Время суток как ребенку объяснить

Содержание

Как ребёнка научить времени

Время суток как ребенку объяснить

Сейчас родители стремятся обучить своих детей навыкам определения времени пораньше, начиная с 5-6 лет.

Однако зачастую процесс обучения в этом возрасте даётся маленьким ученикам непросто, и максимум чего удаётся добиться – это понимания и определения ребёнком категории часа.

Как научить ребёнка определять время эффективно, что необходимо сделать для того, чтобы этот навык был освоен им легко?

Приступая к обучению, необходимо учитывать некоторые советы, о которых сегодня поговорим в нашей статье.

В возрасте 5-6 лет далеко не все дети уверенно оперируют математическим счётом до 60, и что ещё немаловажно – категорией кратности, понимание которой (числа, кратные 5, пять минут) необходимо для успешного освоения расчётов с минутными промежутками.

А вот обучение ребёнка, начатое в 7-8 лет, по наблюдениям родителей и педагогов, протекает гораздо проще и укладывается в 5-7 занятий.

В этом возрасте обучаемый быстро и легко схватывает основные моменты и уже через пару недель начинает свободно определять время.

Поэтому лучше немного подождать и приступить к занятиям тогда, когда вы заметили, что у ребёнка появилась потребность в определении времени.

Подготовительный этап. Общие понятия

Как научить ребёнка понимать время? Для того чтобы он быстро и без проблем обучился определять время, необходимо сформировать у него чёткое представление о времени суток, и по возможности привязать это представление к цифровому представлению на циферблате часов.

Обсудите с ребёнком четыре времени суток – «ночь», «утро», «день», «вечер». Расскажите, как соотносится режим его дня с этими понятиями, в какое время суток он просыпается, кушает, идёт на прогулку, и т.д.

Покажите часы. Желательно, чтобы циферблат был крупным, белым без отвлекающих рисунков и трудных для запоминания римских цифр.

Расскажите о свойствах двух стрелок, длинная указывает на минуты, короткая – на часы. Объясните, что это свойство постоянно для всех часов.

В дальнейшем для занятий по обучению времени вам понадобится сделать несколько макетов циферблатов самостоятельно, для того, чтобы в случае необходимости, можно было что-то написать или наклеить рядом с цифрами.

Макет часов. Можно сделать из белой одноразовой тарелки, стрелки – из кусочков картона, закрепив их посередине небольшим шурупом. Цифры подпишите маркером, оставляя небольшое место для пометок рядом с цифрой, если это понадобится. Позаботьтесь о разметке (пять делений) между цифрами, это важно. Разметка должна быть чёткой и крупной, ребёнок будет её пересчитывать.

Учимся определять ровное количество часов

На этом этапе необходимо добиться у обучаемого чёткого понимания категории часа. Для этого установите на учебном циферблате какое-нибудь время, допустим, три часа. При этом проследите, чтобы минутная стрелка находилась на двенадцати.

Акцентируйте внимание ребёнка на том, что позиция минутной стрелки – на цифре «12» означает «ровно» столько-то часов. Передвигая часовую стрелку, потренируйтесь в определении ровного количества часов.

Если вы смогли доступно объяснить ребёнку понятие «часы», то можно смело переходить к следующему этапу.

Учимся определять минутные промежутки часа – 5, 10, 15, 20, 25 минут

Именно на этом этапе будет актуально понимание ребёнком категории кратности. Установите на циферблате время – ровное количество часов, допустим, два часа.

Затем предложите пересчитать количество мелких чёрточек от цифры «12» до цифры «1», обратите его внимание на то, что их – 5.

После этого нарисуйте на небольшом кусочке бумаги цифру пять и положите её рядом с цифрой 1, но так, чтобы она не сливалась с единицей! Объясните, что это означит – пять минут третьего. Повторите процедуру несколько раз (отсчёт пяти минут, результат – название времени).

После этого покажите ребёнку, как считать минутные промежутки, не пересчитывая каждый раз от одного до пяти, а оперируя сразу пятёрками – 5, 10, 15, 20, 25 минут.

Постарайтесь, чтобы обучаемый легко уловил суть, что два промежутка по 5 – это 10 минут, 3 по 5 – это 15 и так далее.

Следите за тем, чтобы ребёнок не угадывал время, а мыслили логически. Тогда у него сформируется чёткая картина определения минутных промежутков.

Учимся объяснять половину часа

Это достаточно просто объяснить, закрыв половинку циферблата (вертикально) листом бумаги или вырезанным полукругом. Акцентируйте внимание на том, что понятие половины часа равно «30 минутам», потренируйтесь по-разному определять половину часа – «половина девятого» или «тридцать минут третьего». Закрепите эти навыки.

На этом этапе также важно, чтобы у вашего ученика сформировалось понятие первой половины часа – до 30 минут (начало часа), и второй половины – после 30 минут (окончание часа), так как научить ребёнка определять время без этих азов невозможно. Это поможет ребёнку определиться с расстановкой минутных промежутков: сейчас «пять минут первого» или «без пяти минут час».

Существуют альтернативные методы объяснить ребёнку время. Это представление временных промежутков в цифровом эквиваленте, когда люди говорят, называя цифры, «сейчас 15-20», «18-40» и так далее.

Однако немногим детям в возрасте 7-8 лет даётся уверенный расчёт пятёрками вплоть до 55 минут, поэтому, выбирая способ, как научить ребёнка понимать время, руководствуйтесь пониманием его индивидуальных особенностей.

Если ребёнок без проблем и с удовольствием занимается математикой и любит задачи на счёт, то второй способ, возможно, подойдёт ему больше.

Важные моменты

Старайтесь, чтобы обучаемый воспринимал не только цифровые величины временных промежутков, но и их альтернативные названия словами.

Примеры:

Половина: половина десятого = девять тридцать = тридцать минут десятого.

Четверть: без четверти пять = без пятнадцати пять.

Девять двадцать (9-20) = двадцать минут десятого.

Помните, что умение ориентироваться во времени – достаточно сложный навык, не требуйте от ребёнка быстрого усвоения материала. Активно закрепляйте и повторяйте полученные знания, и уже совсем скоро вы сможете услышать ответ на ваш вопрос, о том, «который сейчас час».

Развивающий мультик, как научить ребёнка определять время:

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/razvivayushhie-zanyatiya/rebenka-nauchit-vremeni.html

Учим ребенка определять время по часам с циферблатом

Время суток как ребенку объяснить

У родителей сегодня очень популярно развивать ребёнка как можно раньше. Не все понимают: развивать ребёнка и обучать – это не одно и то же. Малыш может понимать, как течёт время, меняются сезоны, месяцы, дни недели, день сменяет ночь.

Он может знать, на какие отрезки делятся сутки, но не определять, который час. Родители должны осознавать свою цель: они хотят научить малыша определять время суток по прибору с циферблатом или дать ему понятие о течении времени.

Эти задачи решаются в разном возрасте.

Родители зачастую не разделяют проблемы. Они хотят, чтобы дошкольник сказал, который час, то есть научился пользоваться механизмом со стрелками. Но последовательность обучения должна быть другая.

  1. Сначала нужно понимать, что время движется, наблюдая за приметами его течения (с самого раннего возраста).
  2. Потом малыш должен осознать: существуют повторяющиеся отрезки времени (лет с трёх).
  3. И на последнем этапе дошкольник должен познакомиться с часами — прибором для измерения времени, отсчитывающим часы, минуты и секунды (не раньше 5 лет). Только после этого учим разбираться в сложной часовой системе, определять, который час (6-7 лет или даже в младшей школе).

Если не прилагать специальных усилий, младший школьник различает времена года, части суток, понимает, что секунда меньше минуты. А вот ориентироваться по часам не умеют даже некоторые пятиклассники, хотя мы учимся этому в школе. Так происходит потому, что на всех электронных устройствах, в интерьере сегодня нет циферблатов.

Советы родителям, как начать обучение

  • Не торопите события. Нельзя требовать от ребёнка умений только потому, что сын подруги такого же возраста уже бойко говорит: «Сейчас полседьмого». Дождитесь естественного вопроса малыша.
  • Чтобы возник вопрос, человек должен увидеть проблему. Повесьте в детской комнате часы. Цифры на них нужны арабские, если ребёнок уже знает цифры. Или любые, если он цифр не знает. К циферблату обращайтесь постоянно. Иногда полезно сообщать: «Большая стрелка стоит на 8, а маленькая на 12 – восемь вечера, пора спать. Или: «Большая стрелка стоит на 1, а маленькая на 12 – час дня, пора обедать». Не объясняйте: «Если маленькая стрелка.., а большая стрелка…». Вспомните, вас так нудно не учили. Дошкольники, малыши учатся не так, как школьники.
  • Схитрите, добейтесь вопроса, просьбы. Пообещайте сюрприз через 20 минут. Дети нетерпеливы, последует вопрос: «Долго ждать?» Здесь расскажите, что показывают часики.

Что должен знать ребёнок, чтобы определять время по часам

  1. Уметь считать до 60.
  2. Знать, как пишутся числа от 1 до 12.
  3. Уметь считать через 5 (то есть таблицу умножения на 5). Этот навык необязателен, его можно развить, изучая циферблат.

Три способа подготовки к обучению детей разных типов

  1. Для детей-практиков. У 3-5-летних преобладает предметно-действенное мышление. Они понимают, учатся, когда сталкиваются с предметом, рассматривают его, трогают, производят действия. Такому ребёнку придётся пожертвовать часики, самые обычные, без стекла.

    Чем меньше ребёнок, тем больше нужны стрелки (будильник не подойдёт). Существуют специальные игрушечные часы-конструкторы. Игрушку-часы нужно сначала собрать из сегментов, потом прикрутить к ней стрелки, закрепить по местам цифры.

  2. Для детей-художников. Нарисуйте циферблат.

    Удобно рисовать на картонной тарелке, если её слегка расплющить. Можно просто на картоне. Взрослый делит круг на 12 сегментов, как пирог. Ребёнок — подпишет цифры, если он уже умеет писать. Малыш с удовольствием разукрасит каждый час-сегмент в любимые цвета.

    Ребёнку с преобладающим образным мышлением легко будет «увидеть» каждый час: один — зелёный, как трава; два – малиновый, как малинка, три – серый, как слон…

  3. Для детей-логиков. Наглядность им тоже нужна, особенно дошкольникам. Но только этот тип детей способен воспринимать рассуждения родителей.

    Только им хорошо бы ответить на вопрос «Долго ждать?» так: «Осталось ждать 20 минут. Я дам тебе игрушку, когда маленькая стрелочка будет стоять на цифре 5, а большая пройдёт 4 деления».

Объясняем pебёнку-практику

Ребёнку-практику дать в руки часики со стрелками. Предложить ему подвигать одну из стрелок. Показать, что стрелки связаны. Объяснить, в какую сторону они движутся. Дать понять, что большая движется быстрее, чем маленькая. Показать, что большая стрелка совершает целый круг, пока маленькая перемещается на 1 деление.

Такому ребёнку нужно поменьше объяснять, а показывать. Установить время на 1, 2, 5 и называть: это 1 час, это 2, это 5. Так же объяснить понятия «половина», «четверть», «без четверти».

Если ребёнку меньше 5 лет, на этом объяснения можно прервать. Если малыш хорошо считает до 100 и, главное, имеет понятие о составе числа, то есть понимает, что 60 минут – это 5+5+5.., научите его определять точное время.

Состав числа изучается в первых двух классах школы.

Объясняем pебёнку-художнику

Ребёнку-художнику, после того как он разрисует свой циферблат, помочь придумать сказку, которая объяснит перемещение стрелок. Например, такую.

Сказка о сёстрах-стрелочках

Жили-были две сестры: часовая и минутная стрелки. Минутная стрелка была старше, длинная и стройная. Часовая стрелочка была маленькая, очень медлительная. Минутная всё время тянула за собой часовую. Минутная привела часовую на зелёную поляну (первый сегмент) и побежала дальше.

Она уже целый круг обошла, а маленькая сестричка часовая только на малиновую грядку переходит (второй сегмент).

Подвинулась длинная минутная стрелка с зелёной поляны на малиновую грядку – часовая чуть-чуть пошевелилась, дошла до цифры 6 – черничного островка – часовая до середины малиновой поляны доползла…

Маленькая стрелочка так хотела большую догнать, но Фея её остановила. Она сказала: «Если вы обе будете двигаться быстро, никто не сможет успеть вовремя».

Пока сестричка минутная стрелка проходит 12 раз по 5 минут, сестричка часовая проходит только одно деление, но для неё это час. Одна и та же полянка для часовой – час, для минутной – 5 минут.

Две полянки – два часа для одной, 10 минут для другой…

Рассказывая сказку, нужно всё показывать, лучше предложить ребёнку изображать самому. Стрелочки можно сделать из карандашей или кисточек разной длины, вырезать и подписать, оформить в виде человечков.

Задачи тоже должны быть сказочные.

Например: где окажутся сёстры в 7 часов 27 минут; часовая стрелка пришла на цифру 7, где будет минутная; часовая стрелка прошла четверть полянки васильков, где будет минутная?

Объясняем pебёнку-логику

Традиционные объяснения подходят ребёнку-логику. Чем младше ребёнок, тем нужнее для него сопровождать каждое утверждение демонстрацией. После того как у дошкольника возникнет вопрос, ему нужно рассказать, что часы измеряют время, которое проходит за сутки.

За 24 часа часовая стрелка делает два круга. Минутная – 24 круга. Половина времени – это ночь, нужная для сна и отдыха. Другая половина – это день, когда учатся, играют.

Не забудьте показать, в какую сторону движутся стрелки, обратить внимание на то, что часы соответствуют движению времени в одну сторону, вперёд.

Дальше расскажите о часовой и минутной стрелках. Потом покажите: одно деление соответствует 1 часу для часовой стрелки и 5 минутам для минутной. Посчитайте с дошкольником, сколько минут в 1 часе. Определите, сколько минут пройдёт, когда минутная стрелка переместится на 2-3-4 деления. Решите, сколько минут не хватает до целого часа, если минутная стрелка стоит за 2-3-4 деления до 12.

Закрепление знаний

Тренируйтесь не менее одного раза в день в течение месяца. Старайтесь сделать это время нескучным и интересным. Недопустимо принуждать дошкольника к занятиям. Единственный путь – заинтересовать. Способы решения задач разные: двигать стрелки, рисовать циферблат, составлять распорядок дня, узнавать время. Способ решения зависит от каждого человека, его возраста.

Ребёнку-логику можно предложить составить распорядок дня. Если он не знает цифр и букв, время можно не писать, а рисовать на циферблате, а дело изображать в виде схематической картинки-символа: ложка – обед, книга – учёба, кровать – сон. Для ребёнка-художника картинки могут быть большими, подробными.

Ребёнку-практику можно предложить показать на часиках, когда нужно обедать или спать.

Задачки-игры для закрепления умения ориентироваться по часам

  • Который час? Пусть ребёнок ответит. А потом предложите ему поспрашивать вас.
  • Нарисуй часики. Простое, но очень эффективное задание.
  • Нарисуй время. Нужно сделать много заготовок циферблатов. Вы называете – ребёнок изображает.
  • Узнай время. Вы готовите несколько нарисованных циферблатов, на которых указано время подъёма, завтрака, обеда… Просите выбрать часы-обед, сон, подъём.
  • Сделай вовремя. Приготовленные циферблаты нужно расположить по порядку по времени суток.
  • Помоги Золушке (или другому герою) всё успеть. Нужно приготовить циферблаты с нарисованными сроками, карточки с написанными, нарисованными делами. Ребёнок должен подобрать соответствующие.

Что делать, если ваш взрослый ребёнок не умеет пользоваться прибором с циферблатом

  • Не паниковать. Ученика 3-6 класса можно научить быстро, ведь он умеет считать, всё знает об отрезках времени и приборе для их измерения.
  • Объяснить школьнику, не делая скидки на возраст. Смело рассказывайте о секундах.
  • Купить симпатичные часики с циферблатом или найти в телефоне-смартфоне вашего сына или дочери.
  • Проанализировать, почему ваш ребёнок не усвоил эту тему в младшей школе.

Всему свое время. Не торопитесь обучить ребенка как можно раньше и не упустите время наиболее благоприятное для усвоения понятия о времени.

Будьте внимательны к своему ребенку и вы сами поймете когда он готов к усвоению новой информации. 

Источник: https://myintelligentkids.com/uchim-rebenka-opredelyat-vremya-po-chasam-s-ciferblatom

10 простых шагов, как научить ребенка понимать время на часах

Время суток как ребенку объяснить

Ориентироваться не только в пространстве, но и во времени важно для малыша даже дошкольного возраста. Как же научить ребенка определять время на часах?

Прежде всего, запасись терпением. Ни в коем случае не ругай малыша, если он не может справиться с каким-либо заданием. Лучше похвали его за старания, а плохо усвоенный материал закрепи еще раз.

Помни, что успех, прежде всего, зависит от тебя и умения все объяснять просто и интересно.

1 Определи, готов ли ребенок к изучению

Как научить ребенка определять время? Для начала нужно понять, готов ли твой малыш к восприятию информации. Существует несколько базовых факторов, по которым можно это определить.

  • Ребенок понимает значение времени суток.
  • Он умеет считать хотя бы до 60, а лучше — до 100.
  • Он может визуально различить цифры и понимать их значение.
  • Он умеет писать цифры.

В среднем обучение начинают в пять-семь лет. Но и до этого можно освоить базовые понятия.

  1. Активно привлекай ребенка к совместному планированию семейных дел (планируй как совместные семейные выходы в свет, приближающиеся праздники, так и личные дела ребенка: подготовку картины на выставку в сад или уборку комнаты, чтобы появилась возможность пригласить ребят в гости).
  2. Начни вести с ребенком календарь природы (отмечай смену времен года, записывай с ребенку наблюдения за тем, как все расцветает или, наоборот, увядает, готовится к зиме).
  3. Используй в речи названия дней недели (используй любую возможность, чтобы назвать их ребенку: «Сегодня пятница, ты идешь в сад, а завтра будет суббота — выходной. В сад не идем», «Я говорила, что в четверг мы купим тебе краски? Сегодня четверг, идем в магазин», «Посмотри как тепло сегодня. Это июль месяц. Середина лета»).
  4. Соблюдай режим дня и расписание (планируй разные дела на определенные дни недели, например, в пятницу вечером вся семья смотрит мультфильмы, в субботу — совместная уборка квартиры, а по воскресеньям в гости приходит бабушка).
  5. Заведи таймер для игры и развлечений («У нас с тобой есть еще 15 минут на игру, я включу таймер, и мы будем играть, пока он не прозвенит»).
  6. Повесь календарь (идеально подходит отрывной календарь — отрывая от него каждый день по листочку, ребенок может в буквальном смысле прочувствовать, что такое течение времени).
  7. Начинай учить время по часам (часы с подвижными стрелками подходят для этого идеально).

2 Дай общую информацию

Для начала расскажи все, что ты знаешь о времени сама. Тебе эти знания, скорее всего, кажутся элементарными и, возможно, ты даже не понимаешь, что же тут можно объяснять. Однако начать придется с самых азов.

Вначале необходимо сказать, что время движется только вперед и не может идти назад. Можно обратить показать движение стрелок на циферблате, объяснив при этом, что в обратную сторону они идти не могут.

Следует упомянуть о временных составляющих: часах, минутах, секундах. Далее необходимо перейти к суткам. Здесь можно задействовать уже знакомые категории (день и ночь). Надо сказать, что в совокупности они составляют 24 часа (сутки).

Если ребенку тяжело различать утро, день, вечер и ночь, в его комнате можно повесить красочный плакат, иллюстрирующий распорядок дня. 

Затем следует объяснить, что все взрослые люди живут по времени. Они ориентируются, когда им нужно вставать, завтракать, идти на работу. 

3 Покажи циферблат

Внимательно осмотри вместе с ребенком часы и циферблат. Предложи малышу посчитать минутные деления. В одном часе их 60: если стрелка сдвигается на одно деление, это значит, что прошла одна минута. 

4 Объясни значение стрелок

Теперь пришло время узнать, зачем же нужны стрелки и что они собой представляют.

Начни с того, что стрелки различаются по своей длине: одна из них длинная, а другая — короткая. Длинная отвечает за минуты, а короткая — за часы. 

При помощи часов продемонстрируй, что минутная стрелка движется быстрее и, когда она уже проходит целый оборот, часовая сдвигается всего на одно деление.

5 Расскажи про количество часов в сутках

Посвяти отдельное занятие изучению количества часов в сутках. Двигая стрелки на игрушечном или настоящем циферблате, покажи, как выглядит один час дня и далее со всеми последующими цифрами. 

Закрепи пройденный материал, задавая уточняющие вопросы, пока ответы не дойдут до автоматизма.

6 Посвяти время изучению минут

Теперь ребенку предстоит освоить минуты. Чтобы ему было проще, обрати его внимание, где находится часовая стрелка — между какими делениями и куда она движется. Задавай наводящие вопросы.

Затем постепенно переходи к изучению четверти часа (или 15 минут). Это очень важный момент, поэтому пропускать его ни в коем случае не стоит.

Подели часы на сектора. Посчитай вместе с малышом количество делений в одном секторе. Для более легкого запоминания изобрази на циферблате кусочки пирога, края которого будут соответствовать промежутку в 15 минут. Попроси ребенка закрасить каждый из них разным цветом.

Более подробно о том, как научить ребенка определять время по часам, ты узнаешь в следующем видео:

7 Закрепи изученное тренировкой

Когда ребенок узнает о часах достаточно много, попробуй предложить ему выполнить следующее задание. Вырежи большой картонный круг и попроси самостоятельно заполнить его. В качестве стрелок могут быть использованы деревянные палочки от эскимо или вырезанные кусочки картона, а числа необходимо написать самостоятельно.

Далее попроси показывать стрелками то время, которое ты называешь. И наоборот, сама выставляй стрелки, а ребенок должен будет определить, сколько времени они означают.

8 Преврати определение времени в игру

Когда ученик уже достаточно хорошо научится разбираться во времени по часам, предложи ему сыграть в легкую игру на воображение.

Ты двигаешь стрелку, он видит, какое время ты выставила, и начинает изображать, чем обычно в этот период он занят. Например, в три часа гуляет с собакой, а в десять — ложится спать.

9 Подари малышу часы на руку

Как быстро научить ребенка определять время? Не секрет, что дети очень любят подражать взрослым. Оказывается, дети, которым в возрасте от пяти до восьми лет подарили наручные часы, практически сразу научились по ним определять время. 

Кстати, ты можешь сделать самодельные часы вместе с ребенком, и это тоже послужит прекрасным уроком по изучению часового механизма и определению времени.

Все, что тебе для этого понадобится:

  • втулка от туалетной бумаги;
  • несколько листов цветной бумаги;
  • ножницы;
  • две линейки (обычная и с кругами);
  • клей;
  • фломастер.

Поэтапный процесс создания поделки ты увидишь в галерее ниже:

10 Не забрасывай практику

Если ребенок уже прекрасно разбирается во времени, ты можешь периодически (3-4 раза в день) невзначай спрашивать у него: «Сколько времени?». Так ты доведешь ответы до автоматизма, и этот вопрос в будущем не будет вызывать у него никакого затруднения.

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/533252-10-prostyh-shagov-kak-nauchit-rebenka-ponimat-vremya-na-chasah/

Как научить ребенка определять время

Время суток как ребенку объяснить

Как формируется понимание времени, чувство времени у ребенка? Как объяснить малышу то, что нельзя увидеть и пощупать? А как вы ощущаете время? Для вас оно летит незаметно, тянется очень долго или вы прекрасно распоряжаетесь своим временем? Какой бы ни был ответ, всегда можно научиться управлять своим временем вместе с ребенком.

Для чего ребенку понимать время

Ориентирование во времени и пространстве – это базовые навыки, и закладываются они в дошкольном, младшем школьном возрасте. Вовремя научим ребенка – ускорим его дальнейшее развитие. Нужно помнить, что это процесс длительный, не на один год.

Понимание временных промежутков, того, что время нельзя остановить, вернуть назад; что оно идет только вперед, и его можно измерить – это то, что даст ребенку изучение этого важного вопроса. И это далеко не полный список, восприятие времени ребенком поможет ему:

  • приучиться к дисциплине;
  • легче соблюдать режим дня;
  • постепенно научиться планировать свое время;
  • организованный ребенок вырастает успешным взрослым.

Когда начать

Начать обучение ребенка понимать время по часам можно в 3 года, в 4-5 или 6-7 лет. Решать вам. Психологи и педагоги советуют приступить к обучению примерно в шестилетнем возрасте, когда ребенок умеет считать до 100 и складывать цифры. Знание таблицы умножения на 5 тоже может помочь в этом.

Значит ли это, что не нужно затрагивать тему времени до достижения ребенком шести лет? Нет. Даже младенец чувствует смену дня и ночи. Подрастающего малыша постепенно знакомим с понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь». Рассказываем, какое время суток для сна, игры, прогулки.

Ближе к двум годам изучаем времена года, месяцы и дни недели. Планируем режим дня вместе – малыш узнает, что такое до и после, какие бывают отрезки времени.

«После завтрака посмотрим мультик», «будем гулять до обеда», «почитаем книжку перед сном», «через 10 минут пойдем играть», «через час придут гости» – так и приходит время для ребенка знакомиться с часами.

Играем с малышами

Почему играем? Так ведь в игре обучение проходит легко и приятно, не утомляя деток. В 2,5 – 3 года это будут игры во времена года, в части суток, затем и знакомство с циферблатом, стрелочками, часами и минутами.

В помощь родителям всевозможные мультики про времена года, слайды, книги, яркие картинки, ассоциативные карточки, лото с картинками, тематические стихи. Что-то можно приобрести в магазине, часть самим смастерить или распечатать из интернета. Хорошо работают ассоциации.

  • Зима – холодно, снег, лед, Новый Год, Дед Мороз, елка, теплая одежда, санки.
  • Весна – тает снег, первые почки, первые зеленые листочки, первые подснежники.
  • Лето – солнечно, жарко, море, песок, ягоды, фрукты, мороженное, легкая одежда.
  • Осень – листья желтеют и опадают, дожди, зонт, резиновые сапоги, птицы улетают на юг.

Можно использовать карточки, картинки или лото для этой игры. А можно поиграть и в слова. По такому же принципу строится игра в части суток. Показывайте детям картинки, обращайте внимание на то, что происходит за окном.

Солнце высоко или низко, на улице смеркается или уже темно. Привязывайте ко времени суток конкретные действия малыша. Утром – проснулся, умылся, почистил зубки, покушал. День – игры, прогулка, обед, дневной сон и так далее.

К 4-5 годам ребенок обычно знает цифры от 1 до 20, можем приступать к изучению стрелок. Обратите внимание, в какую сторону двигаются стрелки, как называются, чем отличаются.

Одна короткая – показывает часы вторая длинная – отсчитывает минуты. Первая стрелка часовая, передвигаем ее по кругу и спрашиваем ребенка, который час она показывает.

Покажите малышу, что в это время минутная стрелка на 12.

Получается? Переходим к минутной стрелке. Покажем, что она делает полный оборот за час. Как показать отрезок времени 5 минут? Сдвинем стрелку с 12 на 1, потом с 1 на 2 – это 10 минут и так далее. С половинами и четвертями не спешим, ребенку сложнее их усвоить. Пока двигаем стрелку по кругу и считаем пятерками.

Игры с часами для старших деток

В 6-7 лет учиться определять время по часам для ребенка легче. У него активно развивается логика, внимание и память. Ребенок за несколько занятий поймет, как обращаться с часами, и время для него уже не будет таким абстрактным понятием.

В этом возрасте дети хорошо усваивают временные обозначения, правильно их употребляют. Сложности все еще возникают с пониманием временных интервалов.

Ребенок часто не знает, сколько же длится минута, 5 минут, … Кто-то думает, что за это время можно успеть покушать, сходить на прогулку, в магазин.

Как часто мы слышим: «Мама, пожалуйста, еще 5 минут!», а через условленное время видим искреннее удивление ребенка. Это время прошло незаметно для него.

Обучение шестилеток проводим тоже в виде игры. Играем со стрелочками настоящих часов или муляжа, рисуем и раскрашиваем часы и дорисовываем стрелочки.

Играем, как и с пятилетками, но уже комбинируем стрелочки – часовую и минутную. Устанавливаем стрелки в любом положении и просим ребенка назвать время.

Получается хорошо? Можно усложнить задание, попросив его записать полученное, как на электронных часах.

Следующий шаг – мы называем время, а ребенка просим расположить правильно стрелки. После этого переходим к изучению отрезка времени длиной в минуту.

Детям довольно сложно ориентироваться в коротких промежутках времени. Справиться с этим поможет одна простая и увлекательная игра «сколько дел можно сделать за минуту». Кто-то нарисует рисунок за это время, кто-то выпьет сок и съест все печенье.

На что способен ваш ребенок? Играем, экспериментируем, находим свои варианты, засекаем одну минуту, две, пять. Пусть процесс обучения будет веселым и забавным. Засекаем, сколько времени уходит на повседневные дела – завтрак, умывание, чистка зубов, одевание, прогулка, мультик.

Можно подарить ребенку красивые наручные часы или яркие, веселые часы с крупными цифрами в детскую.

Четверть, половина, час

Когда ребенок немного разберется с часами, сможет называть время, можно приступать к изучению таких понятий, как четверть и половина. Для наглядности нарисуем часы и заштрихуем или раскрасим отрезок в 15 минут, в 30 минут. Объясним, как понимать выражения «без десяти минут», «без пятнадцати минут». Расскажем, что без двадцати час это 12 часов и 40 минут.

Отличным примером может послужить яблоко. Целое яблоко – час. А если разрезать на две половины? На 4 части?

Наглядным пособием для ребенка может быть разрезанная на четыре части круглая пицца, круглый торт или пирог. За какое время ребенок сможет съесть кусочек? За четверть часа или быстрее? Предлагаю поиграть, это будет по душе любому ребенку.

Часы своими руками

Заниматься можно на любых часах с циферблатом, настоящих или муляже. Может быть, вы задавались вопросом о том, почему именно механические часы, когда у каждого ребенка есть различные электронные гаджеты.

Да и время так выучить кажется проще, но это неправильное решение. Электронные часы не дадут представления о ходе времени.

Не стоит переживать, ребенок легко перестроится на электронные часы после обучения на механических.

Для того чтобы научить ребенка понимать время по часам, можно купить часы-муляж. Еще лучше смастерить самим. Это очень просто и не займет много времени. Вариантов очень много, выбирайте то, что подойдет именно вам.

Часы из двух одноразовых пластиковых тарелок – на одной тарелке пишем цифры от 1 до 12, на другой минуты – 5, 10, 15 и т.д., добавляем самодельные стрелки. Все скрепляем между собой кнопкой и надрезаем края тарелок. И приступаем к занятию. Можно взять две тарелки разного диаметра. На меньшей пишем часы, на большей – минуты. Скрепляем так же, только не надрезаем.

Часы можно сделать из картона. Берем квадратный лист картона, чертим круг циркулем или обводим тарелку. Отмеряем центр, рисуем цифры, вырезаем из картона стрелки. Все скрепляем. Можно оставить часы квадратными или вырезать круг. Или предложить ребенку поучаствовать и придумать свой дизайн. Ему будет вдвойне интересно заниматься по часам, сделанным своими руками.

Закрепляем результат

Занятия с ребенком эффективны, когда они непродолжительные и проводятся регулярно, в игровой и доступной форме. Занимайтесь каждый день и с удовольствием, не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится. Проговаривайте время вслух, обращайте его внимание на стрелки, в каком положении они находятся в данный момент.

Не торопите своего ребенка, у каждого свой темп развития, в частности в понимании времени. А полное понимание приходит лишь к десяти годам. Используйте на практике новые знания. Дайте ребенку возможность самому говорить, который час. Он может напоминать вам, что через 5 минут нужно включить мультик, а через полчаса вы договорились почитать вместе книжку.

Скоро он привыкнет пользоваться часами, определяя в какое время пора выходить из дома или ложиться спать.

Научившись планировать время, ребенок станет ответственным и перенесет этот навык в свою взрослую жизнь. Стоит объяснить ребенку, что такое пунктуальность.

Не опаздывайте и вы, берегите свое время и не растрачивайте его по пустякам. Самый действенный метод – своим примером показывать малышу, как важно успевать вовремя.

И еще важнее успевать любить своего ребенка и уделять бесценное время ему.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2017/12/kak-nauchit-rebenka-opredelyat-vremya/

Как научить ребенка определять время по часам

Время суток как ребенку объяснить

Понятие времени не простое. Оно абстрактное. Педагоги и психологи считают, что лучший период, когда стоит познакомить ребенка с концепцией времени – это  5-6 лет.  Именно в этот период он активно начинает интересоваться этой темой.

Детям младшего дошкольного возраста стоит рассказать о более простых понятиях – времена года, время суток, месяц, дни недели, понятие сначала и потом,  которые так или иначе связаны между собой.

  Это научит ориентироваться и представлять себе, что же такое время.

После этого уже можно переходить к тому, чтобы объяснять более сложные вещи – что такое час, минута, секунда, как понять, который час, как определить время по электронным и механическим часам.

Чтобы научиться понимать время на часах со стрелками, не обойтись без рассказа о циферблате, цифрах, видах часов. Подскажите, что именно по ним вы определяете, когда нужно вставать, завтракать, идти в сад или на работу, обедать, ложиться спать и т.д.

Песчинки текут, секунды бегут. — Все о видах часов для детей

Покажите ребенку хотя бы три основных вида часов, которыми мы пользуемся в нашей жизни: механические, электронные и песочные. Объясните, что показывают стрелки, как они двигаются и как в зависимости от расположения они показывают время: не забудьте упомянуть, какая стрелка показывает часы, а какая минуты, что значат черточки на циферблате.

Посчитайте вместе количество черточек на циферблате. Это даст понять, что в часе 60 черточек, то есть 60 минут.

  Стрелки двигаются по кругу в одном и том же направлении, которое мы называем «по часовой стрелке». Часовая стрелка двигается медленно и совершает один круг за 12 часов, а минутная за один час.

Как только минутная стрелка завершила оборот, часовая сдвигается на одно большое деление.

Между большими черточками, которые показывают часы, есть еще маленькие черточки – это минуты. Интервал между двумя большими черточками составляет  5 минут. То есть мы в любой момент можем посчитать, какое количество черточек прошла минутная и часовая стрелка и сказать, сколько сейчас времени.

Объяснить все это наглядно поможет вот этот ролик:

Обязательно напомните малышу, что в сутках у нас 24 часа. А часы могут показывать по-разному. К примеру, механические часы имеют возможность показывать только 12 часов. А вот электронные чаще всего показывают все 24 часа. То есть 18:00 и 6 вечера – это одно и то же время.

Отличный прием: время от времени смотреть на часы и говорить, сколько сейчас времени, обращать внимание малыша на это, проговаривая вслух: большая стрелка стоит ровно на 12, а маленькая на 3, значит сейчас ровно 3 часа.

Пусть он учится, смотрит, как вы определяете время – подайте ему пример, ведь дети очень любят подражать взрослым. Кроме того, можно периодически звонить по телефону в службу и спрашивать точное время, а перед звонком попросить ребенка попробовать угадать, который сейчас час.

Игры, которые помогут научиться определять время по часам

Очень простая игра, с помощью которой можно дать малышу понять, что такое секунда. Просто спросите у ребенка, что можно сделать за секунду и предложите попробовать варианты:

  • открой рот;
  • закрой глаза;
  • хлопни в ладоши;
  • топни ногой;
  • подними руку вверх;
  • покажи язык и т.д.

Ребенок дальше продолжит сам))) А игра превратиться в веселое времяпрепровождение, которое оставит после себя важные понятия.

Развиваем чувство времени у ребят

Это не менее важно, чем объяснение понятия времени. Это практическая часть.  Самое простое – это тренировка на 1 и 10 минут. Это недолго, ребенок не успеет заскучать, но при этом он уже сможет уловить этот период и соотнести его с количеством времени.  Тренировка проходит с помощью выполнения простых увлекательных заданий, например:

  • сложить карандаши по цветам, при этом засечь одну минуту на песочных часах;
  • посчитать секундомером, какое количество оборотов сделает стрелка;
  • засечь 1 минуту, в течение которой ребенок рисует круги, а потом считает их;
  • поднять руку и опустить ее как только покажется, что прошла одна минута, сравнить показания с секундомером;
  • засечь 1 минуту и одеться за нее на прогулку.

Интервал в 10 минут несколько сложнее, но здесь и выбор занятий больше. Можно отдать предпочтение физкультуре или творчеству, например:

  • сделать зарядку и посчитать, сколько различных упражнений сделал ребенок за 10 минут;
  • нарисовать узор на любом предмете.

Можно использовать другие временные промежутки: к примеру, рекомендуется чистить зубы 3 минуты, или в среднем на то, чтобы заправить кровать, требуется 2 минуты. Придумывать задания на время можно и в ходе прогулки:  кто соберет больше листиков или камешков за 1, 5 или 10 минут.

Загадки про часы

Обучение времени, это не только важная и правильная теория. Разнообразьте обучение загадками про часы и время.

Они ходят, но стоятВсем о времени твердят,Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять… (часы)

День и ночь они идут.Никогда не устают.Монотонно шепчут в такт:Тик, так, тик и так.Стрелки, будто как усы.

Называются… (часы)

Идут лет двести,А всё на месте.Шагают так!

Тик! — Так! Тик! — Так!(часы)

Циферки в кружочек встали –
Время наше посчитали. (часы)

Ходят лёжа, ходят стоя,Крутят чёрные усы.Без звонка они, без боя

Просто точные…(часы)

Хвост на месте лежит,Голова вокруг бежит.

(Стрелка Часов)

Две сестрицы друг за другомПробегают круг за кругом.Коротышка — только раз,Та, что выше, — каждый час.

(Стрелки Часов)

Загадки про время

А загадки про время для детей подтолкнут их к активному освоению понятия течения времени.

Чего нельзя купитьНи за какие сокровища?

(Время)

Стоит на месте,А без устали идет.

(Время)

Что быстрее мысли?Что возвратить нельзя?

(Время)

Что идет без ног?
(Время)

Выросло деревоОт земли до неба.На дереве двенадцать сучков.На каждом сучке по четыре гнезда.В каждом гнезде по семь яиц,Седьмое — красное.

(Год, Месяцы, Недели, Дни)

Что было вчера и что будет завтра?
(День, Ночь)

Что за птицы пролетают?По семерке в каждой стае.Вереницею летят,Не воротятся назад.

(Дни Недели)

Каждый день роняет листочек.А как год пройдет —Последний лист отпадет.

(Календарь)

Сам дней не знает,А другим указывает.

(Календарь)

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,А в каждом гнезде по четыре синицы.Где все это хранится?

(Календарь)

Хлеба краюшка висит над избушкойСобаки лают, достать не могут.

(Месяц)

Двенадцать братьев друг за другом ходят,Друг друга обходят.

(Месяцы)

Как сделать часы из картона

Отличной идеей для закрепления материала будет создание поделки в виде часов. Дайте задание нарисовать разные виды часов. Можно предложить вашему малышу выложить с помощью счетных палочек циферблат часов.

В помощь родителям также можно приобрести игрушечные простые часы, детские энциклопедии и различные рабочие тетради, например, «Кумон», «Учимся определять время. Час и полчаса» или «Готовимся к школе – Время. Часть и целое». Это одновременно и весело, и полезно.

Наш отзыв о тетрадях Кумон можно прочитать вот здесь.

И пусть в наш век механические часы уже не так популярны, на смену им пришли электронные, все равно нужно уметь определять время на часах со стрелками и понимать, как оно движется, ведь многие события в нашей жизни происходят в какое-то определенное время. Надеемся, что наша подборка советов, загадок про время и часы поможет вам в освоении такого важного и нужного понятия как время.

Смотрите и другие статьи по теме:

Песчинки текут, секунды бегут. Что рассказать детям про часы

Всё про времена года для детей

Зимние загадки

Весенние загадки

Летние загадки

Осенние загадки

С уважением,

Людмила Поцепун.

Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»

499

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/uroki_s_mamoy/kak-nauchit-rebenka-opredelyat-vremya-po-chasam.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.