Когда нужно учить ребенка жевать
Как обучить и приучить ребенка жевать?
Вводя малышу прикорм после питания грудным молоком или смесями, все мамы переживают, сможет ли малыш глотать пищу непривычной консистенции, но, как правило, с кашицеобразными субстанциями у младенцев проблем не возникает.
Сложности появляются почти у половины детей, которых родители переводят на требующее жевание питание.
Предложенные печенье, паровая котлетка или макароны выплевываются ребенком, и мамы и папы пугаются из-за того, что их дитя не жует твердую пищу.
Как научить ребенка жевать, и когда следует начинать обучать кроху этому важному навыку?
Почему возникает такая проблема?
Неумение жевать может проявиться у тех малышей, которым не начали вовремя давать сушки, детские печенья и прочие твердые продукты для тренировки челюстей. Некоторые родители считают, что не нужно предлагать ребенку подобные угощения, пока у него не появилось достаточно зубок, чтобы разгрызать твердую пищу и плотные кондитерские изделия.
На самом деле навык жевания формируется как раз-таки ДО прорезывания зубов.
Малыши учатся измельчать размоченные слюной сушки и печенья деснами и глотать их, а потом данное умение ими используется при разжевывании обычной пищи — печеных и вареных овощей, паровых котлет и прочее.
Искусственное замедление темпов изменения консистенции питания также приводит к тому, что годовалый ребенок не умеет жевать. Такое происходит, когда мамы боятся, что младенец подавится, и продолжают мелко перекручивать крупы, овощи, мясо и рыбу. В итоге грудничок настолько привыкает к кашицеобразной пищи, что питание кусочками они не могут пережевать и выплевывают.
При недостаточной настойчивости мам ленивые детки также могут отказываться жевать.
Один раз закапризничав и немедленно получив взамен требующей измельчения зубами пищи кашицеобразную, малыши быстро понимают «правила игры» и продолжают плакать и выталкивать изо рта кусочки еды, чтобы получить «удобное» питание.Уступчивость мягкосердечных матерей приводит к тому, что ребенок не только не жует, но и совершенно отвыкает «перерабатывать» твердую пищу.
Частая причина, почему ребенок не хочет жевать, — гиперактивность. Неугомонные малыши, неспособные долго усидеть на месте, не могут найти в себе терпения на долгое и тщательное пережевывание питания, но такие дети чаще всего не выплевывают пищу, а давятся крупными кусочками.
Присмотревшись к крохе, отказывающемуся жевать, вы поймете причины, которые привели вас к сложившейся ситуации и попробуете исправить ее. Но лучше, во избежание подобных проблем, родителям с самого начала приучать кроху измельчать пищу поначалу деснами, а затем и появившимися зубками.
Когда следует учить?
Любые двигательные навыки ребенка складываются постепенно, то же и с жеванием: прежде чем малыш научится измельчать пищу во рту, он должен пройти несколько «ступеней».
Самая первая из них — это использование заложенного природой жевательного рефлекса, вторая — желание воздействовать на объекты выросшими зубками.
Замечая эти заложенные природой ступеньки и работая с ними, вы не будете думать, как научить ребенка жевать.
Жевательный рефлекс проявляется у малышей примерно к полугоду. Когда вы протянете младенцу прорезыватель или сушку, он начнет тереться о них своими деснами. Подобное поведение — это не только утоление зуда из-за роста зубок, ведь грудничок действительно жует в эти моменты. Важно воспользоваться действием рефлекса до того, как у младенца прорежутся первые зубки.
- Пусть малыш жует детские печенья и сушки;
- давайте младенцу запеченные сезонные фрукты;
- следите за малышом, чтобы он не подавился размягшим печеньем или кусочками, пока жует деснами;
- всегда держите под рукой чистые прорезыватели.
С появлением зубов дитя начинает пытаться одновременно и глотать, и сосать, и жевать. Вы можете это заметить во время кормления грудничка кашами и пюре, а также при грудном вскармливании, когда заметите, что он грызет ложку или жует вашу грудь.
В этот момент можно предлагать крохе питание более крупной фракции и твердую пищу: тушить овощи, порезанные мелкими кусочками, не перемалывать крупы и делать рубленые паровые котлетки.
После приема пищи можно предложить малышу кусочки свежих фруктов и овощей или печенье с соком, чтобы закрепить нарабатываемый жевательный навык.
Чтобы младенец своевременно освоил жевательный навык, важно заметить и воспользоваться этими «ступенями».
Своевременное приучение
Помимо работы с природными рефлексами, вам нужно следовать следующим рекомендациям:
- собирайтесь всей семьей за общим столом, дитя будет видеть, как каждый близкий кушает и аккуратно жует твердую пищу, и обязательно начнет копировать действия взрослых;
- в качестве десерта предлагайте малышу не только печенья и сушки, которые он будет размачивать слюной, но и зефир и мармелад без добавок — эти сладости научат дитя жевать;
- не перемалывайте мелко пищу малышу, которому уже пора жевать самостоятельно, и не разминайте вилкой то, что он не доел;
- настаивайте на своем: если младенец не жует и отказывается это делать — выдворяйте его из-за стола, когда малыш действительно проголодается, он начнет кушать то, что ему не по нраву.
Если следовать этим мерам, к году ваш малыш будет успешно пережевывать пищу.
Методика позднего приучения
Если же вы «упустили» ребенка, и даже после года он отказывается кушать пищу, состоящую из крупных кусочков, то вам следует набраться терпения, чтобы научить и приучить малыша жевать.
- Используйте мармелад и зефир как «приманку», кушая лакомство на виду у дитя. Ребенок, конечно, же пожелает попробовать то же, что с таким наслаждением едите вы, и начнет жевать угощение, поскольку иначе эти плотные продукты питания не проглотить. Так вы научите малыша измельчать пищу зубками.
- Обучение жеванию можно начать, предложив малышу новый продукт, с которым он не был еще знаком или думает, что никогда не пробовал. Так, осенью ребенку можно дать кусочек сырой тыквы, а в середине лета — сорванный с грядки помытый огурчик.
- Убедившись, что малыш умеет работать челюстью и успешно жует, «потеряйте» или «поломайте» блендер, «забудьте» купить в магазине готовые каши, в общем, искусственно создайте ситуацию, когда ребенок будет вынужден питаться не перемолотой едой. Если дитя будет отказываться от подобного питания — ничем его не заменяйте и не уступайте малышу. Готовьте то же блюдо, пока голодный ребенок не смирится и не станет кушать его.
- Еще один вариант переучить кроху — указав ребенку на его возраст, предложить самостоятельно разминать овощи в тарелке с помощью вилки. Как правило, дети очень ленятся и начинают размельчать пищу во рту.
- Пример других детей всегда положительно сказывается на питании. Но не нужно ждать, пока дитя пойдет в садик, где сможет увидеть, что каждый из малышей в группе жует, и научится под влиянием делать то же. Ходите по гостям, приглашайте знакомых с детьми к себе домой, и ваш «капризуля» быстро последует примеру своих сверстников.
Источник: https://newbabe.ru/razvitie/kak-nauchit-rebenka-zhevat.html
Как научить ребенка жевать и глотать твердую пищу
Родители детей до года и после сталкиваются с множеством трудных ситуаций. Один из часто задаваемых педиатрам вопросов: «Как научить ребенка жевать твердую пищу?» В нашей статье собраны самые полезные советы по этой теме. Они обязательно помогут в решении непростой задачи.
Почему ребенок не хочет жевать
Нежелание или невозможность прожевывать пищу, есть вторые блюда в твердом виде имеют несколько причин. Разделим их на две группы: внешние и внутренние.
К внешним, исходящим от особенностей воспитания и атмосферы в доме, относятся:
- Страхи родителей. Боязнь давать ребенку твердую пищу: «Он же может подавиться!» Так рассуждают излишне заботливые мамы и продолжают кормить годовалого малыша пюрешками, супчиками, протертыми через блендер. И лишают грудничка желания жевать.
- Суетливость и лень родителей. Папе или маме хочется быстрее накормить дитя. Времени на разжевывание нет. И дается бутылка с кашей, мягкая еда отправляется в ротик ложкой в ускоренном темпе. Жевать не нужно, время экономится.
- Затягивание с введением прикорма до 1–1,5 года. Миф о том, что грудью кормить лучше лет до трех и при этом ребенок больше ни в чем не нуждается, жив в умах бабушек, молодых неопытных родителей до сих пор. Отказ от прикорма, позднее введение твердой пищи приводит к формированию привычки есть кашки из бутылки, сосать мамину грудь. Жевать в этом случае не нужно вовсе.
- Отсутствие тренировки жевания в период прорезывания зубов. Если младенцу не давали сухарики, прорезыватели для почесывания зудящих десен в 6–10 месяцев, жевательный аппарат не привык к активным движениям.
К внутренним причинам относятся:
- Лень грудничка. Кроха ленится жевать, а мама не настаивает. Быстро заменяет второе блюдо на первое, забывает дать морковку на полдник в целом варианте. Малыш доволен, родители не устали от капризов. Всем хорошо, а жевать ребенок не научился.
- Страх перед приемом пищи. Этим часто страдают малоежки. Заботливые бабушки, мамочки устают ждать появления аппетита и кормят малыша насильно. Запихивать в ротик жидкую пищу легче, с нее и начинают. Твердая остается в стороне надолго, а потом просто заглатывается ребенком без жевания. Единственное, что он хочет во время обеда, быстрее проглотить и убежать от ненавистной тарелки. В результате давится, боится глотать, отказывается от еды кусочками.
- Непоседливый характер. Малыш крутится, бежит, не концентрируется на одном деле. При таком темпераменте дети жуют, но делают это так быстро, что постоянно давятся. В этом случае больше терпения, настойчивости нужно проявлять маме.
- Патологии развития. В редких случаях речь идет о неврологических или психических болезнях. Не могут тщательно пережевывать твердую пищу, боятся введения новых продуктов дети-аутисты, дети с ДЦП, с гипотонией (слабостью) мышц.
Для того чтобы понять, как научить ребенка жевать и глотать, придется проанализировать ситуацию индивидуально. Если проблема в поведении родителя, начинайте решение с себя.
Почему важно научить
Переводить на твердую пищу детей нужно обязательно. Затягивание с обучением приводит к проблемам. Родителям годовалых детишек стоит понимать, что жевание — жизненная необходимость. Рассмотрим этот процесс с негативной и позитивной стороны.
Положительные стороны жевания
- Облегчение работы ЖКТ. Желудку тщательно пережеванную пищу переваривать гораздо легче.
- Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее. Зубки при постоянном употреблении жидкой пищи слабеют, выпадают, челюстно-лицевые мышцы атрофируются.
- Формирование навыка глотания жесткой пищи. Важен конечный этап: глотание. Ребенок понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, сглатывать будет легко. Проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища помещалась в ротике. То есть жевание — это физический и интеллектуальный процесс одновременно.
- Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова, правильно дышать.
Возможные проблемы из-за неумения жевать твердую пищу
- Сложности с адаптацией в садике. В рацион воспитанников дошкольных учреждений включены твердые продукты. Если ребеночек не съест кашу, мясо, второе блюдо, он останется голодным.
- Заболевания ЖКТ. Для переработки кусков твердой пищи, попавших в желудок, требуется гораздо больше ферментов и соков. Они выделяются в процессе жевания. Если пища глотается крупными кусками, то желудок принимает их на сухую, переварить полноценно не может. Следствием такого процесса становится гастрит, изжога, тошнота и прочее.
- Формирование привычки есть однообразную пищу. Ребенок, привыкший есть одни и те же размельченные в пюре продукты, недополучает клетчатки, витаминов, минералов.
- Карапузу в возрасте 2–3 лет, перешедшему на твердую пищу, больно жевать. Десны и зубки не привыкли к нагрузке. Вводить продукты для жевания нужно раньше.
- Сложности в произнесении звуков. Взаимосвязь четкой артикуляции и умения есть жесткую пищу понятна с точки зрения физиологии. За жевание отвечают мышцы челюсти; язык, щеки, горло — за процесс глотания. Они же действуют при говорении. Пассивность жевательных органов приводит к позднему речевому развитию или плохой дикции.
Когда ребенку можно давать твердую пищу
Вводить твердую пищу нужно в возрасте 5–6 месяцев. Отправной точкой для начала прививания навыка считается заметное выделение слюны. С этого момента десны готовятся к прорезыванию зубов. Малыш тянет в ротик все, что попадается под руку. В том числе и свои кулачки. Замените их на полезные приспособления, кроха будет тренироваться с пользой. В качестве жевалки предложите:
- Сушка, сухарик. Их меняйте постоянно, чтобы ребенок не поперхнулся кусочком отгрызенного лакомства.
- Прорезыватели. Вариант с водичкой внутри самый эффективный и удобный. Ребенок будет грызть и тщательно жевать охлажденную игрушку с большим удовольствием.
- Ниблер. Современный вариант марли с морковкой или яблоком внутри. Это приспособление представляет собой мешочек. В него вкладывается твердая вкусняшка. Младенец грызет ниблер, измельчает фрукт, высасывает из него соки. Ест и чешет десны одновременно.
Организовывая тренировку для жевательного аппарата, важно соблюдать регулярность. Предлагайте маленькому ребенку погрызть что-нибудь каждый день. Если отказывается, настаивайте, но умеренно. В случае истерик и полного неприятия прорезывателей, ниблера, сделайте паузу в 2–3 дня, потом повторите попытку.
Когда грудничок освоит жевание твердых предметов, начинайте прикармливать кусочками мягкого печенья, фруктов на полдник или обед. Сначала давайте по чуть-чуть, потом предложите откусить и пожевать самостоятельно. Но никогда не отставляйте беззубого младенца с большим печеньем одного, он может поперхнуться, откусив и проглотив огромный кусок.
Таким образом, начав приучение к положительному восприятию твердой пищи в 6 месяцев, мамы получат хорошо жующих малышей примерно через годик. Если начать позже, процесс затянется.
Важно! Все тренажеры для десен (грызуны, ниблер, марли с яблоками) мойте после каждого использования, а лучше кипятите. Детский ротик очень восприимчив к бактериям.
В каком возрасте ваш ребенок учится жевать?
Как научить жевать и глотать
Приучать малыша к жеванию можно с помощью простых методов. Выполняйте советы без психологического нажима, регулярно, и все получится:
- Вводите в рацион твердую пищу постепенно. Начинайте прикорм с 6–8 месяцев. Сначала попробуйте добавить в кашку кусочки фруктов, потом размельчайте супчик вилкой, без блендера, чтобы получалась неоднородная масса.
- В годик смешивайте жидкую еду с твердой в одной тарелке. Идеальный вариант – бульон с овощами, кусочками картофеля. Ребенку будет легче проглотить пережеванную массу с жидкостью. По мере обучения добавляйте бульон все меньше, пока ребенок не будет жевать и проглатывать только овощи, мясо, макароны.
- В 12–16 месяцев давайте твердые овощи на полдник целиком: морковь, яблоко. Если ребенку тяжело грызть твердую кожицу, очищайте ее.
Важно! Уточните у врача, когда можно давать ребенку тот или иной новый продукт из твердого сегмента. Ошибки при введении прикорма служат провокаторами проблем с приемом пищи, затруднениях в выработке навыков жевания.
А вот, что советует доктор Комаровский:
Еще несколько хитростей
- Начинайте обучать жеванию на любимых продуктах карапуза. Выбирайте любой, лишь бы процесс наладился. Но будьте осторожны: хлеб, печенье, сухарики, сладкие десерты в больших количествах ежедневно вредны для детского желудка.
- Показывайте пример поведения за столом и тщательного жевания. Обязательно совмещайте свой обед с приемом пищи крошкой. Демонстративно жуйте, глотайте, пусть поймет, как происходит процесс наглядно. Запретите себе есть на ходу, не жуя. Дети очень наблюдательны.
- Начинайте есть жесткую еду с маленьких порций. Для первого–третьего раза достаточно добавить в кашку 1 чайную ложку фруктов.
- Стройте мордочки с малышом возле зеркала, кривляйтесь. Веселье с мамой заменит артикуляционную гимнастику, разминку для мышц лица.
- Если ребенок хоть немного разговаривает, спросите у него, почему не жует пищу, которая в тарелке. Возможно, малыш сам раскроет тайну, проблема решится быстрее.
Еще много полезных советов вы почерпнете в этом коротком видео:
Что делать, если нужный момент упущен
Ребенку уже 2–3 года, а он боится есть твердую пищу, при попытке предложить вторые блюда отвечает рвотой, плачет. Такие ситуации встречаются нередко, если родители затянули с прикормом или пошли на поводу у желания крохи. В этом случае помогут советы логопеда, невролога:
- Начните процесс с самого начала. То есть полуторагодовалому малышу можно предложить ниблер, небольшие кусочки фруктов в каше, плохо размягченное пюре. Для первых обучающих обедов подойдет полутвердая пища.
- Делайте артикуляционную гимнастику. Вытягивайте губы в трубочку, широко улыбайтесь, имитируйте жевание возле зеркала. Делайте упражнения вместе с ребенком. Занятиям уделяйте не менее двадцати минут в день. Разбив подходы на три–пять минут.
- Используйте массаж языка как профилактику рвотного рефлекса. Цель занятий: активировать мышцы языка. После курса массажа язычок привыкнет к попаданию твердой пищи в горло, не будет ее выталкивать. Малыш перестанет задыхаться, бояться глотать кусочки, захлебываться.
Как делать: воспользуйтесь услугами профессионала или научитесь сначала на себе, потом проводите процедуру ребенку. Возьмите шпатель или палочку для осмотра горла, положите ее на язык и нажимайте, медленно продвигаясь к корню язычка. Если ребенок почувствовал страх, начал плакать, остановитесь. Продолжите на следующий день. Продвигайтесь глубже медленно, пусть на это уйдет две–три недели.
- Помогайте жевать руками. Дотрагивайтесь до лица, двигайте щеки, если малыш не против. В этот момент жуйте понарошку сами, комментируйте все действия.
- Провоцируйте желание жевать. Дайте попробовать вкусняшку, например мармелад, банан (маленький кусочек). А потом предложите кусочек побольше. Ребенок должен хотеть укусить его.
- Обратитесь к примеру других людей. Ходите на обед или ужин в гости, приглашайте семейные пары с детьми к себе. Изучая поведение ровесников, малыш быстрее научится жевать.
Советы семейных психологов
Для освоения навыка жевания, особенно в более старшем возрасте (1,5–2 года), важна психологическая обстановка и несколько простых хитростей:
- Придумайте сказку о пользу жевания. Рассказывайте увлекательную историю чаще. Не забудьте чуть устрашить начало, где герой не хотел кушать хлеб, мясо, но справился с ленью и научился всему.
- Расскажите о пользе правильного питания. Истории о работе внутренних органов нравятся детям после 2 лет. Уговорите малыша помочь желудку справиться с нагрузкой, обеспечить организм полезными веществами в твердом виде.
- Устройте соревнования. Кто лучше прожует мясо, у кого зубки острее и быстрее и т.д.
- Не жалейте времени и сил. На обучение после года уйдет больший срок.
- Не пугайте ребенка, даже если он поперхнулся, не бойтесь сами. В крайнем случае поможете малышу справиться с кашлем. Если карапуз видит, как напряжена мама, будет возбужден и напуган сам.
- Привлеките кроху к приготовлению еды. Пусть натрет овощи, посолит кашу и т.д. А потом съест результаты своего труда. Хвалить за любое проявление интереса, попытки пожевать нужно обязательно.
- Сервируйте стол вилками для вторых блюд. Нанизывать кусочки и класть их в рот вилкой гораздо интереснее.
- Крики, ругань под запретом. Пусть ребенок выплевывает приготовленное блюдо, морщится, протестует. За плохое поведение его можно только слегка пожурить и сделать расстроенный вид. Кричать, угрожать нельзя категорически.
- Не забывайте хвалить за достижения. Похвала для детей — лучший двигатель прогресса.
Важно! Заставлять есть насильно равнозначно издевательству над карапузом. По мнению доктора Комаровского, малоежек нужно оставить в покое на пару дней. Они сами прибегут на кухню с просьбой покормить. А настойчивость родителей в вопросе кормлений: их частоты, объемов съедаемой порции — провоцирует капризы и инфантильность.
Как стимулировать аппетит
Часто отсутствием желания кушать твердую пищу и вообще хорошо питаться страдают дети с плохим аппетитом. Вызывайте голод следующими способами:
- Не кормите насильно.
- Избегайте перекусов сладким, булками, соками из пакетов.
- Много гуляйте.
- Ведите активный образ жизни.
- Поите кисленькими компотами. Приготовьте отвар чернослива и добавьте в него семечки фенхеля.
- Следите за регулярностью стула.
- Включайте в меню отварные и сырые овощи.
- Давайте пить больше воды.
- Замените чаи на отвар шиповника, ромашки.
- Пропейте курс витаминов по назначению врача.
- Правильно проводите вскармливание. Продукты для прикорма давайте первыми, а потом смесь или грудное молоко.
Научить ребенка жевать, если он этого не хочет, давится или захлебывается, непросто. Но кто сказал, что растить детей легко. Проявите выдержку, наберитесь терпения, следуйте советам врачей, психологов, опытных родителей, и все получится.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_zhevat_tverduyu_pishhu.html
Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_zhevat_tverduyu_pishhu.html
Как научить ребенка жевать твердую пищу — рекомендации
С рождения до полугода младенца кормить просто — дали молоко или смесь, ребенок сыт и весел. Но когда приходит необходимость вводить прикорм, могут возникнуть первые трудности. Например, нужно научить ребенка жевать твердую пищу, когда зубов у него еще нет.
Постоянно перетирая блюда, мы оказываем лишь медвежью услугу своему малышу. Проблема за проблемой накатывают как снежный ком. И вот уже в 2, а то и в 4-5 лет детки не жуют, а попросту глотают еду. Это достаточно серьезно осложняет посещение детского садика, ведь там крохи питаются согласно санпинам.
Отсюда и первые заболевания желудка, нарушения сна. Далее, развивается неправильный прикус, неверная постановка речи, а из-за слабости мышц кроха не может держать закрытым рот. Вследствие чего наблюдается постоянное слюноотделение. Кроме того, нарушается овал лица.
Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно развивать жевательный рефлекс. В теории это, конечно, просто, а вот практика — довольно сложный процесс. Запасайтесь терпением, в работе пригодится все.
Когда ребенок начинает жевать
Обратите внимание на своего кроху, он сам подскажет, когда следует начинать приучать его жевать.
Если ребенок кусается, грызет все, что ему попадается, включая свои пальцы и маму, это говорит не только о том, что у него режутся зубки. Сигнал к тому, чтобы подкладывать «грызунки», крупные соски, резиновые игрушки — подойдет абсолютно все (безопасное, конечно).
Засовывая в рот различные предметы, кроха изучает их язычком, деснами, небом, внутренней частью щек. Это и помогает сформировать один из главных навыков — жевательный рефлекс.
Этапы формирования рефлекса
Чтобы родителям было проще, можно ориентироваться на так называемые возрастные рамки.
Конечно, у каждого ребенка они свои, но все же можно на что-то опираться.
До 6 месяцев
Педиатры рекомендуют начинать прикорм в 4-6 месяцев. В это время, помимо грудного молочка или смеси, маленькому человечку можно дать на пробу протертый в блендере кабачок или безмолочную кашку (в зависимости от того, с чего доктор рекомендует начать ввод новой пищи в рацион вашего чада).
Необычные вкусовые ощущения приводят в восторг младенца или заставляют кривиться. Это тоже провоцирует осваивать жевательный рефлекс.
Полезным будет следующее упражнение: представьте, что ребенок — это вы, как бы вам хотелось узнать, понять, что нужно делать? Покажите это сами.
Положите к себе в рот его пальчики, слегка прикусите их и немного пожуйте причмокивая. Затем сделайте то же самое, только наоборот. Пусть теперь он вас немного «поест».Это хороший контакт с ребенком, вы повеселитесь, а заодно и научите его этому сложному, на первый взгляд, делу!
7-8 месяцев
Детки уже во рту проделывают разные манипуляции с едой, чтобы почувствовать вкус. Это тоже первые кирпичики на пути к успеху. Когда рацион младенца начинает меняться от мягких к более шероховатым структурам, их язык и щечки больше двигаются, что помогает развивать жевательный рефлекс далее.
Предоставьте ему возможность самостоятельно себя покормить. Естественно, предстоит запастись терпением, ведь малыш учится, а это значит, что процесс будет долгим. Погримасничайте рядом со своим первооткрывателем. Покормите вместе с ним мишку, куклу, зайку. Пробуждайте в нем интерес к еде снова и снова, балуйте разнообразием и подачей.
Предлагайте ребенку сушки, бананчики и прочие фрукты или овощи. Многие мамочки сегодня пользуются ниблером как раз для этих целей.
В него помещают небольшие кусочки еды, а благодаря силиконовой сеточке в ротик попадает лишь сок. Кроме того, его удобно держать. Эргономичная ручка отлично ложится в ладошку крохи.
Теперь не стоит переживать, что он вдруг откусит кусочек и подавится, пусть жует на здоровье.
Если у ребенка заложен нос, отложите знакомство с ниблером до полного выздоровления.
1 год
В годик дети вовсю должны владеть ложкой и совершенно спокойно попадать ею в рот. Питание вашего чада расширяется. В меню теперь не только протертые кашки, пюреобразные супчики и рагу. Сейчас смело можно резать мелкими кусочками овощи и фрукты, тереть на крупной терке морковку. Помогайте ребеночку жевать и проглатывать полутвердую пищу. Но смотрите за тем, чтобы он не поперхнулся.
Это не говорит о том, что если годовалый малыш привык на ночь есть молочную кашу из бутылки, нужно заставлять его орудовать ложкой. А вот если в два-три года ребенок еще не жует твердую пищу, следует обратиться к специалисту. Врач определит, как действовать в сложившейся ситуации.
Конечно, эти советы не могут подойти абсолютно всем деткам. Если вы хотите, чтобы все было правильно, ориентируйтесь конкретно по своему маленькому человечку.
Возможные проблемы
Очень заботливые родители, которые переживают, что кроха подавится, и как можно дольше оттягивают процесс знакомства с густой едой, сталкиваются с рядом проблем:
- Неправильное кормление. Постоянно протертая пища приводит к тому, что маленький хитрюга впоследствии ленится жевать, ведь гораздо удобнее просто глотать. Это приводит к проблемам ЖКТ. Еда поступает крупными кусочками, грузно лежит на дне желудка и не переваривается как следует.
- Кроха не знаком с твердой пищей, он не знает, что делать и попросту выплевывает ее.
- Страх. Малыш может бояться глотать большие кусочки, от этого и желание жевать пропадает.
- Ребенок давится при кормлении твердой пищей, пытаясь ее проглотить. Начинает задыхаться, захлебываться.
- Срабатывает рвотный рефлекс. Такое происходит при попытке проглотить кусочек, или мама неправильно вводит ложку (слишком глубоко).
- Несформированные пищевые навыки. Кроха не может двигать языком из стороны в сторону, поднимать его к небу, собирать пищу в комок для глотания.
- Нарушение тонуса жевательных мышц приводит к тому, что у ребенка не получается сосать, глотать, жевать. Развиваются различные заболевания, что в дальнейшем влияет на речь.
- Ранний отказ от грудного вскармливания приводит к тому, что чадо получает смесь из бутылочки не напрягаясь. Некоторые родители еще и дырку в соске побольше делают, чтоб лучше проходила. На самом деле все в нашей жизни неспроста. Чтобы получить молочко из маминой груди, малыш трудится, напрягает свои артикуляционные мышцы. И это тоже способствует развитию жевательного рефлекса!
- Не хочет кушать, пока не включат мультики — современная проблема, которой пренебрегают многие молодые мамочки. Более того, заботливые родители специально включают мультфильм, чтобы ребенок хорошо и без каприза поел. Но в этом-то и проблема. Кроха отвлекается от еды и съедает больше, плохо пережевывает, у него не вырабатывается желудочный сок, так как он увлечен телевизором, а не поеданием пищи. От этого тоже возникают проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом.
Рекомендации Комаровского
Всеми любимый доктор Комаровский, на мнение которого ориентируются многие родители, советует:
- Проявляйте актерское мастерство, объясняйте почему сегодня не привычная для малыша пища, а густая, да еще и с какими-то кусочками. Например, расскажите целую историю, что в магазине баночки закончились, что блендер сломался и теперь эту работу придется делать вашему непоседе. Но он обязательно справится, ведь вы в него верите. Хрум-хрум, и готово.
- Скажите маленькому человечку, что вы устали, попросите помочь его, вручив вилку. Пусть ребенок сам разомнет, как сможет. Приготовьтесь, процесс будет долгим и мало опрятным. Но более выигрышным. Потому как самостоятельно приготовленная еда намного вкуснее.
Предложите крохе что-нибудь лакомое, но целым кусочком, например, мармелад, пастилу или зефир. Жевать будет. Отказ маловероятен.
Когда нужно учить
Приучить ребенка к твердой пище просто, если вы прислушиваетесь к нему. Примерно с 4-х месяцев малыш начинает проявлять интерес к тому, что там мама кладет к себе в рот, «А ну дай попробую!», и тянет ручки. Некоторые детки пытаются проверить, что находится у мамы во рту. Ощупывая губы, зубы, язык, ребенок интересуется, «Что ты, мама, делаешь?!».
Это для вас, родители, и должен быть толчок к тому, что пора. Но помимо гастрономического интереса, есть еще и физиологическая готовность организма. И как говорится в современных рекомендациях Минздрава РФ:
- К 3-м месяцем жизни созревает ряд пищеварительных ферментов, формируется местный иммунитет кишечника, созревают механизмы глотания полужидкой и твердой еды.
- Примерно к 6-ти месяцам пищеварительная система уже готова переваривать крахмал, белки и жиры, которые содержит немолочная еда. Но не забывайте о том, что желудок малыша невелик, поэтому продукты должны иметь высокую плотность энергии и микронутриентов.
Ориентир нужно держать на стул ребенка. Если вы видите, что в нем присутствуют кусочки непереваренных овощей и фруктов, значит, организм его еще не готов к тяжелой пище.
Способы приучения ребенка к жеванию
Если ребенок твердо решил, что жевать не будет, родителям необходимо очень постараться, проявить фантазию, чтобы интерес крохи не угас.
- Самый лучший вариант — садиться за стол всей семьей. Чтобы он видел, как едят другие.
- Можно слегка подергивать малыша за щечки, показывая на себе, как нужно жевать, при этом аппетитно озвучивая.
- Предлагайте ему пожевать грызунки, ниблер и многое другое.
- Расскажите крохе сказочку о том, как ворота открываются, самосвал груз сбрасывает, и как теперь все это нужно перемешать, тщательно прожевывая. Или устроить соревнования, кто дольше прожует. Ложечка за ложечкой, и ребенок научится самостоятельно хорошо разжевывать.
- Пригласите в дом гостей с детками постарше. Посадите всех есть. Пусть он посмотрит, как справляются другие.
- Учите своего маленького первооткрывателя жевать те продукты, вкус которых ему нравится.
- Делайте артикуляционную гимнастику, пусть это будет ваша игра. Задуть свечи, подудеть в трубочку или почистить язычком щечки, небо, зубки с внутренней и наружной стороны, свернуть язык в трубочку.
Специальные «тренажеры»
Раньше наши мамы и бабушки, чтобы почесать десны, а заодно и развить жевательный рефлекс, давали нам корочку хлеба, баранку, бублик, яблочко и морковку, так сказать, грызть.
Сегодня же многие производители облегчили участь мам и придумали ниблер, о котором мы уже говорили. Это большая соска с силиконовым мешочком в дырочку. В нее кладут кусочки фруктов и овощей, закрывают и вручают малышу. А он уже, в свою очередь, борется с ней, чтобы как можно больше выдавить сока.
Какой способ наиболее безопасный, решать только вам. Но с ниблером можно не переживать о том, что ребенок подавится кусочками еды. И безболезненно перевести его на полутвердую пищу.
Готовая баночная еда
Конечно, это очень удобный вариант. Особенно в дороге.
Но если вы переходите от мягкой пищи к шероховатым структурам, при покупке баночной еды обращайте внимание на рекомендованный возраст. С 8-10 месяцев на этикетке должно быть написано о специальных кусочках, которые учат жевать.
Огромный плюс, что с каждым днем крохе все интереснее то, что его окружает. Гастрономический вопрос тоже на повестке дня. И вы можете этим активно пользоваться.
Не торопитесь
Все нужно делать постепенно. Когда малыш появился на свет, мама кормит его грудным молочком. Ребенок получает самое нужное: воду, молоко, необходимую консистенцию. Постепенно маленький человечек растет и потребности его организма тоже. Все меньше он наедается и все больше нуждается в расширении своего меню. Теперь питаться он должен иначе. В ход идет прикорм.
Ежедневно мама вводит в рацион крохи один новый продукт, понемногу увеличивая количество ложечек. Но еда по-прежнему легкая, пюрированная. Затем продукты уже не нужно блендерить, достаточно лишь размять вилочкой. Теперь ребенок самостоятельно жует.
Советы родителям
- Активируйте работу мышц языка, преодолевая рвотный рефлекс. Проделывайте легкий массаж языка через марлю. При помощи деревянного шпателя постепенно продвигайтесь к корню языка и обратно, слегка надавливая. Положите за щечку ребенка марлевую салфетку и попросите его язычком вытолкнуть ее.
- Не забывайте делать артикуляционную гимнастику.
- Преодолевайте страх попадания в рот твердой пищи. Дайте ребенку твердый продукт или ниблер, пусть грызет.
- Постепенно переходите от протертой пищи к кусочкам. Предлагайте малышу самому измельчить свою еду.
- Вызывайте интерес у ребенка к процессу питания. Накрыв на стол, его приборы оставьте в стороне. Всей семьей с аппетитом и восхищением нахваливайте: «Как же это вкусно!». Когда маленький человечек подойдет к столу, не спешите его усаживать, наоборот, говорите, что здесь на всех не хватит. Ждите, пока не проявится устойчивый интерес, и только потом можете угостить, одной ложечкой. Напоминайте, что это ваша порция. Как только интерес пропал, отправляйте его из кухни. А если кроха тянется еще к чему-нибудь пожевать, смело усаживайте за стол.
Малыш всегда должен есть под присмотром родителей. Но делайте это ненавязчиво.
Отзывы
Наш сынуля тоже поначалу отказывался жевать. Но потом я начала делать ему маленькие бутерброды с маслом и сыром. Квадратики примерно 1 на 1 см. Они мягкие и очень вкусные. Видимо деваться ему было некуда, ел как миленький! Артур в более старшем возрасте начал пробовать жевать и то не все.
Например, макароны, кашки ни в какую не ест, а вот супчики с овощами и мяском пытается. Так что терпение, и все будет. Мы постепенно переходили от блендера к размятой вилкой еде. Варила суп, разминала его, мясо сначала блендерила, а потом руками разбирала на кусочки. Еще варила овощи большими кусками и давала разными нарезанными фигурками.
Жевали с удовольствием. Моя дочь постоянно «рвала» продукты, а потом засыпала, лишь бы не есть. Но терпение и труд все перетрут! В годик она уже сама орудовала ложкой и вилкой. Чтобы перевод был плавным, старались есть вместе, за одним столом. Я раскладывала продукты на ее тарелке по возрасту, но ей не предлагала, ждали, пока сама начнет требовать.
Конечно, поначалу она «развозюкивала» все, но постепенно научилась откусывать, а со временем не выплевывать, а жевать и глотать.
Как видите, развитие жевательного рефлекса у ребенка — не столько сложный, сколько усердный процесс. Он требует постоянного внимания со стороны обоих родителей.
Берите на вооружение советы из нашей статьи, но не забывайте оглядываться на своего малыша. И тогда все пройдет гладко!Как вы оцените данный материал?
Источник: http://EdaKarapuza.ru/pitanie/prikorm/kak-nauchit-rebenka-zhevat-tverduyu-pishchu.html
Как научить ребенка жевать твердую пищу
Если ребенок не хочет кушать вкусное печенье в год, если выплевывает все кусочки, мамы не переживают, а понимающе думают: ну и что, а чем там жевать? Я вот тоже несколькими зубами не смогла бы.
Но когда проходит полгода и другие малыши уже вовсю кушают все подряд, а вам приходится все перетирать, вы начинаете беспокоиться. Почему ребенок не умеет жевать, другие же умеют.
Неужели научить жевать тоже было надо? Что же делать? Это, действительно, на сегодняшний день достаточно распространенная проблема.
Почему возникают проблемы с жеванием
Чтобы потом не столкнуться с таким вопросом и не ходить по врачам, надо подумать, как научить дитя жевать раньше.
Смотрите, вы же думали как научить ребенка сидеть, или подкидывали ему упражнения для мелкой моторики, переживали, если он вовремя не начал ползать, так же и тут.
Начиная с полугода, если ребенок не хочет жевать, придется развивать этот рефлекс. Почему? Потому что именно в этом возрасте он начинает появляться, и этот момент нельзя упустить.
Вспомните, когда начали резаться зубки, вы вместо прорезывателя зубов могли дать малышу сушку или бублик и замечали, как он ее хватает и сует в ротик. Мамы думают, что так он пытается чесать десны, но есть еще причина – по плану в это время дети начинают пробовать жевать.
Если этот момент упустить и ничему не научить, то уже через пару месяцев, когда уже будут несколько зубиков, жевать ребенок уже не будет.
Поэтому первые навыки он должен приобрести еще до прорезывания первых зубов.
Около года, когда у малыша уже есть вдвое больше зубов, он опять в какой-то момент попробует что-то пожевать и даже глотнуть. Его надо поддержать в этом желании и воспользоваться моментом помочь и научить этому, иначе если вы подсунете снова пюрешку, то ребенок откажется от твердой пищи.
Все люди, а дети особенно, склонны предпочитать более легкие задачки.
В два года ребенок уж точно должен уже активно жевать и глотать твердую еду, даже если это не вполне получается.
А если он не хочет это делать, то кактогда научить ребенка жевать в два года? В этом возрасте уже нужно срочно принимать меры, поскольку именно сейчас активно развивается зубочелюстная система, организму необходима твердая пища, которая является гимнастикой для жевательных мышц, способствует слюноотделению, которое необходимо для пищеварительного процесса, и самому пищеварению. Поэтому, если в два года ребенок не жует, ищите причину, советуйтесь с педиатром и исправляйте эту ситуацию.Причины могут быть разные:
- Преобладание перетертой еды. Некоторые мамы боятся, что ребенок не сможет пережевать и поперхнется твердой едой, поэтому все превращают в пюре.
- Отсутствие навыков. Когда мамы не думают об этом, не вводят в рацион то, что можно пожевать, не дают сушки или прорезыватели зубов.
- Лень. Жевать – это значит выполнять некую работу, ну а кто будет работать, если можно отказаться от этого и тебе тут же дадут мягкое пюре, где работать не надо.
- Гиперактивность. Иногда рассеянность внимания может быть причиной. Ребенок никогда не сидит на месте, он все время куда-то бежит и по дороге закинуть в него пару ложечек пюре гораздо проще и быстрее, чем усаживать и просить скушать нормальную еду.
Подумайте, в чем причина, тогда будет проще решать проблему. Так как же научить ребенка жевать в два года и почему это так необходимо?
Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу
- Пережеванная пища лучше усваивается;
- Когда еда пережевана, из-за чего происходит слюноотделение, процесс пищеварения проходит правильнее и быстрее.
- Когда малыш жует, он чувствует вкус еды, это способствует его интересу к пище и формирует вкусовые привычки.
- Вместе с жеванием приходит навык глотания. Это важно для того, чтобы ребенок научился определять, сколько еды он может съесть за один раз.
- Жевание можно рассматривать как упражнения для развития челюстно-лицевых мышц, а это способствует развитию речи.
Как ни странно, чем больше малыш будет жевать, тем лучше он будет выговаривать слова.
К чему приводит неумение ребёнка жевать пищу
- Если ребенок не жует, значит, не вырабатывается слюна в достаточном количестве для нормального процесса пищеварения.
- От этого желудочный сок и ферменты кишечника не выполняют свои функции.
- Не работают челюстные мышцы, происходит ослабление десен, зубки могут выпасть раньше времени.
- Может произойти замедление речевого развития из-за отсутствия тренировки мышц языка.
- Появляется стойкий навык есть перетертую пищу, что в дальнейшем приведет к еще большим проблемам.
Когда надо начинать учить ребенка жевать
В народе говорят, что жевать ребенок должен начинать после семи зубов. Это где-то с 8-10 месяцев, у кого как.
Жевательный навык приходит вместе с развитием моторики, нервной системы и умением координировать свои действия.
В это время ребенок уже должен уметь сам переворачиваться (если не умеет, то обязательно нужно его учить переворотам со спинки на животик) и становится готов к работе деснами и язычком.
К тому же исчезает защитный рефлекс, задуманный природой, чтобы ребенок не подавился – это выталкивание язычка наружу, если в рот попадает что-нибудь твердое.
И таким образом к полугоду малыш уже должен уметь глотать что-то более густое, чем грудное молоко.
С 4 месяцев начинают появляться зубки и малыш учится контролировать свой язычок, это уже сигнал о необходимости первых шагов к принятию твердой пищи.
Кроме того, есть и другая сторона этого вопроса. Малыш может сам вам показать, что он готов учиться кушать по-взрослому. Если он с интересом наблюдает, как едят родители, открывает ротик и даже тянется попробовать – не упустите этот момент, время пришло и все получится.
Что делать, если время прошло
Во-первых, не паниковать, и в два года можно начать этому учиться, хотя надеемся, что эту статью вы прочитаете все же раньше. Ведь невозможного ничего не бывает, как во всем, что касается детей – запаситесь терпением и учите. Вам еще предстоит много интересного, например, учить его засыпать самостоятельно, это не менее сложно.
И в любом решении вопроса нужно быть мягкой, но настойчивой, спокойной и последовательной. И вам не лениться, и не позволять этого ребенку (кстати, воспитательные моменты во всех этих физиологических обучения присутствуют, да еще как). И делайте это обязательно, кризис первого года уже пройден, впереди кризис трех лет, до этого капризного периода ребенок должен уже многому научиться.
Методы обучения
Как же научить ребенка жевать и глотать? Собственный положительный пример.
Как вы себя ведете во время еды? Делаете ли вы это на бегу или сидите кушаете спокойно? Тщательно ли вы пережевываете пищу или глотаете целиком, как пеликан? Ради ребенка придется вам обратить внимание на себя в первую очередь, потому что ребенок вам подражает во всем. Накрывайте стол и садитесь всей семьей или только вы с малышом, в спокойной обстановке, и вместе кушайте. Научите, как надо жевать, долго, не торопясь и не набивая полный рот.
Как только вы вводите прикорм, сразу же приучайте ребенка к более твердой пище. Делать это надо постепенно, в знакомое уже пюре добавляйте по чуть-чуть кусочки еды, они должны быть мягкие и маленького размера.
Позже, с 8 месяцев, измельчать и перетирать пищу вообще перестаньте (вернетесь к этому потом, если у вас есть интересные блюда по этой теме). Пищу разминайте вилкой, оставляя мягкие куски пищи побольше размером и небольшие немного твердые частички. К году можно уже давать малышу твердую пищу, не смешивая ее с пюре. Пюре можно давать отдельным приемом пищи.
Если ребенок вначале отказывается от твердых кусков, потому что боится подавиться (для него это новшество пока представляет опасность), положите кусочек яблока или другого фрукта в ниблер и дайте пожевать. Приспособление неплохое, если у ребенка есть реальный испуг перед твердыми кускам. Если ниблера нет, положите в марлечку.У ребенка может быть даже рвотный рефлекс с выталкиванием кусочков изо рта. Педиатр может посоветовать вам массаж языка, покажет, как это делается.
В любом случае для ребенка это все происходит впервые и это так же интересно и страшно одновременно, как учиться кататься на велосипеде, поэтому помогите ему преодолеть этот страх, превратив процесс обучения в увлекательную игру.
Придумывайте сказки, почему нужно прожевать очень хорошо то, что лежит в тарелке, устройте соревнование.
Объясните ему, что взрослые жуют и если он хочет вырасти, нужно тоже научиться это делать, и тогда животик скажет спасибо, хорошо переварит еду, даст много витаминов, и ребенок будет здоровый и станет расти быстрее. Купите вкусный мармелад или зефир, если ребенку понравится их вкус, ему придется поработать челюстями.
Учите жевать вместе с теми продуктами, которые нравятся ребенку, чтобы он получал удовольствие, когда он держит их во рту и пытается учиться.
А также чего не сделаешь ради своей любимой еды, скорее всего, он ради этого и жевать будет готов учиться, и все, что угодно.
Не давайте большие порции, потом можно сделать добавку, если еда понравилась и процесс жевания не вызвал усталости и нежелания больше есть. Никогда не торопите малыша.
Детям с полутора лет можно давать в ручки длинные продукты, им это очень нравится, держать и самому откусывать (и, соответственно, откусив, ему придется это прожевать). Делайте артикуляционную гимнастику, которая развивает челюстно-лицевой аппарат.
Чем раньше вы начнете это делать, тем лучше. При ваших регулярных и правильных действиях ваше чадо обязательно научится все делать в лучшем виде. Как ни сложно это кажется, но в конце концов все дети прекрасно осваивают этот навык.
Рекомендации
- Прикорм нужно начинать вовремя. Одна из его задач – научить ребенка жевать. Прикорм рекомендуют начинать давать с пяти-шести месяцев, а малышам-искусственникам – на месяц раньше. В этом возрасте младенец уже готов совершать первые движения язычком и появляющимися зубками.
Если вы упустите этот момент, то ребенок будет тяготеть к привычной ему жидкой пище, которую можно кушать, не прилагая усилий.
- Еда должна быть вкусной. Да, не только взрослые любят гурманить, но и дети, которые сразу же поступают соответственно своему представлению – тут же ее выплевывают.
К тому же, продуктовые вкусы не всегда говорят о капризности малыша, их организмы тоже требуют вместо кабачка, например, бурячок или вместо овсяной каши – тыквенную. Вкус у малыша уже есть и если он не может что-то кушать, долго не заставляйте его, потому что при наличии нелюбимой еды еще и жевать просят – это уже слишком. Нужно проявлять понимание: у вас же тоже есть нелюбимые продукты.
Педиатрией считается, что приучать ребенка к какому-то продукту нужно пять раз. Если это не получилось сделать, то и после ваши попытки будут все так же безуспешны. Через полгода-год можно будет вернуться к этим продуктам – вкусы меняются, но пока так.
Есть такая бабушкина хитрость.
Приготовив вкусное блюдо (на ваш взгляд), помажьте им губки малыша и посмотрите, если еда ему не понравилась, он начнет морщиться, выражать недовольство и в этом случае вряд ли на этом фоне у вас получится еще и учить его жевать. Но если вкус ему понравится, то он слижет все, и тогда уже давайте ему ложку и учите работать деснами и язычком, скорее всего, еда будет съедена.
- Никогда не раздражайтесь и не повышайте голос. Ребенку и так нелегко. Спокойно, по-доброму все объясняйте, показывайте, если хочется, с юмором, придумывая на ходу веселые истории жевалок.
- Если вы сами беспокоитесь, что ваш ребенок может не проглотить кусочки еды или подавится, то точно ничего не получится.
Дети чувствуют мамины настроения, мамины страхи, и сами начнут беспокоиться, откажутся от такой «опасной» затеи. При этом реально подходите к этому вопросу, да, ребенок может слегка подавиться, поэтому никогда не оставляйте его одного, когда он ест твердую пищу.
- Как только прорежутся зубки, давайте ребенку погрызть кусочки морковки, яблочка, груши, сушку – это хорошее упражнение для дальнейшей разработки жевательного рефлекса.
- Обратите также внимание на то, что ложка должна быть небольшая и содержимое должно лежать в ней почти на кончике.
Таким образом, оно окажется почти на середине языка, а это самое лучшее для того, чтобы ребенку было удобнее обработать еду.
- Хвалите ребенка. Если он сам потянулся к продукту, который ему не запрещен по каким-то причинам, дайте ему его и похвалите. Получить желаемое – это всегда заманчиво, ребенок потянет это в ротик и, скорее всего, начнет жевать.
В этом материале мы увидим живой человеческий опыт мамы-блогера, которая рассказывает о своем нелегком опыте приучения ребенка к жевательному процессу.
Капризы выдерживать нелегко, а подобные науки с ними как раз и связаны. Заставить жевать достаточно непросто, но необходимо. Почувствуйте моменты, когда ребенок готов начать учиться этому. Не запускайте этот процесс.
Да, вам понадобится ваша сила и выносливость, ну а кто говорил, что будет легко? Зато потом вы сможете уже всю свою семью радовать своими кулинарными талантами и не задумываться о том, когда и как кормить. Поэтому держите в поле зрения результат, которого вы должны достичь, но никак не капризы маленького хитреца.
Если малыш будет знать, что вы так просто не сдадитесь, у него все сразу получится. Успеха вам в этом. А нам очень хочется узнать ваш опыт и передать его нашим читательницам. Для нас и для них это очень важно.
Как можно научить ребенка жевать Ссылка на основную публикацию
Источник: https://okrohe.com/mama-i-rebenok/sovety-po-vospitaniyu-i-obucheniyu/kak-mozhno-nauchit-zhevat.html