Как научить ребенка определять часы
Как научить ребенка определять время по часам
Проблема, как научить ребенка определять время по часам, труднее, чем кажется. Часовая стрелка отмечает периоды времени, пронумерованные от одного до двенадцати, а минутная, двигаясь по тому же циферблату, отмеряет время, разделенное на отрезки от одного до шестидесяти! Детям часто сложно понять совмещение этих двух систем. Но способы им помочь есть всегда.
Что нам необходимо знать еще до обучения
Обратите внимание на несколько моментов перед тем, как приступать к обучению:
- Убедитесь, что ваш ребенок умеет считать до шестидесяти – иначе он просто не сможет сосчитать минуты. Без этого навыка обучение часовым премудростям будет лишено смысла.
- Выучите наизусть таблицу умножения на «2». Зная, что пятью четыре равно двадцать, малыш сможет правильно интерпретировать показания минутной стрелки.
Способ первый: Большие часы
Купите большой хронометр с хорошо видимыми крупными стрелками. Лучше всего снять с него стекло и убедиться, что стрелки легко перемещать вручную.Объясните малышу, что короткая стрелка показывает часы. Передвигайте ее по циферблату — на какую цифру она смотрит, такой сейчас час.
Дайте ребенку попробовать самому двигать указатель, пока он не научится безошибочно называть время с точностью до часа.Поясните, что длинная стрелка показывает минуты. Обводите ею вокруг всего циферблата и объясняйте, сколько минут в часе — в каждом положении.
Начните с чисел кратных пяти, когда малыш понял принцип, переходите к двенадцатой, тридцать седьмой и аналогичным минутам. Передайте инициативу в руки ребенка, пусть он практикуется, пока не достигнет автоматизма в новом навыке.Объединяем все понятия вместе.
Начините с простых значений (например, 1:30, 4:45 , 8:05) и переходите к сложным — 2:37, 12:59. В конце просите малыша называть время по стрелкам, которые закрывают друг друга (например, 1:05).Играйте в викторину наоборот. Малыш загадывает время, выставляет его на циферблате, а вы говорите, сколько сейчас времени.Иногда намеренно ошибайтесь – пусть тщательный ученик вас поправляет. Это придаст вашему чаду уверенности и поддержит чувство контроля над ситуацией.И снова викторина – но теперь уже вы выступаете в роли ведущего. Не забывайте: похвала и признание – слагаемые успеха.
Способ второй: Бумага
Вместе с малышом начертите на листе плотной бумаги большой круг и вырежьте из него часы. (Также можно использовать крупную бумажную тарелку). Сложите круг на четыре части, обозначьте их цифрами 12, 3, 6 и 9.Разукрашиваем «пирог времени». Делим циферблат на сектора по одному часу и раскрашиваем каждый из них в отдельный цвет.
Лучше всего идти по цветам радуги, но это не обязательно.При помощи восковых карандашей объясняем, как работает короткая стрелка. В каком она секторе – такой сейчас час.Рисуем новый круг, разметив его отметками для минут. Этот циферблат не стоит раскрашивать – вам потребуется слишком много цветов и сектора выйдут очень узкими.
Используя простой карандаш, объясните принцип работы минутного указателя.Совмещаем восковый и простой карандаши и выписываем на бумагу их показания.Составляем расписание дня – во сколько малыш встает, во сколько идет в сад или школу. Записываем расписание на листе бумаги, и пусть ваш юный часовщик покажет все эти моменты на хронометре.
Возьмите телепрограмму и попросите ребенка указать время начала его любимых передач.
Способ третий: Большой хронометр и расписание
Приемы, как научить ребенка определять время по часам, по истине бесконечны. Вот еще один – его можно использовать в дополнение к двум уже описанным.Вешаем на кухне новенький большой хронометр. Не забудьте поставить в него хорошие батарейки или емкие аккумуляторы.
Прибор лучше всего крепить на дюбель – и, скорее всего, без дрели и молоточка обойтись вам не удастся.Показываем ребенку, где находится главный хронометр семьи.Вешаем под хронометром расписание жизни семьи. Во сколько мы обычно встаем, во сколько – ложимся, когда кто выходит из дома и когда кто приходит.
Сверяем реальную жизнь семьи с расписанием. Мы проснулись? Идем смотреть, во сколько. Это раньше или позже привычного времени? На сколько минут? Когда папа пришел с работы? На сколько он задержался? Почему?Детям обычно нравится такая забава (хотя и не все взрослые от нее в восторге).
Главное преимущество расписания и хронометра – огромный объем практики. Плотно поработав с часами и графиком, малыш на всю жизнь запомнит, что и как сообщают нам стрелки.
Напоследок, вспомним прекрасный рассказ Фазиля Искандера, где «бойкий и шебутной пацан» (как он сам о себе говорил) Чик резко тушевался, когда приходилось узнавать, сколько сейчас времени. Он был уже большим, но так и не научился этому навыку, а признаваться в этом неумении было стыдно.Так Чик и мучился, пока не пошел на вокзал, не стал в гуще народа, и не прослушал весь вечер напролет подробности расписания поездов. Он внимал словам диспетчера про отъезжающие и прибывающие поезда, глядя при этом на главные часы города.
Постепенно обилие услышанного превратилось в знание, благодаря которому он смог доказать приятелям, что ничуть не хуже их.
Вынесем из рассказа мораль: не давите на детей, не говорите им колкости, не наслаждайтесь тем, что можете делать что-то лучше них. Это не решит детских проблем а, наоборот, заставит их самих искать выход, зачастую неэффективный и долгий.
Ваша главная задача – быть советчиком и наставником. Если вы будете выполнять ее с любовью и верой в успех, значит, вы – отличный родитель. На сегодня начните с малого – выберете способ, как научить ребенка определять время по часам.
Источник: http://www.fun-edu.ru/navyki/kak-nauchit-rebenka-opredelyat-vremya-po-chasam/
Учим ребенка определять время: шаг первый
Обучение способности определять время начинается совсем не с изучения часов. Детские психологи утверждают: большинство ребятишек до 6–7 лет не в состоянии точно определять время по часам со стрелками. Это медицинский факт.
Да и время для малышей течет иначе, чем для нас, взрослых. Значит ли это, что знакомство со временем нужно отложить до старшего дошкольного возраста? Вовсе нет. Просто начинать стоит не со стрелок, а с понятия времени вообще.
И учиться этому важно как можно раньше.
Мы знакомим малыша со временем в процессе повседневных бытовых занятий и игр, иногда даже не подозревая об этом. Мы говорим, возвращаясь с прогулки: «Сначала разденься, потом вымой ручки». Или: «Сначала вымой ручки, а затем садись за стол».
И, конечно, так: «Давай сначала уберем игрушки, а потом я почитаю тебе книжку». Постепенно малыш усваивает, что все события в жизни происходят последовательно. Так и есть. После ночи всегда наступает утро, и нужно сначала проснуться, потом умыться, а еще позже позавтракать.
Потом будет день, а за днем неизменно – вечер и ночь. Меняются времена года, и нельзя сразу после новогоднего праздника отправиться на дачу, чтобы загорать и купаться в реке, как бы сильно этого ни хотелось. Говорите об этом с малышом почаще, обращайте его внимание на последовательность событий.
Даже самые обыкновенные фразы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи» помогут ребенку быстрее разобраться во времени суток. Наши малыши немного похожи на первобытных людей, которым еще не знакомы часы.
Для них время суток определяется движением солнца: если на улице темно, значит, ночь, если небо начало светлеть – наступает утро, а когда опять начнет темнеть – придет вечер.
Учим ребенка определять время: сказки-подсказки
Множество последовательностей можно отыскать в сказках. Первые сказки малыша – мудрейшее народное изобретение. Возьмите любую – и вот вам готовая последовательность. Сначала Колобок испекли, потом он полежал на окошке, после покатился по дорожке, затем встретил Зайца… А с кем Колобок повстречался до Медведя? А кого он встретил раньше: Лису или Волка?
Поговорите с малышом о том, как растут колосья, как из зерен делают муку и пекут хлеб. Очень полезно рассматривать с малышом фотографии.
Можно даже смастерить самодельную «книжку о времени» (или сделать компьютерную презентацию), где разместить последовательно фотографии ребенка: вот он только родился, вот научился ползать, сидеть, ходить, первый день рождения и т.д.Словом, подойдут любые примеры, где последовательность соблюдается всегда и можно сказать однозначно, что было сначала, а что потом.
Назад в будущее
Следующим этапом знакомства со временем станет понятие прошлого, настоящего и будущего. Для этого, опять же, не требуется никакого специального материала, а только активные беседы с малышом. Сначала приведите несколько примеров из жизни самого ребенка. То, что происходит с нами сейчас, – это настоящее. Мы с тобой разговариваем – это настоящее.
Мы вместе сидим на диване – это настоящее. Кошка на нас смотрит – это тоже настоящее. То, что было с нами когда-то, – прошлое.
В прошлом мы ездили на море, были на даче, жарили в лесу шашлыки, ходили на день рождения к твоей подружке, писали письмо Деду Морозу и наряжали елку, помнишь? А то, что пока еще не произошло, но произойдет с нами сегодня вечером, или завтра, или через год, называется будущим.
Давай подумаем, что будет с тобой в будущем: у тебя будет день рождения, мы поедем в зоопарк, ты пойдешь в школу и т.д. Когда ребенок немного усвоит эти понятия, предложите ему привести свои примеры, а затем поиграйте. Если вы называете событие из прошлого, малыш делает шаг назад. Если из будущего – шаг вперед. Если это то, что происходит сейчас, – подпрыгивает.
Учим ребенка определять время: минутки и секундочки
Взрослый человек способен более-менее реально оценивать различные промежутки времени. Даже не имея часов, мы можем сказать приблизительно, который сейчас час и с точностью до нескольких секунд определить минуту. Малыши же этой способности лишены. Для них секунда, минута, час – всего лишь слова, абстракция, не имеющая реального смысла и ощущения.
Но мы можем помочь ребенку, связав тот или иной промежуток времени с конкретным действием. Такие ассоциации дадут малышу первоначальное представление о временных промежутках. Например, что мы можем успеть сделать за секунду? Можем хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, сказать быстро слово «секунда», высунуть и спрятать язык, укусить яблоко. Вот в ладоши хлопнули – и секунда прошла.
А если хлопнуть в ладоши 60 раз подряд – пройдет минута, потому что в минуте целых 60 секунд! Что же можно успеть за минуту? Сосчитать до 60, рассказать стишок, спуститься по лестнице или дойти от подъезда, скажем, до киоска. А что же такое час? А час – это 60 минут, и сделать за час можно очень много.Например, посмотреть длинный мультик, или прочитать книжку, или доехать до папиной работы, или сделать красивую аппликацию.
Времена года
Рано или поздно любой малыш запомнит, что существует четыре времени года и двенадцать месяцев.
Но наша задача не просто «вызубрить» и рассказывать как скороговорку «январь, февраль, март…», а осознать смену времен года, понять, какие же изменения происходят вокруг нас.
Лучшим учебником станут не столько умные книжки, сколько прогулки и наблюдения. Где же еще заметить смену времен года, как не на улице?
Чтение в помощь
Не забудьте прочитать сыну или дочурке сказки «Двенадцать месяцев» С.Маршака и «Синичкин календарь» В.Бианки. Они здорово подходят к нашей теме времен года. Маленькая синичка в сказке Бианки похожа на самого малыша. Она никак не может понять, что же такое «январь и календарь».
Но каждый месяц несет с собой удивительные превращения, и постепенно наука о временах года уже не кажется такой «мудреной». Попробуйте и вы вместе с малышом не только читать сказку, но и делать маленькие открытия вместе с синичкой. Отправляясь на прогулку и во двор, и в лес, и к реке, поищите приметы начинающейся весны или приближающегося лета.
Читайте побольше стихотворений о временах года. Так и названия месяцев легче запомнятся.
Для того чтобы ребенку стало понятнее, что же такое времена года, выберите одно какое-то место во дворе или в ближайшем парке, приходите туда раз в месяц и внимательно рассматривайте, что же происходит с деревьями, травой, насекомыми, какого цвета небо, низко или высоко поднимается солнышко, во что одеты люди. Можно сделать фотографии знакомого уголка двора в разные месяцы и внимательно рассмотреть их с малышом, сравнить между собой. Очень важно, чтобы на фотографиях или картинках было запечатлено одно и то же место. Тогда разница будет особенно заметна.
Купите большой настенный календарь, где все месяцы расположены на одной странице. Рассмотрите с малышом, как называются месяцы, в какой последовательности они идут, какой первый, а какой последний, сколько дней в каждом месяце. Отметьте ярким маркером дни рождения ребенка и близких ему людей, мамин день 8 Марта, Новый год.
Почаще заглядывайте в календарь, вспоминайте, когда чей день рождения, какой это будет месяц и какое время года, считайте, сколько осталось дней до праздника или важного события. Можно зачеркивать каждый прошедший день. А еще лучше повесить рядышком отрывной календарь и срывать каждый день листочки, замечая, что за 1-м числом любого месяца неизменно идет 2-е, потом 3-е и т.д.
, а назад вернуться уже нельзя, потому что предыдущий листок оторван.
Тик-так, часики
Когда ребенок хорошо освоит счет и выучит цифры, можно вплотную заняться часами. Часы для обучения можно купить готовые или смастерить вместе с ребенком. Сделайте их большими и яркими, с крупными цифрами и четкими делениями. Часовая и минутная стрелки должны явно отличаться друг от друга длиной.
Прикрепите их к картонному циферблату с помощью винтика и гайки, чтобы они легко вращались. Сначала объясните малышу, что у часиков есть две стрелки: коротенькая часовая и длинная минутная. Они вертятся всегда в одну сторону, как будто считают: от цифры 1 к цифре 2, затем 3 и т.д. Когда малыш это запомнит, снимите минутную стрелку и попробуйте сначала освоиться только с часовой.
Итак, сначала разбираемся, что часовая стрелочка, стоящая на цифре «1», обозначает один час, на цифре «2» – два часа и т.д. Поясняем малышу, что бывает час ночи и час дня. На этом этапе время будем называть так: один час, чуть больше часа, половина второго, почти два часа (или около двух), два часа и т.п. Для малыша-дошкольника такого понятия времени будет вполне достаточно.
Зато вы будете уверены, что кроха относится к часам и определению времени не механически, а осознанно.Вместе с этим привязываем к определенному времени повседневные дела и заботы. Так, в половине восьмого мы встаем, когда стрелочка показывает «чуть больше восьми» – выходим из дома и идем в детский сад, в девять часов вечера отправляемся в ванную. Параллельно с арабскими цифрами на часах можно вводить и римские. Напишите их рядом, но другим цветом.
Кстати говоря, о римских цифрах – помогите малышу запомнить их. В написании римских цифр есть четкая логика. Одна палочка – единица, две – двойка. Птичка – это «пять». Если палочка перед птичкой-пятеркой – ее нужно отнять от пяти – получается «четыре». Если палочки стоят за «пятеркой», их нужно прибавить – получится «шесть», «семь» или «восемь».
Очень важна практика. Чаще спрашивайте малыша: «Подскажи мне, который час? Твой любимый мультик начнется через 15 минут. Это во сколько?» Или наоборот: «Мультик начнется в половине восьмого. Это через сколько минут?»
Когда малыш подружится с часами, не забудьте сделать маленькому умнику заслуженный подарок – собственные часы.
Источник фото: depositphotos.com
Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/2749/kak-nauchit-rebenka-opredelyat-vremya-po-chasam
Как научить ребенка часам
В мире современных технологий текущее время можно узнать без особых усилий. Электронное табло есть практически у каждого: на дисплее сотового телефона или экране компьютера. Часы с циферблатом перестают быть незаменимым аксессуаром.
Их можно заметить на руке человека, который с годами привык ими пользоваться. Для деловых людей дорогие часы до сих пор остаются показателем обеспеченности и особого статуса.
Молодые люди, как правило, довольствуются лишь функциями своих мобильных устройств.
К сожалению, далеко не каждый ребенок способен определить время по стрелкам часов. Многие родители не считают это знание обязательным. Однако учить детей значениям, указанных на циферблате просто необходимо. Поэтому вопрос о том, как научить ребенка определять время очень актуален.
Какое значение в развитии ребенка имеет освоение циферблата?
Часы с электронными числами не определяют понятие времени в целом. Они удостоверяют лишь факт — значение часа, минуты и секунды. Циферблат же отражает видение времени в пространстве, его направление и развитие.
Глядя на стрелки, можно увидеть их ход и движение, визуально определить размер определенного временного отрезка. Только изучая циферблат, ребенок сможет сориентироваться во временном пространстве, развивая, при этом, свое логическое мышление и способность планировать свой день.
Понимать, столь важные понятия, как «сколько прошло или осталось», «без столько-то минут», «за какое время», «целый час». В связи с этим, родители обязательно должны знать, как научить ребенка определять время по часам.Ему необходимо без промедления уметь определять значение часа и минут. А пользоваться этим знанием или нет, ребенок в дальнейшем решит для себя сам.
С какого возраста стоит начинать учить ребенка циферблату?
Все зависит от того, насколько ребенок готов воспринимать и осваивать новую для него информацию. Обычно дети начинают задавать вопросы касательно времени: «А когда будет семь вечера?», «А тридцать минут – это долго?».
Проявление такого интереса говорит о том, что уже стоит показать часы со стрелками и при этом знать, как ребенок научиться определять время. Безусловно, прежде чем начинать учить время, ребенок должен уже обладать навыками счета: не только до десяти, но и до ста. Уметь обобщать, анализировать и нестандартно мыслить.
Обычно, дети достигают такого уровня развития к четырем-пяти годам. В любом случае, к школе, ребенку желательно знать циферблат.
Как научить ребенка определять время по часам с циферблатом? Для начала нужно показать циферблат и рассказать об устройстве часов.
Объяснить, что во времени обозначают часы, минуты и секунды, а также из чего складываются эти значения. Дать подвигать стрелочки, определить вместе с ребенком направление их движения: «по часовой» или «против часовой».
Потом можно перейти к цифрам, пересчитать по порядку сначала часы, а потом и минуты.
Следующим этапом будет изучение стрелок и их расположение на циферблате. Необходимо показать ребенку, что маленькая и толстенькая стрелочка показывает часы, длинная и тонкая — минуты, а самая быстрая — секундная. Затем поставить их на определенное время и объяснить, что обозначает каждое положение. Лучше начинать с простого – с ровных значений часа и минут.
Позже, когда ребенок станет хорошо ориентироваться в цифрах и стрелках, можно попросить его самостоятельно выставить нужное время. Успехом в освоении материала будет то, когда ребенок безошибочно ответит на вопрос «Сколько время?».
Рекомендации родителям
- Решая вопрос как научится ребенок определять время по часам, необходимо учесть, что ему проще осваивать любой материал в игровой форме.Теория малышу малопонятна. Его интерес к определению времени по часам нужно стимулировать. Задавать наводящие вопросы так, чтобы ребенок был готов с удовольствием на них ответить. Например, «Мы пойдем гулять через час. Где будет расположена часовая стрелка?»
- Стараться проводить уроки систематически, без длительных пауз. Тогда ребенок будет лучше запоминать, в дальнейшем закреплять пройденное, а не вспоминать снова.
- Не стоит превращать урок в обязательную каждодневную процедуру. Ребенок может потерять интерес и противиться воспринимать информацию. Занятия по пять минут несколько раз в течение дня, в ненавязчивой форме, непременно дадут результаты. Малыш будет чувствовать, что умение сказать время — это его заслуга, а не итог стараний строгого родителя.
- Обязательно нужно пользоваться учебным материалом или наглядными пособиями: книжками с яркими изображениям часов, игрушечными механизмами, альбомами для рисования, наборами для лепки. Изучать время только по часам, которые сняли со стены, ребенку очень быстро надоест.
- Ни в коем случае нельзя оказывать давление на ребенка и через силу заставлять учить. Если малыш чего-то не понимает, нужно спокойно объяснить все заново или отложить урок на потом. Только терпение, выдержка и понимание своего ребенка позволят достаточно быстро научить его определять время по часам с циферблатом.
Как заниматься с ребенком дома?Смартфоны детям не игрушка!Летнее развитие: снизьте темп, но не тормозите!Не знаете, как объяснить ребенку? Расскажите сказку!
Оратор — штаны на лямках
Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от , ontakte или (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди.
Буду вам очень благодарен! Спасибо!
По часовой стрелке и против часовой стрелки
Спросите ребенка видел ли он часы: настенные или напольные, наручные или часы-будильники. Покажите ребенку красивые часы и внимательно их рассмотрите. Но прежде спросите, зачем нужны часы?
Часы — это прибор для измерения времени. На часы мы смотрим, когда хотим узнать, который час.
Круг в центре часов называется циферблатом. На него нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, потолще, двигающаяся медленно. Когда она совершит один круг по циферблату, то проходит 12 часов. Эта стрелка называется часовой.
Расскажите стихотворение «Часовая стрелка»
Стрелка часовая Идет за часом час, Не спеша, не отставая,
И ведет с собою нас.
В каком же направлении движется часовая стрелка?
Приглядитесь к ее движению на часах, посмотрите на рисунок. Движение в указанном направлении называется движением по часовой стрелке.
У часов есть еще одна стрелка. Она длиннее и тоньше часовой. Пока часовая стрелка пройдет один полный круг по циферблату, минутная пробежит 12 кругов.
Расскажите стихотворение о минутной стрелке
Минутная стрелка — Ты часовой сестра. Минутная стрелка — Длинна ты и быстра! Отсчитывать минутки —
Это ведь не шутки!
Посмотрите-ка на часы! В каком направлении двигается минутная стрелка?
В том же, что и часовая. Движение минутной стрелки совпадает с направлением движения часовой стрелки.
Включите медленную музыку. Возмитесь за руки, медленно идите по кругу по часовой стрелке и декламируйте хором.
Вслед за стрелкой часовой, Не спеша, пойдем с тобой. Тик-так, тик-так — Мы идем за шагом шаг! Тик-так, тик-так, Шаг-шаг, еще шаг!
Музыка звучит быстрее.
А теперь, ускорьте шаг, побегите за стрелкой минутной. Бегите по кругу и проговаривайте:
За стрелкой минутной Мы быстро бежим, Мы очень торопимся,
Очень спешим!
Как быстро и легко научить ребенка определять время?
Минутную стрелку Хотим мы догнать. Минутка, минутка,
Минутка опять!
А теперь, вместе махните правой рукой по часовой стрелке и проговаривайте:
Дружно махнем Правой рукой
Мы по стрелке Часовой!
Какое движение называется движением против часовой стрелки? Это движение в противоположном направлении. Посмотрите на рисунок.
Снова возьмитесь за руки и не спеша пойдите против часовой стрелки, проговаривая.
Против стрелки часовой Начинаем мы движенье, Теперь знаем мы с тобой
Это направленье!
А теперь возьмите в левую руку разноцветные флажки и махните ими против часовой стрелки.
Прочтите стихотворение «Балерина»
Кружится и кружится По сцене балерина. Юбочка из кружева, Из шелка — пелерина. Как она порхает — Воздушна и легка! Порой напоминает Большого мотылька. Балерина кружится Под напев живой. Балерина кружится
По стрелке часовой!
Вы заметили и поняли, что направление движения по часовой стрелке — это движение направо, а против часовой стрелки — налево.
Расскажите сказку «Как мышка Хитрушка мышат времени научила»
Послушайте стихотворение.
Время по часам Я уже большой, я сам Узнаю время по часам. Посмотрю на циферблат И отправлюсь в детский сад. Спрашивать не стану деда, Долго ль ждать еще обеда? Научить могу и вас
Узнавать, который час!
Вопросы и задания:
- Нарисуйте круг. Стрелкой укажите движение по часовой стрелке. Стрелку раскрасьте красным фломастером, круг — желтым.
- Нарисуйте круг. Стрелкой укажите движение против часовой стрелки.
Стрелку раскрасьте синим фломастером, кружок — красным.
- Раскрасьте цветик-семицветик. Первый лепесток — красный и дальше по часовой стрелке: оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Т.А.
Шорыгина «Беседы о пространстве и времени». Методическое пособие
История часов
Как научить ребенка понимать время по часам?
Маленькие дети практически с рождения учатся понимать, какое сейчас время суток, однако, делают они это, скорее, интуитивно.
Как научить ребенка часам (времени)
Так, кроха с самого раннего возраста привыкает к установленному режиму дня. В определенный момент времени он уже понимает, что скоро будет кушать, купаться или спать. Между тем, ребенок еще совершенно не осознает, что надо ложиться в постель ровно в десять часов. Он просто чувствует, что хочет спать, и делает это приблизительно в то время, к которому привык.
Как только ребенок подрастет, вам придется научить его узнавать время по часам. Этот невероятно полезный предмет позволяет определять время с высокой точностью и ориентироваться в нем.
Многие родители сталкиваются с определенными трудностями, когда пытаются научить своего сына или дочь пользоваться часами, поскольку осмыслить сразу 2 системы нумерации – от 1 до 12 и от 1 до 60 – для ребенка может быть очень непросто.В данной статье мы расскажем вам, как научить ребенка понимать время по часам, и какая игра подойдет для этого лучше других.
Как научить ребёнка понимать время по часам со стрелками
Чтобы вам (родителю или воспитателю) было проще, мы сделали для вас небольшой сборник задачек на сложение и вычитание. Каждая задачка сопровождается иллюстрацией.
Нужно скачать и распечатать картинку на листе А4 и разрезать пополам, у вас получится 2 листа, на каждом по задачке и раскраске. Сначала предложите ребенку внимательно прочитать условие задачи. Далее — сделать её краткую запись. Написать решение. Записать ответ.
А теперь можно и развлечься, но и развлечение у нас будет полезным, нужно заштриховать разными цветами картинку к задаче. Штриховка отлично развивает мелкую моторику, а мелкая моторика в свою очередь развивает мозг
Источник: https://triumph-strategy.ru/kak-nauchit-rebenka-chasam/
Как научить ребёнка определять время по часам
Приветствуем вас, уважаемые читатели! Из этой статьи вы узнаете, как научить ребёнка определять время по часам. Вы получите представление о том, как заложить у малыша основы правильного счёта минут и часов, поймёте, как быстро и коротко рассказать о циферблате и работе стрелок. Вы всё ещё думаете, что научить ребёнка понимать волшебство времени — это сложно? Тогда читайте!
Закладываем основы
Согласитесь, без умения считать определять время очень сложно. Первое, что вы должны сделать, — это потренировать с малышом счёт до 60. Числа можно написать на бумаге, одновременно проговаривая вслух.
Закрепляйте устный счёт любыми доступными способами:
- называйте числа в магазинах, на вывесках;
- играйте с карточками, счётами и т. д.;
- различайте числа на циферблате.
Когда навык закрепится, учимся считать пятерками. Перед этим нужно убедиться, что дошкольник хорошо считает хотя бы в пределах 10. Чтобы облегчить задачу, выделяйте в пределах 60 все цифры, которые заканчиваются на «5» и на «0».
Можете придумать для детей песенку, двигаться под ритм музыки, считая пятёрками. Используйте обучающее видео, предназначенное для самых маленьких.
Постарайтесь хорошо закрепить этот навык, поскольку без него научиться быстро определять время невозможно.
Умение обращаться с циферблатом требует понимания, что такое время суток. Убедитесь, что малыш знает, что такое утро, день, вечер, когда они начинаются и заканчиваются. Если кроха ещё путается, спросите его: «Когда мы завтракаем?», «Когда ложимся спать?», «Когда идём гулять?» Привязка к регулярным событиям и действиям поможет быстрее сориентироваться.
Работаем с часами
Когда основные навыки закреплены, можно приступать к работе с часами. Возьмите обыкновенное механическое заводное устройство или на батарейках. Оно хорошо тем, что стрелки на нём легко передвигаются.
Если в доме нет механических часов, их просто сделать самому:
- Возьмите пластиковую тарелку или вырежьте из картона окружность.
- Согните круг пополам, затем ещё пополам: полученные линии будут служить вам ориентиром.
- Нарежьте кусочки липкой бумаги.
- Прикрепите их на месте предполагаемых цифр и напишите числа (это занятие можно доверить дошкольнику, а заодно и проверить, как он усвоил счёт).
- Вырежьте стрелки из картона.
- Концы стрелок расположите в центре циферблата и закрепите канцелярской кнопкой.
Ваш «помощник» готов. Можно тренироваться!
Расскажите крохе о циферблате, стрелках, их названии и назначении. Разделите круг на 4 части, как пирог. Раскрасьте пространство между числами в цвета радуги: это поможет малышу интуитивно ориентироваться в направлении движения стрелки.
Изучаем часовую стрелку
Теперь работаем с каждой стрелкой отдельно:
- Объясните, что такое час и зачем нужна часовая стрелка.
- Поставьте минутную стрелку на «12», а часовую — на «1». Объясните, что в таком положении время будет «1 час». Говорите ребёнку: «Если передвигать короткую стрелку с одной цифры на другую, то у нас будет ровно __ часов».
- Ассоциируйте каждое число с действием, которое регулярно происходит в жизни крохи. Например, говорите: «В 8 мы завтракаем», «В 3 мы идем на тренировку» и т. д. И не забудьте показать это время, выставив правильно стрелки. Сначала помогайте малышу, а вскоре он и сам справится с этим заданием.
Когда вы будете уверены, что ваше чадо усвоило навык определения целого часа, устройте ему «экзамен» (в виде игры, конечно). Напишите распорядок дня и попросите кроху показать время для каждого действия на циферблате. Достаточно 5–7 вопросов, чтобы проверить, готов ли малыш переходить к следующему этапу обучения.
Знакомимся с минутной
Прежде всего расскажите о том, что цифры имеют двойное значение, т. е. они одновременно показывают количество часов и минут. Знакомство с минутной стрелкой проводите поэтапно:
- Расскажите, что промежуток между числами для минутной стрелки — это 5 минут.
- Посчитайте с малышом и определите, сколько минут обозначает каждая цифра, например, «1» — «5», «2» — «10» и т. д.
- Зафиксируйте часовую стрелку и двигайте только минутную. Ассоциируйте каждое число с определённым количеством минут. Если часовая зафиксирована на цифре «3», а минутная передвинута на «8», говорите: «сейчас 3:40» и т. д. Повторяйте упражнения, пока ребёнок уловит смысл.
- Добавьте деления для минут, не кратных пяти. Сначала можно обозначить деления цифрами «1», «2», «3» и «4». Затем стереть числа и попросить ребёнка определять время только на основании делений.
В конце обучения снова устройте опрос. 5–8 вопросов будет вполне достаточно!
Продолжаем тренироваться
Когда тренировки с картонным устройством окончены, не останавливайтесь! Продолжайте определять время везде, где это возможно:
- на улице;
- в детских учебных заведениях;
- в магазинах;
- в гостях.
Найдите упражнения онлайн и тренируйтесь с применением современных гаджетов. Только помните: работать с электронными устройствами ребёнку можно не более получаса в сутки.
В ходе тренировок следуйте рекомендациям педагогов:
- Упражнения «подавайте» крохе в форме игры.
- Завершайте тренировки до того момента, как ребёнок устанет: так он не потеряет интерес к игре.
- Используйте любую возможность, чтобы потренироваться.
- Переходите к работе с электронными часами после того, как крепко усвоен навык определения времени на циферблате.
Благодаря упорным тренировкам вы быстро научите своего ребёнка определять время.
Выводы
Если ваш кроха ещё не знаком с циферблатом и не умеет по нему ориентироваться, действуйте!
- Научите азам счёта до 60.
- Покажите, как считать пятёрками.
- Смастерите или возьмите настоящие механические часы и объясните предназначение их деталей.
- Расскажите о двойном значении цифр.
- Потренируйтесь определять полный час, зафиксировав минутную стрелку на «12».
- Закрепите навык определения количества минут.
- Повторяйте упражнения везде, где есть устройства с циферблатом.
Источник: http://nii-evrika.ru/kak-nauchit-rebyonka-opredelyat-vremya-po-chasam/
Как научить своего ребенка быстро определять время на часах
Всем привет! Детские годы! Захватывающие развлечения, просмотр мультфильмов, сказки и рассказы родителей, бабушек и дедушек. День сменяется ночью, а ночь снова перерастает в день.
Часы и минуты не играют никакой роли. Но необходимость научить ребенка определять время по часам рано или поздно возникает в жизни родителей.
Как же правильно приступить к урокам и помочь малышу освоиться в этом нелегком деле?
Мир ребенка не ограничен временем. Он ориентируется в пространстве только с помощью взрослых. Даже самые веселые и радостные события в его жизни не связаны со временем. «Сегодня я был у бабушки», «Завтра мы поедем в парк». Привязка к конкретному часу и минутам в сознании малыша отсутствует.
В возрасте 6-7 лет малыш уже вынужден вступить во взрослую жизнь, а именно: отправиться в школу. Уроки начинаются в строго определенное время, их длительность четко установлена. Меняется и распорядок дня малыша. Как научить ребенка определять время по часам — одно из первых, о чем задумываются родители.
Почему нужно учить малыша времени?
Причины, по которым стоит начинать обучение в ранние годы:
- воспитание пунктуальности, как важнейшего качества каждого человека;
- развитие умения организовывать свое время, что немаловажно с началом школьной жизни;
- воспитание самостоятельности;
- необходимость большого количества времени для адаптации (никакой навык не приобретается за день, неделю или даже месяц).
Когда начинать обучать ребенка времени?
Лучше всего приступать к работе с малышом, когда ему 5-7 лет. Все зависит от его склада характера, усидчивости и способности сосредоточиться на чем-то одном. Все дети абсолютно разные, и уроки «не вовремя» могут стать настоящей пыткой для девочки или мальчика.
Перед началом обучения рекомендуется приобрести наручные часики для ребенка. Дизайн должен быть максимально упрощенным и понятным. Цифры не должны перекрываться картинкой на панели. Это будет рассеивать внимание малыша, и он будет «теряться в часах».
Не стоит рассчитывать на то, что малыш в кратчайшие сроки изучит такие выражения, как «четверть второго», «без четверти семь» и другие. Могут потребоваться годы, чтобы адаптироваться и свободно ориентироваться в определении времени. Детям дошкольного возраста будет вполне достаточно научиться определять время с получасовой точностью, а также разбираться в пятиминутных делениях.
С чего начать обучение времени?
Главное правило — сделать занятия увлекательными и интересными, преобразовать их в игровую деятельность. Только тогда малыш будет готов сотрудничать и идти на контакт с родителями. Лучше всего не перегружать мальчика или девочку всей информацией в один день. Наберитесь терпения и составьте для себя график занятий с достаточными интервалами.
Начинать обучение детей определять время по стрелкам на часах следует с использования детских часиков с большим циферблатом. Панель выбирайте с арабскими цифрами, ведь именно они наиболее знакомы малышу.
Первоначально ознакомьте ребенка с тем, какие номера располагаются на панели. Затем акцентируйте его внимание на наличии двух стрелок (часовой и минутной). Часовая – короткая, а минутная – более длинная. Если есть секундная стрелка, то укажите, что она тонкая.
Девочка или мальчик должны четко понимать, в какую сторону они движутся и, что именно на двенадцати заканчивается их круг. Затем растолкуйте взаимосвязь стрелок.Один оборот секундной стрелки сдвигает на один показатель минутную, а один оборот минутной сдвигает на один показатель часовую.
Работа с часовой стрелкой
Предпочтительнее всего дать ребенку покрутить часовую стрелку вперед и назад. Можно поиграть в игру, где он должен поставить стрелку ровно на два часа, затем на три и так далее.
Не стоит сразу акцентировать внимание на том, что второй круг стрелки имеет иное цифровое значение (13, 14, 15, 16, 17 и другие). Достаточно и объяснения «два часа дня» и «два часа ночи».
Для этого попробуйте нарисовать на листке бумаги циферблат, поделить его, как торт, на кусочки, отражающие день, ночь, утро и вечер. Малыш сможет визуально усвоить соотношение определенных часов с временем суток.
Объяснить малышу, который час в данный момент, можно после проработки цифр, связанных с часами. Нужно отработать понятия «ровно час», «начало первого». Ребенок должен чувствовать разницу между ними.
Объясните, что, достигнув отметки 12, стрелка движется в направлении единицы, а значит на циферблате «первый час». Чтобы закрепить полученное знание, поиграйте с ним в игру.
Ставьте перед ребенком задачу передвинуть стрелки на «два часа дня», «12 часов», «начало восьмого» и тому подобное. Это поможет ему лучше ориентироваться в циферблате.
Работа с минутной стрелкой
Начинать следует с объяснения двойного значения цифр («цифра один значит пять минут»). Но здесь не стоит сразу ожидать от ребенка многого.
Конструкция циферблата напрямую связана с таблицей умножения, которая пятилетнему малышу может быть еще совсем незнакома. Для начала расскажите, что цифра 6 означает «половину», цифры 3 и 9 – «половину половин = четверть».
Здесь может снова пригодиться нарисованный «торт». Затем обозначьте кратность каждой цифры на 5.
По окончании второго этапа обучения поиграйте в игру «установить время». Нужно попросить ребенка выставить стрелки на часиках в соответствии с вашей просьбой. Например, поставить их так, чтобы они отображали «половину третьего» или «без четверти восемь».Не требуйте от малыша выполнения тяжелых заданий, например, установить на циферблате один час 38 минут. Ему будет трудно с этим справиться, а непонимание может быстро отбить у него интерес. Начните с обобщенных слов: «половина», «начало», «четверть».
Не забывайте о том, что научить детей пользоваться часами невозможно за день или за два. А занятия на постоянной основе могут вызвать у ребенка отторжение, ведь в детстве хочется больше всего играть и беззаботно проводить каждую секунду.
Нужно, чтобы данная практика стала для них постоянной в повседневности, как и у взрослых. По этим причинам рекомендуется поддерживать регулярное общение с малышом на данную тематику.
Например, периодически спрашивать у него время, сказать, во сколько ему можно будет сходить на улицу с друзьями или, когда начнется мультик, в какое время домой вернется папа и тому подобное. Главное, чтобы это не превращалось в допрос или жесткую форму контроля.
Детям свойственно сопротивляться излишнему давлению со стороны взрослых. Поэтому уместнее всего будут просьбы:
- Доченька/сынок, я не могу оторваться от приготовления пищи. Посмотри, пожалуйста, сколько времени.
- Папа придет с работы через три часа. Скажи, пожалуйста, который это будет час?
- Ты ложишься спать в десять. Скажи, пожалуйста, сколько минут осталось до сна?
- Твой мультфильм длится час. Сколько будет времени, когда он закончится?
Помните, что проще всего заинтересовать малыша временем, связав его с какими-либо любимыми занятиями: просмотр мультфильмов, прогулки и так далее.
Источник: https://lexin-blog.ru/nauchit-rebenka-opredelyat-vremya-po-chasam.html