Детям о времени и часах

Как быстро и легко научить ребенка определять время?

Детям о времени и часах

Умение определять время – один из важных бытовых навыков, которому придется обучиться вашему малышу. Чем скорее  он освоит эту, чего уж скрывать, непростую науку, тем будет лучше для всех. Но как научить ребенка определять время? Как доступно и понятно объяснить малышу, что такое времена года и зачем нужна минутная стрелка?

Начнем с начала

Для ребенка время – это нечто несуществующее, аморфное, неопределенное. Конечно, малыш понимает, что жизнь не стоит на месте, но охарактеризовать это движение ему пока не под силу.

Познакомьте его с самым базовым понятием времени, а именно – с будущим, настоящим и прошлым.

Приведите простые примеры.

  • Будущее: скоро мы поедем в гости к бабушке.
  • Настоящее: сейчас мы кушаем торт.
  • Прошлое: мы построили скворечник и повесили его на дерево.

Объясните ребенку разницу между тремя действиями, совершаемыми в разное время. Оперируйте только понятными крохе словами и интересными для него действиями.

Когда учить ребенка определять время?

Знакомить ребенка с будущим, прошлым, настоящим, а также с временами года и временем суток нужно как можно раньше. В 2,5-3 года дети уже спокойно могут ориентироваться в понятиях «день – ночь», «завтра – сегодня», «зима – лето», а также называть двенадцать месяцев и четыре сезона.

С часами малыша можно познакомить в 4-5 лет, главное, чтобы к школе он умел свободно определять время по часам.

Как научить малыша определять время?

Обучая ребенка определять время, следует соблюдать некую последовательность, а именно – двигаться от простого к более сложному.

Условно весь процесс можно разделить на три этапа.

  1. Обучения понятию «времена года».
  2. Обучение понятию «время суток».
  3. Обучение понятию «часы и минуты».

Знакомим малыша с календарем

Это первый шаг в знакомстве ребенка с понятием времени. Для начала расскажите ребенку про 4 сезона: зима, весна, лето, осень. Для наглядности покажите красивые фото каждого времени года. Также в продаже есть специальные материалы, помогающие ребенку быстрее усвоить информацию: книжки, диски, мультфильмы.

Нелишним будет познакомить малыша с советским мультиком «Двенадцать месяцев».

Очень хорошо помогают ассоциации. Опишите каждый сезон и свяжите это описание с тактильными и эмоциональными ощущениями крохи.

  • Зима – снег, холод, Новый год, Дед Мороз, снеговик, теплая одежда.
  • Весна – таяние снега, ручьи, кораблики, первая листва.
  • Лето – жара, солнце, речка, море, мороженное, ягоды и фрукты, дача, деревня.
  • Осень – холод, ветер, дождь, серое небо, грибы, лужи, яркие листья.

По мере наступления того или иного сезона показывайте малышу его отличительные особенности: первая трава, липкий снег, желуди и сухие листья.

Следующий шаг – покупка календаря. Он наглядно научит ребенка ориентироваться в годовом цикле. Лучше выбирайте простой календарь с крупными цифрами и буквами. На одном листе дожжен быть представлен весь год.

А вот какие календари покупать не стоит:

  • с иностранными надписями;
  • отрывные;
  • с сокращениями (дни недели, месяцы);
  • с передвижным флажком.

Повесьте календарь на видном месте и каждый день рассказывайте малышу, какой наступил месяц, день недели, число. Прошедшую дату можно зачеркивать или закрашивать фломастером.

Игра «Времена года»

Сделайте своими руками игровой набор.

  1. Распечатайте или вырежете из журнала четыре яркие иллюстрации, обозначающие времена года.
  2. Возьмите 4 конверта и наклейте на них иллюстрации. Сделайте подписи – «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»).
  3. Найдите 12 ярких картинок на каждый из 12 месяцев. Сделайте карточки с подписями (январь, февраль и т. д.)

Как вы уже догадались, игра эта простая, но очень полезная. Предложите малышу сложить в каждый конверт те месяцы, которые относятся к сезону, обозначенному на конверте. За правильно выполненное задание похвалите кроху.

Утро, день, вечер, ночь

Теперь познакомьте ребенка с временем суток. Сделать это несложно, так как малыши сами чувствуют и видят перемену дня на ночь, ночи на утро и т. д.

Можно предложить малышу полезные игры.

  • Нарисуйте или вырежьте из журналов разные предметы: расческа, подушка, зубная щетка, лампа и т. д. Спрашивайте у ребенка, в какое время суток он использует тот или иной предмет. Хвалите кроху за каждый правильный ответ, а за 10-20 «попаданий» присудите небольшой приз.
  • Предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает утром/днем/вечером. Можете сами задать вопросы: когда ты чистишь зубы? Когда мы идем гулять? Когда папа приходит домой?

Эти игры подготовят малыша к обучению ориентированию по часам, ведь время суток напрямую связано с циферблатом часов и стрелками.

Учим ребенка определять время по часам

Теперь, когда малыш знает понятия «год», «месяц», «неделя», «день», можно познакомить его с понятиями «час», «минута», «секунда».

  1. Прежде всего, купите часы с крупным циферблатом, 12 цифрами и толстыми большими стрелками. Все должно быть наглядно и ярко. В книжном магазине можно выбрать специальный набор для обучения ребенка определению времени по часам. В таких наборах имеются картонные часы.
  2. Познакомьте ребенка со стрелками. Секундную стрелку для простоты обучения и восприятия пока можно не учитывать.
  3. Расскажите, в какую сторону ходят стрелки на часах.
  4. Объясните ребенку, что 1 сутки = 24 часа. То есть маленькая часовая стрелка должна дважды обойти весь циферблат.
  5. Расскажите, что час – это когда минутная стрелка стоит на 12, а часовая на любой другой цифре. Цифра, на которую указывает часовая стрелка, и есть «точное время».

Теперь  можно объяснить, зачем нужна минутная стрелка.

Конечно, обучение будет легче, если ребенок умеет считать до 60 и знает умножение на 5. В таком случае, сначала можно рассказать малышу, что 1 час равен 60 минутам.

  • Сдвиньте минутную стрелку с 12 на 1. Скажите, что прошло 5 минут.
  • Сдвиньте стрелку дальше на 2. Прошло 10 минут. (2 умножаем на 5, получится 10)

Когда ребенок поймет, о чем идет речь, предложите ему потренироваться. Сдвиньте стрелку, например, на 8. Спросите у чада: «Который час?»

Если ребенок знает таблицу умножения на 5, он умножит 8 на 5 и получит ответ. Если же с таблицей умножения он пока не знаком, предложите ему посчитать: 5, 10, 15, 20 и т. д.

Совет

Не вводите понятия «без пяти», «без четверти», «половина» до тех пор, пока ребенок не научится быстро и легко определять время по часам.

Игры «Часы»

Чтобы закрепить успех, а заодно проверить, насколько ребенок понял преподнесенную вами информацию, предложите ему сыграть в простые игры с часами.

  1. Снимите со стены часы или возьмите картонный аналог с движущимися стрелками. Установите любое время. Например, 9:20. Пусть малыш скажет, сколько сейчас времени. Двигайте стрелки, пока кроха не станет более уверенно называть время, но не переусердствуйте и не утомите чадо.
  2. Существует обратная версия приведенной выше игры. Попросите малыша установить на часах время, которое вы назовете.
  3. Возьмите два циферблата и установите на них разное время (например, 2:30 и 20:20). Спросите у ребенка, что он делает в это время обычно (спит, умывается, завтракает и т.д.).

Дидактический материал

В Интернете есть множество картинок и заданий, которые помогут малышу научиться определять время по часам. Скачайте и распечатайте (лучше в цветном варианте) эти задания и предложите малышу.

Также существует специальная литература. К прочтению рекомендуется следующий список.

  1. «Беседы о пространстве и времени», Т. Шорыгина.
  2. «Умные часики. Учимся понимать время», Н. Найденова.
  3. «Меры времени, длины, массы, стоимости», Г. Шалаева.
  4. «Учимся определять время (книга с наклейками)», Н. Морган.
  5. «Часы и время», Г. Черненко.

Заключение

Дети любят учиться и тянутся к знаниям. Постичь загадочную «науку» определения времени хочет каждый малыш. Не отталкивайте ребенка, а доходчиво объясните ему все, что его интересует.

Используйте красочные материалы – игрушки, карточки, книжки, раскраски. Покажите ребенку фильм о времени и часах.

Чем больше информации вы предоставите чаду, тем лучше будет удовлетворен его исследовательский инстинкт.

Источник: https://agushkin.ru/razvitie/kak-nauchit-rebenka-opredelyat-vremya.html

Стихи о времени для детей | 16 лучших стихов

Детям о времени и часах

Сайт «Мама может все!» собрал самые интересные стихи о времени для детей. С их помощью ребята быстрее разберутся в понятиях час, минута, секунда, день и других.

Сутки

Пробегут часы, минуткиСоберутся вместе в сутки.В них двадцать четыре часа,

И стрелки творят чудеса.

Стрелка первый круг проходит, —Полдень в гости к нам приходит,А она спешит опять

Час за часом отмечать.

Стрелка круг второй прошла, —В гости полночь к нам пришла,День прошел, прошла и ночь, —

Убежали сутки прочь.

Времена суток

Зайка объяснял Мишутке
Про СЕКУНДЫ и МИНУТКИ:

«За секундочку ты сможешьСнять с куста малинку.За минутку их положишьШестьдесят в корзинку!До краев ее как раз

Ты наполнишь через час!»

Хочется еще Мишутке
Знать, что значит слово «СУТКИ».

«Если встанешь завтра рано,Выйдешь утром на поляну,Ты увидишь – солнце всходит,Елки освещает,А потом на небосводе

Целый день сияет.

Послезавтра, рано тоже,Ты восход увидеть сможешь.От восхода до восхода

Сутки проживет природа».

«А часов-то сколько в сутках?»«Их двадцать четыре.Часики повесь, Мишутка,

Ты в лесной квартире.

Часики всегда покажутИ секунды, и минутки.Стрелки на часы укажут,

Дважды круг пройдут за сутки.

Ты возьми часы в берлогу,
Стрелки рано встать помогут.

Стрелки скажут: «Семь утра!»Значит, завтракать пора.В полдень нужно на обед

Супчик съесть и винегрет.

А в семь вечера, на ужин,Творожок зверюшкам нужен.Если время твердо знаем,

То режим мы соблюдаем.

В стрелках разберись, Мишутка!Ровно через ПЯТЬ ЧАСОВРассказать ты мне про СУТКИ

Должен быть уже готов!

А пораньше, через ЧАСПро СЕКУНДЫ и МИНУТКИЖду я от тебя рассказ.

Все спрошу тебя, Мишутка!»

Мишка несколько часовДумал и смотрел на стрелки,И теперь уже готовОбъяснить Ежу и БелкеПро секунды и минутки,

Про часы и даже сутки.

Поучился не на шутку.Вот так молодец Мишутка!

(Наталья Иванова)

Сутки

Утром солнышко встаёт,Спать ребятам не даёт!-Ну-ка, детки, подымайтесь,Заряжайтесь, умывайтесь,Аккуратно одевайтесь

И за завтрак принимайтесь.

В полдень солнышко в зените,У него лучи, как нити,Землю щедро согревают,

Всех обедать приглашают.

Дальше, дальше день бежит,Нам пословица гласит:-Долог день до вечера,

Когда делать нечего.

Ну, а вечером, ребята,Всё окутает прохлада,Солнцу отдых тоже нужен

А ребятам — вкусный ужин.

Ночью на небе — луна,Очень строгая она:Наблюдает — все лиУлеглись в постели?Закрывайте глазки,Пусть вам снятся сказки.Закрывайте очи

Всем — спокойной ночи!

От утра и до утраСутки знает детвора.

(Н. Григорьева)

Я хочу Вам объяснить

Я хочу Вам объяснить,Как на части день делить.Каждый может по часам

Время дня увидеть сам.

Утром солнышко встает,За окошком рассветет.Просыпаться нам пора,

В детский сад идти с утра.

Вот на улице светло,Время полдника пришло.Мы гулять, играть идем,

Много дел бывает днем!

Вот и солнышко садится,Это вечер к нам стучится.Вся семья вернется в дом,

Соберется за столом.

День закончился давно.На дворе совсем темно.Ночь приходит. Нам она

Доброго желает сна.

***

Всю-то ночь часы стучат.Ни минуты не молчат!Я прошу: «Часы, постойте,Вы меня не беспокойте,Дайте мне еще поспать,Так не хочется вставать!»А часы в ответ: «Тик-так,Просыпайся же, чудак!Ночка где-то далеко,Солнце в небе высоко,Славный ждет тебя денечек,Открывай глаза, дружочек!»

(И. Шимко)

***

Учу свои часы ходить:-С утра вам лучше не спешить.Ведь люди так хотят поспать,А вы:»Вставать пора, вставать!»Вот удеру тайком на пляж –Крутите стрелки-усики,Пожалуйста, помедленней,Чтоб высох чуб и трусики.

Зато, когда я в школе –Вы побыстрей бегите!А то на вас посмотришь,А вы как будто спите.А если вдруг накажутЗа что-нибудь меня –Пусть стрелки так мелькают,Как искорки огня.

Чтоб я покинул уголКак можно поскорейИ смог еще с ребятамиУспеть сыграть в хоккей.

(Н. Астахова)

Секунда, минута, час

На секунды счет идет,Гномик вырвался вперед,Но не знает он пока,

Как секунда коротка.

Посмотри — ка на часы —Стрелки здесь не для красы:Они указали для нас

Секунду, минуту и час.

Секунду — тоненькая,Минуту — длинненькая,А коротенькая — час:

Так бывает всякий раз.

Шестьдесят секунд прошли —Мы к минуте подошли.Ну, а шестьдесят минут

Вместе целый час дадут.

Шёл будильник…Шёл будильник, как часы:Так-так.Шёл, покручивал усы:так-так.Шёл да шёл, не уставал, А вчера — забастовал:Так-да-не-так,Так-да-не-такИ остановился.Я толкал его и тряс.И просил его не раз:«Мой хороший, золотой,Ну, ходи же, ну, не стой…»Но упрямец ни в какую.

Что с будильником стряслось?В часовую мастерскуюСобираться мне пришлось.Я в бумагу завернулИ в портфель его швырнул!Вдруг я слышу- неужели?..-Так-так…Глухо стукает в портфеле:Так-так…Ах, проказник! Ах, шельмец!Устыдился наконец!… Он опять идёт нормально:Так-так.И ведёт себя похвально:Так-так.

Ну, а станет бастовать —Я в портфель его опять…(А.Шибаев)

«С утра до ночи»

Приучай себя к порядку,
Помни утром про зарядку.

Днем настойчив будь и смел,
Чтобы сделать много дел.

Начал вечер наступать,
Сам решай во что играть.

Ночь придет — ложитесь спать:
Пес на коврик, ты в кровать.

Часы

Говорят: часы стоят.Говорят: часы спешат.Говорят: часы идут,Но немножко отстают.Мы смотрели с Мишкой вместе,Но часы висят на месте.

(В. Орлов)

Дни недели

Среди дней любой неделиПервым будет понедельник.День второй за ним пошел,

Это вторник к нам пришел.

Нам не деться никуда…Третий день всегда среда.Он четвертый там и тут,

Этот день четверг зовут.

В череде рабочих днейПятый пятница теперь.Вся закончена работа

День шестой всегда суббота.

День седьмой?Его мы знаем:

Воскресенье, — отдыхаем!

Завтра

— Какое ты, Завтра? Дай мне ответ.— Пока не имею особых примет,Но отвечу без запинки:Если день начнешь с разминки,С бега и с зарядки — буду я в порядке!Если ты проспишь полдня,Не надейся на меня.

Если будешь все дела делать еле-еле,То, наверно, покажусь я длинней недели.Если сам не будешь скучный,День наступит самый лучший!А пока я вот какое:Ни смешное, ни плохое.

Потому что тайну ЗавтраВсе узнают только завтра!

(Григорьева Е.)

О распорядке дня

Когда ложиться и вставать,Когда игру нам затевать,Когда садиться за урок,Когда с малиной есть пирог — Нам всё часы покажут точно,

Чтоб на вопрос: «Который час?» — Ответить мог ты всякий раз.

7-9 часов

Это время нам знакомо:Это время — для подъёма.На зарядку, как зайчата,По утрам бегут ребята.Умывайся, не ленись,

Чистым завтракать садись.

9-10 часов

Это время — время книжки,Не спеша оно идёт.Все девчонки и мальчишкиУчат азбуку и счёт.Учат песенки смешные,

Чертят рожицы кривые.

10-12 часов

Это время не для булок,Это время — для прогулок.На крылечке, у дверейМы покормим голубей,А потом возьмём лопатки

И в саду вскопаем грядки.

12-13 часов

Это время — для обеда,Значит, нам за стол пора.Прекращается беседа,Прекращается игра.Просят Ванечки и Маши:

— Дайте нам побольше каши!

13-15 часов

Это время тишины.Все мы знать его должны,Потому что в этот часСнова ждут подушки нас,А на краешке подушки

Ждут любимые игрушки.

16-19 часов

Это — время простокваш,В это время — полдник наш.После полдника опятьМы отправимся гулять.Сели мы на карусели

И по кругу полетели.

19-21 час

Это время нам даноДля весёлого кино,Для катанья на конеИ на папиной спине.В небесах луна плывёт,

Мама ужинать зовёт.

21-7 часов утра

Это время — время сна.Спит за окнами сосна;Спит пескарь на дне речном;Спит медведь в краю лесном.Сладкий сон сморил ребят,

Лишь часы — тик-так — не спят.

Дни недели

Жила-была муха-чистюха.Все время купалась муха.Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕВ отличном клубничном варенье.В ПОНЕДЕЛЬНИК — в вишневой наливке,Во ВТОРНИК — в томатной подливке,В СРЕДУ — в лимонном желе,В ЧЕТВЕРГ — в киселе и смоле.В ПЯТНИЦУ — в простокваше,в компоте и в манной каше…В СУББОТУ, помывшись в чернилах,Сказала : — Я больше не в силах!Ужжжасно, ужжжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!

Королевство минуток

Раз — секунда пролетела,Оглянуться не успела.Шестьдесят секунд промчались —И минуткой оказались.Ну а шестьдесят минутЦелый час с собой ведут.Час за часом двадцать разИ четыре про запас —Сутки полные проходят,

День и ночь с собой уводят.

***

Вот неделя. В ней семь дней,Поскорей знакомься с ней.Первый день по всем неделькамНосит имя понедельник.Вторник — это день второй,Он стоит перед средой.Серединочка-среда —Третьим днём была всегда.

А четверг — четвертый день —Шапку носит набекрень.Пятый — пятница-сестрица —Очень модная девица.А в субботу — день шестой —Отдыхаем всей гурьбой.И последний — воскресенье —Назначаем днём веселья.

Завтра снова детский сад

Ждёт-пождёт своих ребят.

Четыре недели, четыре недели,Они целым месяцем стать захотели.Но месяц сказал им: «Чуть-чуть подождите,

От пятой хотя бы немного возьмите!».

Времена года

Придумала мать дочерям имена,Вот Лето и Осень, Зима и Весна.Приходит Весна — зеленеют леса,И птичьи повсюду звенят голоса.А лето пришло — всё под солнцем цветёт,И спелые ягоды просятся в рот.Нам щедрая Осень приносит плоды,Дают урожаи поля и сады.Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

(А.Кузнецова)

Вам также может понравиться

Источник: https://mamamozhetvse.ru/stixi-o-vremeni-dlya-detej-16-luchshix.html

Как научить детей определять время по часам

Детям о времени и часах

Время — абстрактное понятие, его не пощупаешь и не попробуешь на вкус. Расскажем, как научить детей понимать время по часам, осознавать протяженность времени и правильно пользоваться такими понятиями как «час», «минута», «секунда». 

childage.ru 

Глядя на часы взрослые называют какие-то цифры и добавляют иногда к ним слова вроде «начало пятого», «четверть третьего», «пол шестого», «без пяти десять». Как во всем этом разобраться ребенку?  

Когда знакомить ребенка с часами

Что должен уметь ребенок, чтобы правильно определять время по часам:

1. Считать от 1 до 100. 

Пусть ребенок напишет на листе бумаги цифры от 1 до 60. Пока пишет, пусть проговаривает.

  • Если этот навык еще не отработан, повесьте этот лист бумаги на видное место и пусть ребенок регулярно повторяет.
  • При любой возможность показывайте малышу однозначные и двузначные числа и просите правильно их назвать.
  • Обязательно хвалите за успехи, поощряйте.

2. Считать пятерками. 

Пусть ребенок напишет цифры, желательно при этом проговаривать: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60.

  • Сочините песенку «Считаем пятерками» на любой мотив. Главное, чтобы легко запоминалось. К песне можно добавить хлопки, притопы, прыжки и т.п. Например, на все цифры, заканчивающиеся на 5 — приседаем, на 0 — встаем.
  • Регулярно пойте эту песню, чтобы ребенок хорошо усвоил счет пятерками в прямом и обратном порядке.

3. Иметь общее представление о времени.

Ребенок должен понимать значение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь». 

  • Пусть ребенок придумает и скажет, какие у него ассоциации с каждым временем суток.
  • Убедитесь, что ребенок понимает, что за ночью наступит утро, потом день и т д.
  • Можно спросить: «Что мы делаем по утрам?”, «Что происходит вечером?”, «Что ты будешь делать ночью?» и т.п.

4. Визуально распознавать числа от 1 до 12, уметь их писать.

5. Знать, что такое «до», «после», «четверть», «половина».

Если все это ваш ребенок уже знает и умеет, смело можете объяснять ему время на часах.

childage.ru

Знакомьте ребенка с понятием времени на конкретных примерах. 

  • Хлопайте с ребенком в такт секундной стрелке.

Объясните, что сейчас вы хлопаете в такт со временем.

  • Обращайте внимание ребенка на то, сколько времени нужно для выполнения того или иного дела/действия. Обязательно озвучивайте это.

Например, одна серия любимого мультфильма идет 25 минут. Засеките, сколько времени ребенок будет чистить зубы, переодеваться в пижаму и т.п.

  • Объяснить ребенку, что в сутках 24 часа.

Примерно половину из них он отдыхает и спит. Еще половина уходит на какие-то дела: завтрак, обед и ужин; игры с друзьями, детский сад или школа и пр.

  • Обратите внимание ребенка, что время движется только вперед.

Время невозможно вернуть назад. Его ход можно измерить при помощи часов.

Как познакомить ребенка с часами и научить определять время

heaclub.ru

Ребенок знает, что время можно определить по часам, но не знает, как они работают и как определить, который час, глядя на стрелки и циферблат.

1.Покажите большие настенные часы.

Лучше всего, если для обучения вы найдете большие настенные часы с тремя стрелками и дополнительными делениями. Так ребенку будет легче усвоить, как определять время по часам.

2.Обратите внимание, что стрелки неодинаковые.

Спросите, чем они отличаются (одна длиннее, вторая короче, третья самая тонкая или отличается по цвету). Скажите, что короткая стрелка – часовая, длинная – минутная, самая тонкая — секундная (есть не во всех часах)

3.Покажите, как двигаются стрелки.

Объясните, что значит «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки». Установите обе стрелки на 12 и покажите, как они ходят.

4.Объясните, что значит «ровно час».

Скажите ребенку, что минутная (большая) стрелка главнее (она же больше!), она подталкивает маленькую. Когда большая стрелка на цифре 12, это значит «ровно час».

  • Оставьте большую стрелку на 12, а маленькую передвигайте на 1, 2, 3…, называя при этом время. «Сейчас ровно час», «Сейчас ровно два часа», «Сейчас ровно…» Попросите ребенка повторить это с другими значениями, переставляя маленькую стрелку.

Дайте ребенку время, чтобы хорошо усвоить то, что вы ему рассказали. Закрепите это на простых упражнениях.

  • Придумайте вместе с ребенком ассоциации на каждую цифру. Например: «Сейчас ровно пять часов, папа закончил работы и собирается домой», «Сейчас шесть часов, можешь посмотреть свой любимый мультфильм», «Сейчас девять часов вечера, пока чистить зубки и готовиться ко сну». 
  • Вместе с ребенком составьте режим дня. На каждый час придумайте определенное занятие. Можно нарисовать самодельные часики или вырезать соответствующие картинки. В нашем мастер-классе «Режим дня Настоящего космонавта» есть шаблон для распечатывания.
  • В течение дня обращайте внимание малыша на настенные часы, когда стрелки приближаются к нужным отметкам.

childage.ru

5. Объясните, что значит «час», «минута», «секунда».

Покажите циферблат, разделенный на маленькие деления (см. картинку выше). Проходит ровно час, пока минутная стрелка сделает полный оборот по циферблату.

  • Секунда короче минуты. В одной минуте 60 секунд.

Продемонстрируйте ребенку, что секундная стрелка за 1 минуту делает один оборот, пробегает весь циферблат. 

sonyaclub.ru

Увидеть циферблат — это не значит понять и почувствовать время. Обязательно придумайте и выполните с малышом упражнения, чтобы он увидел на конкретном примере, что можно успеть сделать за одну минуту.

  • Предложить нарисовать как можно больше кружков на листе бумаги. Поставьте на телефоне секундомер или используйте песочные часы для контроля времени. Сравните, сколько кружочков малыш успел нарисовать за 1 минуту, за 2 минуты, за 3.
  • Понаблюдайте за секундной стрелкой. Обратите внимание ребенка, что минутная стрелка смещается только после того, как секундная сделает полный оборот на циферблате.
  • Отметьте вместе с ребенком, где на циферблате находится в данный момент минутная стрелка. Затем предложите порисовать, поиграть или посмотреть мультфильм. После этого снова вернитесь к часам и пусть ребенок сравнит, где сейчас находится минутная стрелка. Сколько времени прошло, пока он занимался своими делами?

6. Объясните, что значит «пол часа», «четверть часа».

  • Ребенок уже усвоил, что час — это 60 минут. Значит, пол часа — это половина этого времени, т.е. 30 минут.
  • Объясните ребенку, что минутная стрелка может показывать «четверть часа», т.е. 15 минут пройденного часа. Четыре раза по 15 минут — вот и целый час прошел.

7. Объясните двойное значение цифр. 

  • Расскажите, что минутная стрелка преодолевает отрезок от одной цифры к другой за 5 минут. 
  • Пояснить, что цифра 1 также означает 5 минут, цифра 2 — 10 минут, 3 — 15 минут и т.д. Поставьте минутную стрелку на 4 и скажите: «Сейчас 20 минут». Затем покажите минутной стрелкой на 5 и скажите: «Теперь 25 минут».
  • Пройдитесь по всему циферблату, напевая песенку «Считаем пятерками».

8. Научите ребенка «читать» обе стрелки одновременно.

  • Начните с простого: 12:30, 3:15, 4:45. Обратите внимание, где находится часовая и минутная стрелки. Проговорите, сколько сейчас времени.

9. Научите определять минуты, не кратные пяти.

  • Если ребенок уяснил пятиминутные интервалы, добавьте между ними промежуточные метки. Точечками или маленькими циферками разделите расстояние между 12 и 1.Попросите ребенка заполнить остальные минуты, одновременно считая вслух.
  • Укажите минутной стрелкой на минуту, не кратную пяти, а часовой на час. Определите время вместе с ребенком. Повторяйте и тренируйтесь, пока он не поймет, как читать временные отметки на часах.

Чтобы понять, насколько хорошо ребенок разобрался в принципе определения времени, попросите его передвинуть стрелки по вашему заданию. Например, «Покажи шесть минут третьего», «Сейчас ровно час дня. Через 13 минут нам нужно собираться на прогулку. Покажи на часах, где будут располагаться стрелки в этот момент» и т.п.

Как объяснить ребенку время: игры с часами

Превратите обучение в увлекательное занятие творчеством и поиграйте с часами. Когда ребенок сделает часы своими руками, он лучше и быстрее запомнит все, что вы ему рассказывали о стрелках, минутах и секундах, сможет тренироваться в любое время, когда у него будет желание.

«Умные часики»

Простое игровое пособие, которое можно сделать из бумаги вместе с ребенком. Ребенок быстро научится понимать время по часам и сможет без труда называть, сколько минут показывает стрелка, ведь самодельные часики ему в этом помогут подсказками.

pinterest.com

Вам понадобится:

  • цветная бумага 2-х цветов;
  • циркуль или любой предмет круглой формы, который можно обвести;
  • ножницы;
  • клепка для фиксации стрелок.

1. Вырежьте из цветной бумаги два круга одинакового размера, но разного цвета. Это двойной циферблат.

2. Верхний круг пронумеруйте 1, 2, 3… 12 (часы), а нижний 05, 10, 15, 20… 60 (минуты).

3. Сделайте надрезы между цифрами на верхнем круге, чтобы можно было отогнуть бумагу и увидеть цифру, обозначающую минуты.

4. Вырежьте стрелки. Минутная стрелка по цвету должна соответствовать нижнему кругу и быть длиннее, часовая стрелка — в цвет верхнего круга и чуть короче по размеру. Это ВАЖНО!

5. Зафиксируйте стрелки так, чтобы их можно было двигать.

Потренируйтесь, двигая стрелки. Если ребенок затрудняется ответить, сколько времени показывают часы, разрешите ему отогнуть бумажку и подсмотреть. Не стыдите, если он ошибся или задумался. Акцентируйте внимание на успехах, чаще хвалите.

Полученные знания нужно закреплять на практике. Побуждайте ребенка озвучивать время как можно чаще. Например, «Через 5 минут приходи обедать», «Напомни мне через 10 минут, чтобы я выключила чайник», «Через полчаса начнется твой любимый мультфильм», «Через два часа вернется с работы папа» и т.п.

Так ребенок научится быстро и точно определять время по часам и планировать свое личное время, придерживаться режима дня, никуда не опаздывать.

Уважаемые читатели! Расскажите, как вы помогали своему ребенку подружиться со временем и познакомиться с часами. В каком возрасте ваш ребенок научился определять время по часам?

Источник: http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-detej-ponimat-vremya-po-chasam/

Изучаем время с ребенком. Тематическая неделька №3 – Развивай-ка

Детям о времени и часах

Когда пора знакомить ребенка с часами?

Педагоги советуют приступать к занятиям с часами только тогда, когда ребенок достаточно хорошо знает цифры и умеет считать.  Определяет части суток и времена года. Примерный возраст для наглядного знакомства с ходом времени – 5-6 лет.

 Для изучения механических часов малышу необходимо уметь считать как минимум до 100 и совершать такие математические операции, как сложение и вычитание. Также ребенок не должен путать цифры.

Очень хорошо, если малыш знает, что такое половина, четверть, и свободно оперирует временными понятиями «до» и «после».

Теоретически знакомить ребенка с часами можно и раньше, в возрасте 4-5 лет. Достаточно будет кратких рассказов о делении циферблата, ходе часовой стрелки и основных принципах определения времени. Но не требуйте от ребенка, чтобы он сразу научился называть точное время с минутами или выполнял упражнения, рассчитанные на первоклассников. Проводите занятия ненавязчиво и в игровой форме.

С чего же начать обучение?

Во время первого урока, посвященного ходу времени, расскажите ребенку о делении циферблата и стрелках. Минутную стрелку поставьте на 12 и покажите «ровные часы» (1:00, 2:00 и т. д.). Ребенку будет сложно сразу осознать ход времени, подкрепляйте свой рассказ понятными ему ассоциациями.

Например, скажите, что 8:00 – пора идти в детский сад, а в 12:00- время обеда и т.д. Попросите ребенка самостоятельно выставить какое-то время в пределах «ровных часов». Добившись успехов на этом этапе, можно смело переходить к следующему. Расскажите о том, что минутная стрелка совершает полный круг за 1 час.

Попробуйте выставлять разное время и просите ребенка определять его.

Чтобы научить ребенка определять время по часам, нужно регулярно обращать его внимание на циферблат. Между делом спрашивайте:  «Сколько времени?» — или просить: «Засеки 10 минут». Ни в коем случае не ругайте ребенка за ошибки и не ленитесь лишний раз повторить с ним азы часовой грамоты.

Изучаем половину и четверть часа.

В использовании для определения времени классических часов сложно обойтись без таких понятий, как «четверть часа» или «половина часа». Как только Ваш ребенок достаточно близко познакомится с циферблатом, стрелками и числами, самое время объяснить и эти условные единицы времени. Помните о том, что дети любые объяснения лучше всего закрепить на практике.

Полезные советы для родителей.

Знакомство ребенка с любой новой глобальной темой лучше проводить в формате ежедневных мини-уроков. Не требуйте от малыша школьной дисциплины, лучше ненавязчиво приглашайте его поиграть с часами. Если ребенок не в настроении лучше не начинать занятие.

 Помните: обучение чтению, письму или часовой грамоте не будет продуктивным, если станет неприятной обязанностью. Самый полезный совет о том, как научить ребенка пониманию по часам, – поддерживать интерес к этой теме. Старайтесь регулярно говорить о времени.

Рассказывайте о видах часов, покажите механический таймер и секундомер.

Как закрепить полученный результат?

Чтобы качественно закрепить новые знания, их требуется регулярно использовать на практике. Позвольте ребенку самостоятельно следить за временем и объясните ему, насколько важно быть пунктуальным. Пускай малыш время от времени напоминает, во сколько нужно выйти из дома.

Вместе можно засекать продолжительность игр, мультиков и других дел. Приобретите песочные часы на 5, 10 минут и пусть ребенок засекает время для своих дел.  Подобное занятие обязательно увлечет ребенка. Предложите засечь по часам, как долго готовится еда, набирается ванна, идет телепередача.

Это простое упражнение замечательно учит чувствовать время.

Обучая ребенка понимать время по часам, старайтесь сами быть примером для него. Развивая в малыше чувство пунктуальности, не опаздывайте сами, учите его беречь время и подкрепляйте это собственными поступками.

Игры с ребенком для изучения времени:

  1. Игрушечные часы (Разыгрывайте различные ситуации: уложите куклы спать в 21:00, или поставьте машину в гараж в 18:00, покормить игрушки в 12:00 и т.д.)
  2. Самодельные часы (смастерите часы из бумаги/картона вместе с ребенком, расскажите о часовой и минутной стрелках)
  3. Используйте дидактический материал (карточки, плакаты, книги, различные пособия, чем разнообразнее игры и занятия, тем интересней ребенку и Вам не наскучит однообразие).
  4. Смотрите обучающие мультики, видеоролики на эту тему.
  5. Расскажите ребенку о часах: как они появились, какие были и какие они сейчас (для расширения кругозора). 
  6. Для закрепления результата используйте различные задачки (купите или распечатайте).

Например:

—  напиши, сколько сейчас время?

— механические и электронные часы: покажи, какие часы показывают одинаковое время?

— сколько будет время через 15 минут?

И прочие задания, их в интернете без труда можно найти в огромном количестве.

СТИХИ О ЧАСАХ, ВРЕМЕНИ…

1.Часы идут за днями дни.

Часы бегут за веком век…

— Куда торопитесь, Часы? —

Спросил однажды человек.

Часы ужасно удивились.

Задумались.

Остановились.

Андрей Усачёв

*****

2.Часы бывают разные

Есть детские, есть важные.

Будильники пузатые,

Настенные глазастые,

Карманные почтенные,

Наручные надменные,

Настольные серьёзные

И башенные грозные.

Бегут часы по кругу

И всё им нипочём.

Шаги часы-минуты

Чеканят день за днём.

Но ход часов бывает

По важности причин

Неверным и неточным,

Мы это им простим.

Одни бегут торопятся,

Другие отстают.

Вдруг кто-то остановится, —

Идти перестают.

Но нам винить не стоит

Помощников своих

За их порой неточности

Ведь нет часов плохих.

Прошу вас оглянуться

И убедиться нам,

Что жизнь вокруг налажена

И мчится по часам.

Приносят пользу всякие

Нам ходики-друзья.

Жить помогают собрано

Секундами звеня.

Песочные стройняшки,

Спортивные близняшки,

Скромняги электронные,

Да солнечные сонные.

Абоимов К.

*****

3.Шли часы через дорогу,

На свиданье к носорогу,

А навстречу шли часы

За батоном колбасы.

Шли часы в библиотеку,

Шли на поезд и в аптеку,

Шли часы на самолет,

И с коньками шли на лед.

Шли часы на именины,

Шли в музей смотреть картины,

Шли в кино и на футбол,

Шли купить красивый стол.

Шли часы на одеяле,

Шли на башне на вокзале,

Шли, чирикая в кармане,

Кукарекая в тумане,

Шли часы по всей стране,

Шли кукуя на стене,

Под подушкой у меня

Шли заливисто звеня!

Юнна Мориц

*****

4.Говорят: часы стоят.

Говорят: часы спешат.

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы висят на месте.

Орлов В.

*****

5.Тик-так, идут часы,

Спешит куда-то стрелка,

По кругу колесит

И скачет, словно белка.

Ведя отсчет минут,

За ней ползет другая.

Ей в тягость этот труд –

Ленивая какая!

А третья стрелка спит,

Часы во сне считает,

А время не стоит

И быстро пролетает.

Каменев Т.

*****

6.Тик-так, тик-так –

Подают часы нам знак:

Тик-так, тик-так –

Каждый звук – безделью враг!

А работе этот стук –

Самый-самый лучший друг!

Тик-так, тик-так –

Ты согласен, или как?

Ткач Е.

*****

7.Тихо тикают часы.

Стрелки – длинные усы.

Час за часом каждый день

Им ходить совсем не лень.

Круглощёкий циферблат

Подсказать нам время рад.

Цифры – как веснушки.

Шляпка на макушке.

Эта шляпка в нужный час

Зазвенев, разбудит нас.

Тик-так, тик-так!

Без часов нельзя никак!

Гурина И.

*****

8.Часики наручные – точные, беззвучные,

Стильные и модные,

В меру быстроходные.

Все успеете вы в срок,

Пунктуальность – ваш конек!

*****

9.Учу свои часы ходить:

— С утра вам лучше не спешить.

Ведь люди так хотят поспать,

А вы: «Вставать пора, вставать!»

Вот удеру тайком на пляж –

Крутите стрелки-усики,

Пожалуйста, помедленней,

Чтоб высох чуб и трусики.

Зато, когда я в школе –

Вы побыстрей бегите!

А то на вас посмотришь,

А вы как будто спите.

А если вдруг накажут

За что-нибудь меня –

Пусть стрелки так мелькают,

Как искорки огня.

Чтоб я покинул угол

Как можно поскорей

И смог еще с ребятами

Успеть сыграть в хоккей.

Шимко И.

*****

10.Не могу понять никак —

Где в часах сидит Тик-Так?

Разобрал я весь будильник,

Там деталей целый воз!

Стрелок, винтиков, пружинок,

Разных зубчатых колёс…

Нет Тик-Така! Где Тик-Так?

Не поймать его никак.

Починил часы мой папа,

Вновь будильник заходил…

Видно, он поймал Тик-Така

И на место посадил.

Гамазкова И.

*****

11.Всю-то ночь часы стучат.

Ни минуты не молчат!

Я прошу: «Часы, постойте,

Вы меня не беспокойте,

Дайте мне еще поспать,

Так не хочется вставать!»

А часы в ответ: «Тик-так,

Просыпайся же, чудак!

Ночка где-то далеко,

Солнце в небе высоко,

Славный ждет тебя денечек,

Открывай глаза, дружочек!»

Чупрова Н.

*****

12.Бьют вразброд часы стенные.

Часовщик, прищурив глаз,

Крутит винтики стальные,

Чинит часики для нас.

Напоследок, щёлкнув дверцей,

Он пружину заведёт,

Чтоб опять стучало сердце

Дни и ночи напролёт.

Чтобы маленькая стрелка

Стрекотала на бегу

И вертелась, точно белка,

В самом маленьком кругу.

Чтобы мерила минутки

Стрелка длинная для нас,

А другая дважды в сутки

Отмечала каждый час.

Чтоб они не отставали

От других своих подруг —

Тех, что в школе, на вокзале

И в Кремле обходят круг.

Самуил Маршак

*****

13.Бьют часы не раз, не два,

Много раз подряд.

То идут они едва,

То вперёд спешат.

А случается они

Правильно идут

И часы в такие дни

Ежечасно бьют.

Но порою устают…

Впору их винить.

Бить часы перестают –

Их несут чинить.

Генин М.

*****

14.Там, на мамином комоде,

Каждой ночью кто-то ходит!

Слышен лёгкий быстрый шаг

В тишине: тик-так, тик-так!

Я к Пушку: «Ну что ты спишь!

Может это всё же мышь?!»

Но зевает кот в усы:

«Это тикают часы!»

Ефимова Т.

*****

15.Чтобы ходики

Ходили,

А будильники будили

И всегда любой из нас

Точно знал,

Который час,

По каким часам

Вставать,

По каким часам

В кровать, —

В часовой мастерской

Чинят время день-деньской.

Входит с жалобой старушка:

— Как же мне не горевать!

Из моих часов

Кукушка

Перестала куковать…

Все понятно старику,

Старику часовщику.

Из окошечка резного

Снова слышится: «Ку-ку!»

Мы в часы мячом попали,

Со стола часы упали.

Под столом раздался звон,

И пружина вышла вон.

Мы сказали:

— Дядя Ваня,

Мы давно знакомы с вами.

Неужели в этот раз

Вы не выручите нас?

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

Все понятно старику,

Старику часовщику.

Мы теперь приходим в класс

Раньше всех на целый час.

Сергей Михалков

ЗАГАДКИ О ВРЕМЕНИ…

1.Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний.

Ответ: (Дни недели)

***

2.Семь братьев:

Годами равные,

Именами разные.

Ответ: (Дни недели)

***

3.Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротятся назад.

Ответ: (Дни недели)

***

4.Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

Ответ: (Месяцы)

***

5.Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвёртый плачет.

Ответ: (Времена года)

***

6.Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И наконец совсем исчез.

Ответ: (Календарь)

***

7.Каждый день роняет листочек.

А как год пройдёт —

Последний лист отпадёт.

Ответ: (Календарь)

***

8.Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

Ответ: (Время)

***

9.Оно длиннее всего на свете — и короче.

Быстрее всего — и медленнее.

Самое дробное — и самое неразрывное.

Его меньше всего ценят,

Но больше всего сожалеют о его отсутствии.

Без него ничего не может быть сделано.

Когда его мало, оно пожирает всех и вся без следа,

А когда много — дает возможность вздохнуть спокойно. Что это?

Ответ: (Время)

***

10.Я напрасно не стучу,

Когда надо, разбужу.

Ответ: (Будильник)

***

11.Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот, —

Спать немедленно зовет.

Ответ: (День и ночь)

***

12.Стучат, стучат —

Не велят скучать.

Идут, идут,

А все тут как тут.

Ответ: (Часы)

***

13.Что может в одно и то же время;

Стоять и ходить; висеть и стоять, ходить и лежать?

Ответ: (Часы)

***

14.Не измерив — не узнаешь,

Но не зная — ощущаешь

А порою убиваешь.

Ответ: Время

* * *

15.Этот год живет всех дольше:

И часов и дней в нем больше.

Все мы ждем его прихода

Ровно раз в четыре года.

Ответ: Високосный год

ОБУЧАЮЩИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ «Учимся понимать время»

И конечно же, за развивающими игрушками и пособиями приходите в Развивайку)

Если наша статья была Вам интересна и полезна- поделитесь ею в социальных сетях со своими друзьями)))

Мы ВК https://.com/razvivaika14

Мы в Инстаграме https://www.instagram.com/razvivaika14.ru/ 

Наш сайт с полезной информацией: http://razvivaika14.ru

Источник: https://razvivaika14.ru/izuchaem-vremya-s-rebenkom-tematicheskaya-nedelka-3/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.