Как объяснить ребенку время суток
Учим ребенка определять время по часам с циферблатом
У родителей сегодня очень популярно развивать ребёнка как можно раньше. Не все понимают: развивать ребёнка и обучать – это не одно и то же. Малыш может понимать, как течёт время, меняются сезоны, месяцы, дни недели, день сменяет ночь.
Он может знать, на какие отрезки делятся сутки, но не определять, который час. Родители должны осознавать свою цель: они хотят научить малыша определять время суток по прибору с циферблатом или дать ему понятие о течении времени.
Эти задачи решаются в разном возрасте.
Родители зачастую не разделяют проблемы. Они хотят, чтобы дошкольник сказал, который час, то есть научился пользоваться механизмом со стрелками. Но последовательность обучения должна быть другая.
- Сначала нужно понимать, что время движется, наблюдая за приметами его течения (с самого раннего возраста).
- Потом малыш должен осознать: существуют повторяющиеся отрезки времени (лет с трёх).
- И на последнем этапе дошкольник должен познакомиться с часами — прибором для измерения времени, отсчитывающим часы, минуты и секунды (не раньше 5 лет). Только после этого учим разбираться в сложной часовой системе, определять, который час (6-7 лет или даже в младшей школе).
Если не прилагать специальных усилий, младший школьник различает времена года, части суток, понимает, что секунда меньше минуты. А вот ориентироваться по часам не умеют даже некоторые пятиклассники, хотя мы учимся этому в школе. Так происходит потому, что на всех электронных устройствах, в интерьере сегодня нет циферблатов.
Советы родителям, как начать обучение
- Не торопите события. Нельзя требовать от ребёнка умений только потому, что сын подруги такого же возраста уже бойко говорит: «Сейчас полседьмого». Дождитесь естественного вопроса малыша.
- Чтобы возник вопрос, человек должен увидеть проблему. Повесьте в детской комнате часы. Цифры на них нужны арабские, если ребёнок уже знает цифры. Или любые, если он цифр не знает. К циферблату обращайтесь постоянно. Иногда полезно сообщать: «Большая стрелка стоит на 8, а маленькая на 12 – восемь вечера, пора спать. Или: «Большая стрелка стоит на 1, а маленькая на 12 – час дня, пора обедать». Не объясняйте: «Если маленькая стрелка.., а большая стрелка…». Вспомните, вас так нудно не учили. Дошкольники, малыши учатся не так, как школьники.
- Схитрите, добейтесь вопроса, просьбы. Пообещайте сюрприз через 20 минут. Дети нетерпеливы, последует вопрос: «Долго ждать?» Здесь расскажите, что показывают часики.
Что должен знать ребёнок, чтобы определять время по часам
- Уметь считать до 60.
- Знать, как пишутся числа от 1 до 12.
- Уметь считать через 5 (то есть таблицу умножения на 5). Этот навык необязателен, его можно развить, изучая циферблат.
Три способа подготовки к обучению детей разных типов
- Для детей-практиков. У 3-5-летних преобладает предметно-действенное мышление. Они понимают, учатся, когда сталкиваются с предметом, рассматривают его, трогают, производят действия. Такому ребёнку придётся пожертвовать часики, самые обычные, без стекла.
Чем меньше ребёнок, тем больше нужны стрелки (будильник не подойдёт). Существуют специальные игрушечные часы-конструкторы. Игрушку-часы нужно сначала собрать из сегментов, потом прикрутить к ней стрелки, закрепить по местам цифры.
- Для детей-художников. Нарисуйте циферблат.
Удобно рисовать на картонной тарелке, если её слегка расплющить. Можно просто на картоне. Взрослый делит круг на 12 сегментов, как пирог. Ребёнок — подпишет цифры, если он уже умеет писать. Малыш с удовольствием разукрасит каждый час-сегмент в любимые цвета.
Ребёнку с преобладающим образным мышлением легко будет «увидеть» каждый час: один — зелёный, как трава; два – малиновый, как малинка, три – серый, как слон…
- Для детей-логиков. Наглядность им тоже нужна, особенно дошкольникам. Но только этот тип детей способен воспринимать рассуждения родителей.
Только им хорошо бы ответить на вопрос «Долго ждать?» так: «Осталось ждать 20 минут. Я дам тебе игрушку, когда маленькая стрелочка будет стоять на цифре 5, а большая пройдёт 4 деления».
Объясняем pебёнку-практику
Ребёнку-практику дать в руки часики со стрелками. Предложить ему подвигать одну из стрелок. Показать, что стрелки связаны. Объяснить, в какую сторону они движутся. Дать понять, что большая движется быстрее, чем маленькая. Показать, что большая стрелка совершает целый круг, пока маленькая перемещается на 1 деление.
Такому ребёнку нужно поменьше объяснять, а показывать. Установить время на 1, 2, 5 и называть: это 1 час, это 2, это 5. Так же объяснить понятия «половина», «четверть», «без четверти».
Если ребёнку меньше 5 лет, на этом объяснения можно прервать. Если малыш хорошо считает до 100 и, главное, имеет понятие о составе числа, то есть понимает, что 60 минут – это 5+5+5.., научите его определять точное время.
Состав числа изучается в первых двух классах школы.
Объясняем pебёнку-художнику
Ребёнку-художнику, после того как он разрисует свой циферблат, помочь придумать сказку, которая объяснит перемещение стрелок. Например, такую.
Сказка о сёстрах-стрелочках
Жили-были две сестры: часовая и минутная стрелки. Минутная стрелка была старше, длинная и стройная. Часовая стрелочка была маленькая, очень медлительная. Минутная всё время тянула за собой часовую. Минутная привела часовую на зелёную поляну (первый сегмент) и побежала дальше.
Она уже целый круг обошла, а маленькая сестричка часовая только на малиновую грядку переходит (второй сегмент).
Подвинулась длинная минутная стрелка с зелёной поляны на малиновую грядку – часовая чуть-чуть пошевелилась, дошла до цифры 6 – черничного островка – часовая до середины малиновой поляны доползла…Маленькая стрелочка так хотела большую догнать, но Фея её остановила. Она сказала: «Если вы обе будете двигаться быстро, никто не сможет успеть вовремя».
Пока сестричка минутная стрелка проходит 12 раз по 5 минут, сестричка часовая проходит только одно деление, но для неё это час. Одна и та же полянка для часовой – час, для минутной – 5 минут.
Две полянки – два часа для одной, 10 минут для другой…
Рассказывая сказку, нужно всё показывать, лучше предложить ребёнку изображать самому. Стрелочки можно сделать из карандашей или кисточек разной длины, вырезать и подписать, оформить в виде человечков.
Задачи тоже должны быть сказочные.
Например: где окажутся сёстры в 7 часов 27 минут; часовая стрелка пришла на цифру 7, где будет минутная; часовая стрелка прошла четверть полянки васильков, где будет минутная?
Объясняем pебёнку-логику
Традиционные объяснения подходят ребёнку-логику. Чем младше ребёнок, тем нужнее для него сопровождать каждое утверждение демонстрацией. После того как у дошкольника возникнет вопрос, ему нужно рассказать, что часы измеряют время, которое проходит за сутки.
За 24 часа часовая стрелка делает два круга. Минутная – 24 круга. Половина времени – это ночь, нужная для сна и отдыха. Другая половина – это день, когда учатся, играют.
Не забудьте показать, в какую сторону движутся стрелки, обратить внимание на то, что часы соответствуют движению времени в одну сторону, вперёд.Дальше расскажите о часовой и минутной стрелках. Потом покажите: одно деление соответствует 1 часу для часовой стрелки и 5 минутам для минутной. Посчитайте с дошкольником, сколько минут в 1 часе. Определите, сколько минут пройдёт, когда минутная стрелка переместится на 2-3-4 деления. Решите, сколько минут не хватает до целого часа, если минутная стрелка стоит за 2-3-4 деления до 12.
Закрепление знаний
Тренируйтесь не менее одного раза в день в течение месяца. Старайтесь сделать это время нескучным и интересным. Недопустимо принуждать дошкольника к занятиям. Единственный путь – заинтересовать. Способы решения задач разные: двигать стрелки, рисовать циферблат, составлять распорядок дня, узнавать время. Способ решения зависит от каждого человека, его возраста.
Ребёнку-логику можно предложить составить распорядок дня. Если он не знает цифр и букв, время можно не писать, а рисовать на циферблате, а дело изображать в виде схематической картинки-символа: ложка – обед, книга – учёба, кровать – сон. Для ребёнка-художника картинки могут быть большими, подробными.
Ребёнку-практику можно предложить показать на часиках, когда нужно обедать или спать.
Задачки-игры для закрепления умения ориентироваться по часам
- Который час? Пусть ребёнок ответит. А потом предложите ему поспрашивать вас.
- Нарисуй часики. Простое, но очень эффективное задание.
- Нарисуй время. Нужно сделать много заготовок циферблатов. Вы называете – ребёнок изображает.
- Узнай время. Вы готовите несколько нарисованных циферблатов, на которых указано время подъёма, завтрака, обеда… Просите выбрать часы-обед, сон, подъём.
- Сделай вовремя. Приготовленные циферблаты нужно расположить по порядку по времени суток.
- Помоги Золушке (или другому герою) всё успеть. Нужно приготовить циферблаты с нарисованными сроками, карточки с написанными, нарисованными делами. Ребёнок должен подобрать соответствующие.
Что делать, если ваш взрослый ребёнок не умеет пользоваться прибором с циферблатом
- Не паниковать. Ученика 3-6 класса можно научить быстро, ведь он умеет считать, всё знает об отрезках времени и приборе для их измерения.
- Объяснить школьнику, не делая скидки на возраст. Смело рассказывайте о секундах.
- Купить симпатичные часики с циферблатом или найти в телефоне-смартфоне вашего сына или дочери.
- Проанализировать, почему ваш ребёнок не усвоил эту тему в младшей школе.
Всему свое время. Не торопитесь обучить ребенка как можно раньше и не упустите время наиболее благоприятное для усвоения понятия о времени.
Будьте внимательны к своему ребенку и вы сами поймете когда он готов к усвоению новой информации.
Источник: https://myintelligentkids.com/uchim-rebenka-opredelyat-vremya-po-chasam-s-ciferblatom
Как научить ребенка определять время по часам
Понятие времени не простое. Оно абстрактное. Педагоги и психологи считают, что лучший период, когда стоит познакомить ребенка с концепцией времени – это 5-6 лет. Именно в этот период он активно начинает интересоваться этой темой.
Детям младшего дошкольного возраста стоит рассказать о более простых понятиях – времена года, время суток, месяц, дни недели, понятие сначала и потом, которые так или иначе связаны между собой.
Это научит ориентироваться и представлять себе, что же такое время.
После этого уже можно переходить к тому, чтобы объяснять более сложные вещи – что такое час, минута, секунда, как понять, который час, как определить время по электронным и механическим часам.
Чтобы научиться понимать время на часах со стрелками, не обойтись без рассказа о циферблате, цифрах, видах часов. Подскажите, что именно по ним вы определяете, когда нужно вставать, завтракать, идти в сад или на работу, обедать, ложиться спать и т.д.
Песчинки текут, секунды бегут. — Все о видах часов для детей
Покажите ребенку хотя бы три основных вида часов, которыми мы пользуемся в нашей жизни: механические, электронные и песочные. Объясните, что показывают стрелки, как они двигаются и как в зависимости от расположения они показывают время: не забудьте упомянуть, какая стрелка показывает часы, а какая минуты, что значат черточки на циферблате.
Посчитайте вместе количество черточек на циферблате. Это даст понять, что в часе 60 черточек, то есть 60 минут.
Стрелки двигаются по кругу в одном и том же направлении, которое мы называем «по часовой стрелке». Часовая стрелка двигается медленно и совершает один круг за 12 часов, а минутная за один час.
Как только минутная стрелка завершила оборот, часовая сдвигается на одно большое деление.
Между большими черточками, которые показывают часы, есть еще маленькие черточки – это минуты. Интервал между двумя большими черточками составляет 5 минут. То есть мы в любой момент можем посчитать, какое количество черточек прошла минутная и часовая стрелка и сказать, сколько сейчас времени.
Объяснить все это наглядно поможет вот этот ролик:
Обязательно напомните малышу, что в сутках у нас 24 часа. А часы могут показывать по-разному. К примеру, механические часы имеют возможность показывать только 12 часов. А вот электронные чаще всего показывают все 24 часа. То есть 18:00 и 6 вечера – это одно и то же время.
Отличный прием: время от времени смотреть на часы и говорить, сколько сейчас времени, обращать внимание малыша на это, проговаривая вслух: большая стрелка стоит ровно на 12, а маленькая на 3, значит сейчас ровно 3 часа.Пусть он учится, смотрит, как вы определяете время – подайте ему пример, ведь дети очень любят подражать взрослым. Кроме того, можно периодически звонить по телефону в службу и спрашивать точное время, а перед звонком попросить ребенка попробовать угадать, который сейчас час.
Игры, которые помогут научиться определять время по часам
Очень простая игра, с помощью которой можно дать малышу понять, что такое секунда. Просто спросите у ребенка, что можно сделать за секунду и предложите попробовать варианты:
- открой рот;
- закрой глаза;
- хлопни в ладоши;
- топни ногой;
- подними руку вверх;
- покажи язык и т.д.
Ребенок дальше продолжит сам))) А игра превратиться в веселое времяпрепровождение, которое оставит после себя важные понятия.
Развиваем чувство времени у ребят
Это не менее важно, чем объяснение понятия времени. Это практическая часть. Самое простое – это тренировка на 1 и 10 минут. Это недолго, ребенок не успеет заскучать, но при этом он уже сможет уловить этот период и соотнести его с количеством времени. Тренировка проходит с помощью выполнения простых увлекательных заданий, например:
- сложить карандаши по цветам, при этом засечь одну минуту на песочных часах;
- посчитать секундомером, какое количество оборотов сделает стрелка;
- засечь 1 минуту, в течение которой ребенок рисует круги, а потом считает их;
- поднять руку и опустить ее как только покажется, что прошла одна минута, сравнить показания с секундомером;
- засечь 1 минуту и одеться за нее на прогулку.
Интервал в 10 минут несколько сложнее, но здесь и выбор занятий больше. Можно отдать предпочтение физкультуре или творчеству, например:
- сделать зарядку и посчитать, сколько различных упражнений сделал ребенок за 10 минут;
- нарисовать узор на любом предмете.
Можно использовать другие временные промежутки: к примеру, рекомендуется чистить зубы 3 минуты, или в среднем на то, чтобы заправить кровать, требуется 2 минуты. Придумывать задания на время можно и в ходе прогулки: кто соберет больше листиков или камешков за 1, 5 или 10 минут.
Загадки про часы
Обучение времени, это не только важная и правильная теория. Разнообразьте обучение загадками про часы и время.
Они ходят, но стоятВсем о времени твердят,Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять… (часы)
День и ночь они идут.Никогда не устают.Монотонно шепчут в такт:Тик, так, тик и так.Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)
Идут лет двести,А всё на месте.Шагают так!
Тик! — Так! Тик! — Так!(часы)
Циферки в кружочек встали –
Время наше посчитали. (часы)
Ходят лёжа, ходят стоя,Крутят чёрные усы.Без звонка они, без боя
Просто точные…(часы)
Хвост на месте лежит,Голова вокруг бежит.
(Стрелка Часов)
Две сестрицы друг за другомПробегают круг за кругом.Коротышка — только раз,Та, что выше, — каждый час.
(Стрелки Часов)
Загадки про время
А загадки про время для детей подтолкнут их к активному освоению понятия течения времени.
Чего нельзя купитьНи за какие сокровища?
(Время)
Стоит на месте,А без устали идет.
(Время)
Что быстрее мысли?Что возвратить нельзя?
(Время)
Что идет без ног?
(Время)
Выросло деревоОт земли до неба.На дереве двенадцать сучков.На каждом сучке по четыре гнезда.В каждом гнезде по семь яиц,Седьмое — красное.
(Год, Месяцы, Недели, Дни)
Что было вчера и что будет завтра?
(День, Ночь)
Что за птицы пролетают?По семерке в каждой стае.Вереницею летят,Не воротятся назад.
(Дни Недели)
Каждый день роняет листочек.А как год пройдет —Последний лист отпадет.
(Календарь)
Сам дней не знает,А другим указывает.
(Календарь)
Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,А в каждом гнезде по четыре синицы.Где все это хранится?
(Календарь)
Хлеба краюшка висит над избушкойСобаки лают, достать не могут.
(Месяц)
Двенадцать братьев друг за другом ходят,Друг друга обходят.
(Месяцы)
Как сделать часы из картона
Отличной идеей для закрепления материала будет создание поделки в виде часов. Дайте задание нарисовать разные виды часов. Можно предложить вашему малышу выложить с помощью счетных палочек циферблат часов.
В помощь родителям также можно приобрести игрушечные простые часы, детские энциклопедии и различные рабочие тетради, например, «Кумон», «Учимся определять время. Час и полчаса» или «Готовимся к школе – Время. Часть и целое». Это одновременно и весело, и полезно.
Наш отзыв о тетрадях Кумон можно прочитать вот здесь.
И пусть в наш век механические часы уже не так популярны, на смену им пришли электронные, все равно нужно уметь определять время на часах со стрелками и понимать, как оно движется, ведь многие события в нашей жизни происходят в какое-то определенное время. Надеемся, что наша подборка советов, загадок про время и часы поможет вам в освоении такого важного и нужного понятия как время.
Смотрите и другие статьи по теме:
Песчинки текут, секунды бегут. Что рассказать детям про часы
Всё про времена года для детей
Зимние загадки
Весенние загадки
Летние загадки
Осенние загадки
С уважением,
Людмила Поцепун.
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»
499
Источник: https://tsvetyzhizni.ru/uroki_s_mamoy/kak-nauchit-rebenka-opredelyat-vremya-po-chasam.html
Как научить ребенка определять время по часам?
Умение ориентироваться по часам – необходимый навык, позволяющий школьнику осознать ценность времени и понять необходимость его рационального использования. Быстро и легко освоить эту науку помогут систематический подход, игровые и практические методы.
Базовые умения
Прежде, чем приступить к изучению времени, необходимо убедиться, что у ребенка развиты такие математические навыки, как:
- Умение считать до 60 по порядку.
- Умение считать «пятерками» (5, 10, 15…) или знание таблицы умножения на 5.
- Умение писать эти числа и визуально их распознавать.
Если у школьника эти навыки еще не отработаны, ему будет сложно научиться определять время по часам.
Формирование интереса
Когда у школьника сформируется интерес к изучению времени, можно начинать процесс обучения.
Чтобы ребенок заинтересовался, необходимо чаще произносить в своей речи фразы с использованием мер времени:
- «В 7 часов нужно встать, чтобы успеть позавтракать и собраться в школу».
- «После школы отдохни полчаса, а потом садись за уроки».
- «Через 5 минут пойдем гулять».
Когда возникнет закономерный вопрос, чем же минута отличается от секунды, какова их длительность, детям можно показать на практике:
- Делая хлопки на каждый шаг секундной стрелки (секунда – это почти мгновение).
- Определить длительность небольшого мультфильма (например, 10 минут), сравнить с 10 секундами.
Нужно объяснить, что день и ночь – это сутки, или 24 часа. Половина тратится на сон и отдых, остальные – на выполнение необходимых дел (игры, занятия, принятие пищи).
Интересно будет составить иллюстрированный режим дня: каждый момент отображается в виде рисунка, рядом с которым указывается время его выполнения. После этого знакомятся с часами.
Знакомство с часами
Эту процедуру желательно разделить на несколько этапов:
- Знакомство с видовым разнообразием часов. На этой стадии нужно рассмотреть все типы часов, которые имеются (наручные, настенные, механические, электронные).
Интересно будет узнать, как работают песочные, водяные или солнечные часы, сравнить принципы их работы.
- Знакомство со стрелками: часовой, минутной и секундной.
Здесь нужно объяснить, какая стрелка за что отвечает, понаблюдать за их движением, сделать вывод, что секундная стрелка делает полный оборот за 60 шагов – секунд.
- Изучение веселых стихотворений о часах, рассматривание иллюстраций с разными часами.
Далее переходят непосредственно к процедуре обучения ориентированию по времени.
Изучение времени
Для обучения лучше взять часы с крупными числами и легко двигающимися стрелками. Лучше сделать макет часов самостоятельно. Для этого понадобится плотный круг из картона или одноразовая тарелка, стрелки и гвоздик для их крепления.
Макет делается постепенно по мере изучения часов:
- Ребенок знакомится с понятием «циферблат», рисует или приклеивает на основу цифры (заранее нужно отметить места, где будут числа).
- Знакомится с часовой стрелкой, узнает, как она двигается, какую единицу времени отсчитывает. Учится определять, какой час, передвигая стрелку сначала в порядке счета, затем – в хаотичном порядке.
- Узнает, для чего нужна минутная стрелка, чем она отличается от часовой, какая существует зависимость часовой стрелки от минутной. На макете рисуют деления, обозначающие минуты.
Далее понятие времени вводится постепенно:
- Сначала изучают положение стрелок, когда часы показывают ровно час (2, 3 часа): минутная должна быть на отметке 12 (прошел ровно час), а часовая – на том числе, который час от начала суток уже прошел.
- Затем определяют точное время: «7 часов 35 минут».
- После вводятся понятия «половина» и «четверть» часа, такие формулировки, как «без четверти 8».
- Знакомство с понятиями «дневное» и «ночное время». Развитие умения правильно называть время после полудня (21 час 15 минут).
Игры с часами
Каждый этап необходимо сопровождать играми и практикой, чтобы закрепить умение определять время по часам.
Игры для закрепления умения ориентироваться по часам:
- «Секундомер». Ребенок предполагает, сколько раз он успеет хлопнуть в ладоши за 5 секунд, или прыгнуть на скакалке за минуту, или прочитать слов в минуту. Затем засекает время и проверяет, успеет ли он это сделать в установленный срок.
- «Минута». Дети отвечают, что они смогли бы сделать за минуту (сколько шагов сделать, сколько слов назвать), а затем проверяют практически.
- «Который час?». Взрослые на часах устанавливают определенное время, а ребенок называет его. Затем ребенок переставляет стрелки, а взрослый отгадывает.
- «Мой день». Задача детей – с помощью часов показать время, когда он завтракает, идет в школу, делает уроки и т.п.
- «Лото». На карточках – циферблаты с изображением времени. Участники по очереди вынимают карточки, на которых время написано с помощью чисел (21:30). Игроки закрывают поля, где на циферблате указано такое время.
- «Дорисуй стрелки». Дети должны нарисовать стрелки на циферблате, ориентируясь на время, которое показывают электронные часы.
- «Спешат-опаздывают». Дети по картинкам определяют, какие часы спешат, а какие – опаздывают.
- «Сколько времени прошло». Определяют, который час до начала какого-то действия и по его окончании. Затем считают, сколько времени прошло.
- «Запоминай-ка». Ребенку сначала на какое-то время показывают часы, затем – убирают. Он должен установить стрелки в нужное положение по памяти.
С игровыми целесообразно использовать практические методы. Можно ребенку поручить проследить за временем: «Через 15 минут нам нужно выходить, чтобы успеть на автобус», «Кекс испечется через полчаса. Посмотри на часы и скажи, когда его нужно будет вынимать», «В 7 часов вечера будем ужинать, не опоздай!».
Практика поможет детям осознать важность ориентирования по часам и закрепить это умение.
Поделитесь с друзьями:
Источник: https://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/kak-nauchit-rebenka-opredelyat-vremya-po-chasam.html
Когда пора осваивать часы
Некоторые специалисты пишут, что начать учить ребенка времени по часам нужно тогда, когда он будет уметь считать до ста (или хотя бы 60) и знать цифры. Конечно, в этом случае освоение пойдет быстрее, ведь обычно владение счетом до сотни показатель уже достаточно высокого для ребёнка уровня развития мышления. Обычно примерно с шести лет начинают объяснять, как определять время.
Как объяснить малышу, что такое время
Но кроме умения считать у дошкольника должно быть сформировано представление о понятии «время». Это, кстати, иногда сложнее, чем обучить простому счету.
Не в каждом доме сейчас есть часы со стрелками, поэтому увидеть, как движется время физически, ребенок не может, а для того, чтобы он осознавал его движение необходимо специально привлекать к этому внимание.
К этому важному делу можно приступать и до того, как будет освоен счет.
Для этого действуем в несколько этапов:
- Обучаем ребенка временам года;
- Осваиваем понятия прошлого, настоящего, будущего времени на простых и понятных примерах: «мы уже погуляли; мы гуляем; мы пойдем гулять», вводим понятия «вчера, сегодня, завтра»;
- Обращаем внимание на время суток, учим названия – утро, день, вечер, ночь. Когда это прочно освоено детьми, можно вводить понятия «полдень», «полночь». Мягко, к слову знакомим ребенка со словами «час», «минута»: «Бабушка придет через час. Мы пойдем гулять через три минуты»;
Так постепенно у малыша формируется представление о такой неощутимой материи, как время. Чтобы закрепить это понятие и прочувствовать, как идет время, можно давать ребенку разные задания на время.
Например, прыгаем 1 минуту, рисуем 5 минут. Засекаем время по часам и по окончании оговоренного отрезка, останавливаем ребенка. Такие короткие отрезки помогут ребенку легче понять, как и для чего измеряется время. Такие отрезки при выполнении одинаковых заданий лучше делать разными по длительности, чтобы малыш лучше понял и почувствовал разницу.
Если чаще привязывать желанные для малыша события к конкретному времени, фиксировать на этом его внимание, то у него появиться интерес и мотив научиться определять его на часах.
Развивающие мультфильмы для детей. Учимся понимать время по часам
Обычно к 4-5 годам дети осваиваются с этим базовым понятием «время» и можно приступать к знакомству с часами, как механизмом. Для этого стоит купить детям игрушки с часами, специальные игровые наборы с циферблатом и стрелками, чтобы они постепенно к ним привыкали и видели, как движутся стрелки, в какую сторону, хорошо запомнили их облик, могли узнавать часовую и минутную стрелку.
- Стоит объяснить, что часы измеряют время, а чтобы разобраться в этом, показать ребенку, какие они бывают разные – солнечные, песочные, механические, электронные. Особенно увлекательно и наглядно будет дошкольнику, если солнечные или водяные вы сделаете с ним сами.
- Но если такой проект для вас излишне сложен, просто соберите все, какие есть измеряющие время механизмы у вас дома, или подберите картинки с разными часами. Рассмотрите их с ребенком, выясните, чем они схожи, и чем отличаются.
- Всё это нужно, чтобы ребенок увидел, чем пользуются люди, чтобы измерять время и уловил сходство между самыми разными часами, которое объясняется тем, что измеряют они одно и то же.
- Пришла пора вводить определения «секунда», «минута», «час», продолжительность суток, объяснить, почему одна и та же цифра показывает время днём и ночью. Здесь уже нужно, чтобы ребенок знал цифры и умел считать.
Некоторым родителям кажется, что научить, как определить время, проще по электронным часам, ведь они сразу показывают цифрами время с точностью до секунды. На самом деле это не так.
Видя только загорающиеся цифры, ребёнок не поймет, как час делится на минуты, минута на секунды, сутки на часы, не увидит, как вместе со стрелкой движется время.
Изучение этой непростой науки лучше всего происходит на часах со стрелками.
Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками
Вначале рассмотрим механизм и выясним, какая стрелка что измеряет, посмотрим, как они двигаются. Затем, в зависимости от возраста и умений ребенка можно выбрать разные способы.
Способ 1. Если ребенок уже хорошо считает до 100 и складывает, то:
- Можно при помощи секундной стрелки разобраться в принципе разметки циферблатов. Просчитав вместе, выяснить, что каждая насечка отделяет пять временных отрезков, а всего в круг их входит 60, и когда секундная стрелка пробегает круг, то проходит минута;
- Когда посчитав с вами несколько раз до 60, и научившись ориентироваться в разметке часового круга, ребенок поймет, почему цифра 1 означает пять секунд, 2 – десять и т.д., можно перейти к минутной стрелке;
- Объясняем, что как в минуту входит 60 секунд, так в час входит 60 минут, и, понаблюдав за движением минутной стрелки, понять, что именно она тянет за собой более короткую – часовую. Когда она достигает 12, значит, отмерян час;
- Теперь объясняем, что когда минутная стрелка стоит на 12, то цифра, у которой стоит часовая стрелка, говорит нам, который час, и это точное время.
Способ 2. Если вы решили начать «часовое» образование пораньше, до того, как малыш научиться легко считать и складывать до 60 – 100, то начинать лучше с часовой стрелки. Конечно, малыш должен уже знать цифры и ориентироваться в числах до 12.
- Здесь также, как и в предыдущем способе, вначале знакомимся со стрелками, обращаем внимание на их различие, учим, какая что показывает. Но здесь лучше обойтись без секундной стрелки, чтобы она не сбивала малыша. Сосредотачиваемся только на минутной и часовой;
- Вначале с ребенком разбираемся с часовой стрелкой. Объясняем, что цифра, у которой она находится, показывает, который час. Несколько раз в день обращаем внимание на то, что она показывает. Говорим: «Катя, 10 часов, скоро будет твой любимый мультик», и т.д. Делая так изо дня в день, добиваемся, чтобы девочка точно знала, какой час показывают стрелки;
- Теперь можно перейти к минутной стрелке, и переводя её руками, учить, что цифра 1 значит пять минут и т.д. Но осваивать минуты всё же лучше, когда ребенок умеет считать и складывать. Если этого умения нет, то при отсутствии желания ребенка, не стоит настаивать на заучивании. Просто научить детей обращать внимание на минутную стрелку, выучить «полчаса» и остановиться на этой подготовке к дальнейшей учебе после того, как он освоит счет до 100.
Учимся легко с игрой
Легче всего учимся определять время в игре. Для этого можно:
- Воспользоваться игрушечными часами или сделать циферблат со стрелками самим вместе с ребенком, и учится, играя;
- Сделать плакат, где нарисовать стрелки и цифры, и обозначить на них, что ему предстоит делать днем;
- Можно воспользоваться интерактивными играми на гаджетах или посмотреть обучающее видео.
Определяем время по часам
Что еще почитать
Источник: https://razvitieiq.ru/podgotovka-k-shkole/kak-nauchit-rebenka-opredelyat-vremya-po-chasam.html