно. Мамам нужно это учитывать. Говорите с ребенком ласково, нежно, используя смешные словечки, но в остальном язык должен быть взрослым, без сюсюканий.

Начинаем говорить фразами

Переход от слов к фразам проходит плавно. Для детей это нормальное развитие речи, и они сами пытаются строить первые фразы. Ничего страшного, если они получаются нечеткими или забавно-ошибочными. Помогите ребенку: что-то заучите с ним наизусть, исправляйте ошибки произношения.

Примерно с 2 лет малыш может построить фразу из 2-3 слов. Позднее они уже строят предложения, используя почти все части речи. К 4 годам нормальное развитие речевого центра – уметь использовать несколько прилагательных или вопросительные слова.

Обычно в 4 года для ребенка не составляет труда менять суффиксы и окончания при разговоре. Так что его речь уже вполне взрослая. Теперь ее стоит оценивать не по количеству слов. Ответы на вопросы будут своеобразным тестом. Односложный ответ на любой вопрос должен насторожить родителей.

Прочтите сказку, а затем попросите пересказать ее парой предложений, придумать продолжение.

Например, Принц и Белоснежка поженились, а что было дальше? В 4 годика для малыша уже не проблема придумать коротенькое продолжение: они жили вместе, завели кошку, у них появился сыночек или дочка.

На этом этапе развития этого вполне достаточно. Чем больше подробностей жизни героев придумывает ребенок, тем лучше. Здесь вместе с речью работает его фантазия и логика.

Произношение и дефекты

На первых этапах развития речи могут быть дефекты произношения. Не стоит сразу же паниковать, что ребенок не выговаривает буквы. Скорее всего, ему просто нужно больше тренироваться. Слушайте его, отмечайте неправильное произношение. Можно подобрать слова или стишки для тренировки. Обычно на исправление дефекта уходит немного времени.

Если же вы видите, что время идет, а от речевого дефекта избавиться дома не получается, придется сходить к логопеду. Основные проблемы с речью фиксируются в возрасте 2 лет – до этого считается, что развитие все еще продолжается.

Одна из особенностей развития речи — чем меньше слов, тем правильнее ребенок произносит их. У детей с большим словарным запасом «проваливаются» твердые согласные, они могут имитировать заикание.

Так что иногда лучшее качество речи у тех, чей словарный запас на 10-15% ниже.

Здесь важно знать: у всех детей речевое развитие идет разными путями. Это зависит от родителей, наличия старших детей, общения в семье, от того, как часто приходят гости. Факторов речевого развития много, так что не переживайте, если соседский малыш уже правильно строит фразы, а ваш еще не может выговорить «дай яблоко».

До двух лет возможны слоговые проблемы. Малыш теряет слог или, наоборот, добавляет еще один. Так, «собака» может быть «абака», «бабака», «ака». Сейчас не нужно каждый раз поправлять ребенка – просто показывайте, как нужно произносить. Скажите «Собака? Где? Покажи мне».

Задержка речевого развития (ЗРР)

Если логопед ставит такой диагноз, то вы должны правильно воспринять значение слова «задержка». Это не патология, не дефект, а именно задержка. Такой диагноз можно поставить, только если ребенок уже достиг возраста 2 лет, но его речь все еще очень плоха.

Задержка развития речи проявляется как малый набор осмысленных слов. Раньше считалось, что 200 слов для детей 2-х лет — это желанная норма. Теперь же логопеды снизили этот порог до 50-100 слов. Если ребенок не может выговорить простые слова, у него теряются слоги, добавляются новые — его речь тяжело разобрать.

Обычно для развития речевого центра необходимо именно говорить. Сейчас много говорящих игрушек, многие мамы включают часто телевизор. Ребенок слушает, а говорить ему нет никакой надобности. Уберите этот фон – и ему придется самому начать разговаривать.

ЗРР снимется в 4-5 лет, если эти проблемы прошли. Если же нет, для таких детей рекомендованы занятия с логопедом. При сильной задержке вы, к сожалению, не попадете в школу. Этим вопросом нужно заниматься, пока у ребенка есть все шансы самому поправить ситуацию.

Как правильно разговаривать с ребенком

Существует несколько простых правил, как говорить с ребенком. Все они направлены на развитие его речи, а значит, родители должны внимательно отнестись к вопросу.

Есть такой анекдот, когда мальчик до 7 лет молчал, а потом сказал, что каша несоленая. На вопрос «Чего же ты молчал 7 лет?» он ответил, мол, раньше-то все было хорошо. В этой шутке есть доля правды.

Пока для ребенка нет потребности или мотивации говорить — зачем ему говорить? Мама и так понимает его крики, лепет, «гульканье»… Поэтому побуждайте его к общению: задавайте вопросы, заучивайте фразы, просите повторить то, что он сказал.

Сын приносит вам мячик или машинку, чтобы поиграть. А вы спрашиваете, не хочет ли он есть, спать, на горшок. Ему совершенно непонятно, как вообще связаны эти темы. Да и вам не будет понятно, если не вдумаетесь. Попробуйте настроиться на одну волну. Отложите вопросы про горшок и поговорите про мячик, поиграйте с ним. Назовите его цвет, скажите, что мячик большой, красивый, зеленый, новый…

Важно, чтобы тема была для ребенка интересной. Когда вы настаиваете на каком-то действии в игре, например, просите раскладывать предметы по цветам или складывать пазл, а малышу хочется поиграть с машинками — интереса мало. Играя в то, что ему интересно, малыш будет сопровождать все это звуками, словами, а потом и фразами.

  • Взрослый понимает, что перед ним ребенок.

Для правильного речевого развития важно, чтобы взрослый понимал: это малыш, пусть ему 2 года или 4, но это еще маленький ребенок. Тема разговора нужно выбирать адекватную интересам ребенка.

Поддержать разговор по политику и экономику он пока не может. Малыш слышит знакомые слова: машинка, играть, мяч, книга со сказками, кукла. Это стимулирует его к коммуникации на доступную ему тему.

Если ждать от него ответа на сложный вопрос, то вы лишь смутите и испугаете малыша.

Источник: https://rebenkoved.ru/rech-detej/razvitie/razvitie-rechi-rebenka-po-vozrastnym-etapam.html

Этапы нормального речевого развития у ребёнка

Этапы развития речи у ребенка

 Не забудьте отметить в соцсети , если статья оказалась полезной 

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

I период.  Подготовительный (от 0 до 1 года).

Крик новорожденного является его первой ой рефлекторной реакцией.

К двум месяцам  первые ые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые ые модуляции  (радость, повизгивание, хныканье).

     К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и ые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом.

   К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию.

3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители. Вне «комплекса оживления», без эмоциональной стимуляции гуление возникает уже с 3,5 мес.

(Е.М. Мастюкова).

Гуление – это непроизвольное воспроизведение ребенком звуковых комплексов. Гуление у всех народов мира протекает одинаково. Трудно переоценить значение данного явления для ребенка, т.к. в процессе гуления ребенок тренирует органы речевого аппарата: органы артикуляционного аппарата, дыхания, ого, слухового  аппарата. Ребенок не только воспроизводит звуковые комплексы, но и все время себя слушает!!!

    После 5-ти месяцев гуление переходит в лепет. С 5 до 12 месяцев считается периодом лепета. Гулить начинают все дети, но, к сожалению, не у всех детей гуление переходит в лепет. Так у детей с нарушенным слухом гуление затухает – нет слухового контроля.

   Лепет – адекватное воспроизведение слогов. Эти слоги соотносятся с предметами, действиями, признаками (ба-ба-ба – бабушка; би-би- машина).

Лепет («лепетные» слова) это начало собственной речи ребенка. К 1 году ребенок говорит 5-10; 10-15 «лепетных»  слов (мама, папа, баба, деда, дядя и т.д.) (Аркин, Штерн).

По данным Бюллера – от 3 до 45 слов. Понимает больше – до 30 -50слов.

С 3-х мес. Отмечается «глазное общение», фиксация взора, слежение за движущейся игрушкой.

С 3-6 мес. ребенок поворачивает головку в направлении источника звука.

С 7 мес. – узнает голоса окружающих его родных и близких;

В 8-9 – реагирует на свое имя.

После 9 мес. Выполняет элементарные словесные просьбы: «Похлопай в ладоши – ладушки», «Помаши ручкой – до свидания».

На 2-ом году жизни начинается период различения фонем. Наибольшие сдвиги в развитии фонематического восприятия происходят в 1г.7мес. – 1г. 8 мес. Считается, что к 2-м годам первичный ФС у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – Мишка-мышка).

             II период. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

Для этого периода характерно появление предложений из отдельных  аморфных слов-корней (1г. 3м.  – 1г.8 м.)однословная фраза (бах).

1г.8м.  – 1г. 10 м. – двухсловная фраза

Баба – ди (Бабушка, иди!).

Кука – бух (Кукла упала!).

Да яба – Дай яблоко.

В это время быстро наращивается предметный и глагольный словарь.

По данным А.Н. Гвоздева, дети имеют в активном запасе:

в 1.8 – 1.9 мес. –  80-100 слов.

в 2 года – 200-400 слов.

к 3 годам – 1000-1100 слов.

Ребенок объединяет эти слова в короткие предложения. В 2- 2.2 мес. выделяют период «физиологического aграмматизма». Ребенок объединяет слова в предложения, без соответствующего  грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии период «физиологического аграмматизма» длится недолго. Дeти сами  начинают правильно употреблять основные грамматические конcтрукции.

     В преддошкольном периоде начинается активное формирование произносительной сторoны речи. Формируются гласные и простые согласные звуки (м, мь, нь, н, д, дь,п,пь,б,бь,т,ть и др.).

К 3 годам дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3-4 и более слoв,  употребляя наиболее простые грамматические конструкции (ед. и мн. ч. Сущ, вин. падеж.). Дети пользуются словами 2-3-х сложной структуры.

Вывод.

      Если ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепетных слов (их количество может доходить до 70 и более слов): уто-ухо; аёк – потолок; но – нос; тити- часы; по – пол; тути – туфли; ако-окно и т.д. и никак не объединяют их в предложение, это должно стать настораживающим симптомом для родителей, логопеда. Таких детей необходимо направлять на занятия в логопедические ясли.

     Таким образом, в возрасте 1.5 до 2- х лет происходит переход от паcсивного приобретения слов от окружaющих его людей, к активному расширению словаря ребенка в период использования вопросов, типа «Что это?», «Как это назывaется?»

   В возрасте двух лет они хотят знать, как зовут пробежавшего мимо мальчика, залаявшую где-то вдaлеке собаку.

Если взрослые не могут удовлетворить интерес ребёнка, то дети порой сами придумывают имя тому или иному предмету.

Это является показа­телем и одновременно следствием развития у маленьких детей болeе высоких степеней обобщения воспринимаемых предметов и явлений окружaющего мира.  

     К двум годам появляются прилагaтельные, чаще всего в форме именительного падежа мужского  или жeнского рода, но без согласования с существительными.

     Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: сoгласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кисю). Однако в речи ребенка имеeтся большое количество аграмматизмов.

     В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это проcтые фразы из двух – трех слов, затем отмeчается расширение структуры предложения до 3-4 слов. Например, «Таня игает кука». Постепенно, к трeм годам, они усложняются. В возрасте 2.3 – 3 лет появляются служебные слова.

III период.  Дошкoльный (3 – 7 лет).   Речевой период.

Это период интенсивного речевого развития, когда у ребенка наблюдается бурный рост словаря, форми­руется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их знaчениями. В это время активный словарь детей достигает 3000-4000 слов.

Идет дальнейшее формирование граммaтических категорий, систематизация некоторых грамматических форм. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования.

Речь такого ребенка еще ситуативная, первые их высказывания в объеме 2-3 предложений.  

В возрасте 3 лет у детей наблюдается активное фoрмирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи. Выдeляется несколько этапов формирования фонетической стороны речи.  Выделяется 4 этапа:

1 этап (от 3 до 4 лет).

В возрасте от 3-х до 4-х лет выделяется период наличия физиологических недостатков произношения «физиологического косноязычия». Они являются результатом возрастных осoбенностей строения речевого аппарата, когда дети правильно произносить все звуки не могут, но они исчезают самостоятельно без логопедической помощи. Для этого периода характерно:

  • смягченное произношение согласных звуков ;
  • замены свистящих и шипящих звуков на Т-ТЬ, Д-ДЬ.
  • еще не сформированы сонорные звуки Л, Р,РЬ (пропуски, замены) и аффрикаты Ц,Ч=ТЬ (цапля=тяпля, мамочка=мямитька).
  • К,Г,Х = Т и Д (хлеб = тлеб).

 2 этап  ( от 4 до 5лет).

В этом периоде:

  • к 4 годам исчезает смягченное произношение;
  • появляется дифференциация звуков ЛЬ-J;
  • формируются свистящие, появляются шипящие;
  • недифференцированное употребление свистящих и шипящих звуков;

–   еще могут быть несфомированными сонорные звуки; Ц,Ч.

3 этап (от 5 до 6 лет).

В 5 лет дети:

  • уверенно пользуются свистящими и шипящими звуками, аффрикатами;
  • формируются сонорные звуки Р, Рь  и Л и их дифференциация;
  • пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: конфеты, яблоки.).

     К 5-6 годам дети не только правильно произнoсят, но и различают все фонемы родного языка.

 4 этап (от 6 до 7 лет).

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нeт отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.

  Дети не только правильно произносят, но и различают на cлух все фонемы родного языка.

А это свидетельствует о том, что у детей сформирована  готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для успешного овладения грамотой.

Дети овладевают умением воспроизводить сло­ва различной слоговой структуры и звуконaполняемости. Возможны отдельные ошибки, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах.

При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произнoшения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении cлова, как ребенок достаточно быстро введет новое слово в свою самостоятельную речь.

В дошкольном периоде процесс усвоения языка про­текает столь динамично, что после трeх лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грам­матически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот..,. который и т.д.):

―Сегодня мы пойдем гулять на участок, потому что на улице тепло и нет дождика.

—Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и серди­тый ветер.

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контро­лировать собственное произношение и слышать ошибки в рeчи окружающих.

В этот период у детeй формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления единиц языкa), что обес­печивает правильное употребление в самостоятельных высказывани­ях всех грамматических категорий и форм слов.

 Как отмечает Т.Б.Филичева, «…Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком – играю с брати­ком; мамой были магазине – с мамой были в магазине; мяч упал и тоя – мяч упал со стола и т.д.

), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуcк – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции.

Такие дети нужда­ются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу».

К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов , нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка  формируется как полноценное средство общения.

Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перeйти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

IV период.  Школьный (от 7 до 17 лет).

   В этот период cовершенствуется связная речь и формируется письменная речь.

Многие исследователи отмечают что, усвоение языка нормально развивающимся ребёнком протека­ет спонтанно, естеcтвенно и без видимых усилий с его стороны. Особенности становления языка и речи у детей связаны с процес­сами физиологического созревания центральной нервной системы и с определённой её пластичностью. Это с одной стороны.

 В свою очередь,  нормальное формирование психофизиологических систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недоcтаточности такой стимуляции (напри­мер, в связи с нарушением слуха) процессы освоения речи задерживаются.

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», в психологии принято называть критическим периодoм, поскольку за пределами этого периода ребёнок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.

Протя­жённость критического периода разными исследователями определяется по-разному: наиболее часто выделяют два варианта – от рождения и до 9-11 лет или: от двух лет до периода полового созревания.

Необходимо от­метить, что в период от года до 12 лет хорошо «укладывается» динамика основных показателей становления языка и речи – за этот период устраняются «ненормативные» особенности ин­дивидуальной артикуляции, осваивается правильное употребление ан­тонимов, происходит понимание многозначных слов и идиом, имею­щих как конкретный, так и социально-психологический смысл. В этот же возрастной период наблюдаются и отклонения в речевом развитии различной этиологии, в том числе связанные с заиканием.

 Так же для вас может быть интересным:

  1. Критические периоды развития ребёнка.
  2. Развитие ребёнка от 0 до года.

Источник: https://logoznanie.ru/roditelyam/etapy-rechevogo-razvitiya/15-etapy-rechevogo-razvitiya.html

Этапы развития речи у ребенка

Этапы развития речи у ребенка

С первого гуления до полноценного общения в школе, навыки речи у ребенка обычно развиваются в определенном порядке. Мы поможем вам составить представление о том, чего вам ждать, хотя, возможно, ваш ребенок пройдет тот или иной этап раньше или позже.

Этапы развития речи у ребенка от рождения до года

От рождения до 3 месяцев
Ребенок гулит, когда радуется. Звук, который он при этом издает, обычно напоминает «аххх».

От 2 до 3 месяцев
Ребенок по-разному плачет в разных ситуациях. Как только вы получше узнаете своего ребенка, вы сможете различать, когда он плачет от голода, а когда из-за того, что устал.

От 3 до 4 месяцев
Ребенок произносит в основном гласные, но гуление становится более сложным, в нем слышны разные звуки.

От 5 до 6 месяцев
Ребенок тренирует интонацию, повышая и понижая голос, часто в ответ на детскую речь или на выражение вашего лица.

Примечание: если к 6 месяцам ребенок не научится произносить гласные звуки, проконсультируйтесь с врачом.

От 7 до 12 месяцев
Ребенок начинает лепетать, воспроизводя новые комбинации звуков и интонации. Он старается подражать вашей речи, совмещая согласные и гласные звуки (например, «ба-ба»). Ребенок пытается разговаривать, «отвечая» на ваши реплики.

Этапы развития речи у ребенка от года до трех

12 месяцев
В этом возрасте ребенок произносит первое слово. Он достаточно хорошо знает от одного до пяти слов, чтобы использовать их в речи.

14 месяцев
Ребенок использует интонацию (например, повышает голос в конце вопроса — «еще?») и сопровождает свою речь жестами.

Примечание: если к 15 месяцам ребенок не будет произносить ни одного слова, проконсультируйтесь с врачом.

16 месяцев
Ребенок не просто болтает и бормочет, но в большинстве случаев обращается к кому-либо. Он зовет вас, чтобы привлечь ваше внимание («мама!»), кивает и крутит головой, подразумевая «да» или «нет». Ребенок произносит такие согласные звуки, как «т», «д», «н», «в» и «х».

18 месяцев
У ребенка в словарном запасе от пяти до двадцати слов, включая существительные («мама»), глаголы («есть») и прилагательные («холодный»). Он использует общие фразы («хочу игрушку»), чтобы выразить свои просьбы.

От 18 до 24 месяцев
Ребенок начинает складывать фразы из двух слов («папа иди», «молоко пролил»).

24 месяца
Ребенок знает от 150 до 300 слов. Он использует предложения из двух-трех слов и делает многочисленные паузы («Малыш…упал!», «Я иду… в садик?»).

От 2 до 3 лет
Ребенок может вести простой разговор о чем-нибудь, что его окружает. Он часто задает простые вопросы. Ребенок строит более длинные фразы, используя от трех до шести слов.

Его словарный запас увеличивается до 450 слов, включая глаголы. Он употребляет прошедшее время, добавляя к глаголам окончания «л» или «ла», а также образует множественное число существительных.

Ребенок правильно использует местоимения (я, она, мы).

Внимание: если ребенок в 2 или в 3 года повторяет ваши вопросы вместо того, чтобы на них отвечать, сообщите об этом врачу. Это может быть ранним признаком задержки развития речи.

Этапы развития речи у дошкольника

От 3 до 4 лет
Ребенок может одновременно говорить и играть. Он знает примерно 800-1000 слов. К любимым словам ребенка относятся «почему», «что» и «кто». В большинстве случаев можно понять, что говорит ребенок. Он может рассказать, что произошло в комнате, пока вас не было.

Внимание: вам может показаться, что ребенок заикается, если от волнения он запинается на словах. Это нормально. Тем не менее, если это будет продолжаться больше шести месяцев, или если он начнет напрягать челюсть или гримасничать, пытаясь произнести слова, попросите у врача направление к логопеду.

От 4 до 5 лет
Ребенок легко общается и расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Он может пересказать простой рассказ по картинкам — с вступлением, серединой и концом.

Ребенок может описать картинку четырьмя-пятью предложениями, правильно употребляя большинство грамматических элементов. Ребенок правильно произносит большинство звуков (хотя трудности могут вызывать звуки «р» и «л»).

Он употребляет в своей речи много описательных слов, включая слова, обозначающие время, например, «вчера».

Этапы развития речи у школьника

От 6 до 7 лет
Ребенок может описывать, чем схожи и чем различаются два предмета, пересказывать истории или события без помощи картинок, а также воспроизводить содержание прошлых бесед и событий.

8 лет
К этому возрасту ребенок владеет всеми звуками речи, а также может варьировать скорость речи, высоту и громкость голоса. Он правильно использует сложные предложения и может вести разговор со взрослыми.

Источник: https://babyvcentre.ru/malysh/razvitie-vashego-malysha/etapy-razvitiya/etapy-razvitiya-rechi-u-rebenka.html

Этапы и особенности развития речи дошкольников

Этапы развития речи у ребенка

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова. 

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности.

Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи.

К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:

  • Знать и использовать много слов
  • Понятно и связно говорить
  • Используя речь, получать различную познавательную информацию
  • Общаться со сверстниками и взрослыми

Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.

Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

ВозрастСловарный запасУровень развития речи
3-4 годадо 1900 словРечь ситуативна, с использованием неопределенных форм там, такой.

Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот).

Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже –Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие.

4-5,5 лет2000-2500 словРасширяет использование прилагательных.

Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова.

Использует уменьшительные суффиксы.

Использует союзы а, и, но, а также подчиненные что, когда, потому что…

Выражает количественные и качественные отношения: много-мало, высокий-низкий…

Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р.
5,5-7 летдо 4000 словРечь связная и развернутая.

Составляет сообщения из нескольких предложений, объединенных общим смыслом.

Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов.

Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов.

Звукопроизношение должно быть правильным.

Активность родителей в развитии речи ребенка

Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.

Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:

В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.

Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.

Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.

Развитие речи детей в разных видах деятельности

Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.

Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.

Иные условия предлагает игра со сверстниками. Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией.  Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь.

Речь дошкольника, представляющая целостное сообщение и полностью описывающая ситуацию, называется объяснительной.

Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники  договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.

Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.

С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.

Формирование речевых навыков дошкольников в общении

Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.

Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.

Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинает формироваться связная контекстная речь.

Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.

Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять. Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п.

Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.

Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.

Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

Источник: https://alldoshkol.ru/razvitie_rechi/osobennosti-razvitiya-rechi-doshkolnikov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.