Сонатал для беременных что это
Методики пренатального развития ребенка
Пренатальное развитие ребенка завораживает своей скоростью и глобальностью изменений. В этот ответственный период, который длится от момента оплодотворения яйцеклетки до родов, малыш из двух клеточек превращается в маленького человека.
Мало кто знает, что пренатальное развитие – это не только закладка и развитие внутренних органов. Еще до рождения у ребенка в полной мере развиты слух, обоняние, вкусовые рецепторы, зрение и кожная чувствительность.
Используя свои органы чувств, малыш получает информацию о мире, который находится за пределами матки, и старается максимально подготовиться к окружающим условиям.
Как появились методики пренатального развития
Ученые провели немало исследований в области пренатального развития ребенка, и вот результаты некоторых из них.
- Дети, чьи мамы во время беременности испытывали голод по каким-то причинам, во взрослой жизни страдают ожирением. Организм запоминает ситуацию нехватки питательных веществ и транслирует ее на всю оставшуюся жизнь.
- Дети запоминают предпочтения мамы в еде. Если мама во время беременности любила морковь, то дети после рождения предпочитают есть каши и соки с добавлением моркови.
- С 16 недель ребенок слышит все, что происходит вокруг него. Конечно же, это голос мамы, стук ее сердца и шум от движения крови по сосудам. Громкие звуки окружающей среды также доходят до малыша, но реакция на них может быть разной. Так, при прослушивании классической музыки, детки успокаиваются, а на концертах рок-музыкантов «буянят» и больно толкаются. После рождения дети предпочитают голос того взрослого, чей голос они уже знают.
- Дети, чьи мамы во время беременности пережили сильный стресс, рождаются с признаками посттравматического синдрома.
- Эмоции, которые чувствует мама, переживает и ребенок, так как гормоны, которые вырабатываются у мамы, попадают к ребенку через пуповину. Ребенок готовится к тому, что когда он родится, ему предстоит испытывать те же эмоции. Если во время беременности к ребенку поступало много гормона счастья, то он ожидает, что окружающая среда безопасная и дружелюбная. Родившись, малыш будет спокойнее, расслабленнее, будет хорошо спать и есть. Если внутриутробно к малышу поступали гормоны стресса и страха, то при рождении он будет ожидать, что окружающий мир враждебный и опасный. Родившись, ребенок будет беспокойным, возбужденным, будет плохо спать и много плакать.
Зная все это, ученые задумались, как можно положительно повлиять на еще не родившегося малыша. Отсюда и берут начало различные методикипренатального развития ребенка, которые мы и рассмотрим.
Методика Томаса Верни
Томас Верни – ведущий мировой специалист в области пренатального развития.
Т. Верни говорит: «Ничто не дает ребенку более прочную основу в жизни, чем опыт быть любимым и желанным в утробе матери». Он также добавляет, что важной частью программы является мир и гармония в семье. Сама методика состоит из нескольких ключевых моментов.
Мама. Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина.
Упражнения. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.
Звук. Томас Верни использует музыку в своих упражнениях, чтобы снять стресс с мамы и будущего малыша.
По его исследованиям, оптимальным является прослушивание расслабляющей музыки в течении часа хотя бы 2 раза в неделю на протяжении всей беременности. С пятого месяца рекомендуется пение, разговоры с малышом и чтение для него вслух.
Все это способствует развитию слуха малыша. А устойчивый пульс мамы означает для ребенка спокойствие, безопасность и любовь к нему.
Прикосновения. С шестого месяца к упражнениям добавляются прикосновения. Из-за глубокой связи между движением и эмоциями танец является отличным способом сообщить свои чувства малышу. Также рекомендуются массаж и поглаживания живота.
Эмоции. С семи месяцев ребенок становится восприимчив к своему внутреннему эмоциональному состоянию, и автор рекомендует общаться с малышом через мысли и мечты. А также учит дышать глубоко и ритмично, чтобы углубить психологическую связь со своим малышом.
Методика «Сонатал»
Методика «Сонатал» существует с 1984 года и разработана Михаилом Лазаревым, профессором, доктором медицинских наук. Это музыкальная методика пренатального развития ребенка, во многом она схожа по своей сути с методикой Томаса Верни. Методика «Сонатал» имеет разную направленность в зависимости от срока беременности.
1 триместр — биоритмы. Методика формирует биоритмы, по которым и будет жить малыш после рождения.
2 триместр — движения. Когда ребенок начинает шевелиться, добавляется двигательная активность мамы: танцы, движения в ритм музыке, похлопывания по животику.
3 триместр — «образовательный». Мамы читают малышам сказки, поют специально подобранные колыбельные, пестушки, детские песенки. Во время занятий мама может воздействовать на малыша звуком или изображать на животе геометрические фигуры. Также будущие мамы занимаются творчеством и дыхательной гимнастикой.
По мнению самого автора, эффективность методики основана на сохранении большего количества нейронов головного мозга малыша из-за постоянной стимуляции светом, звуком, движением и прикосновением. Подобное комплексное воздействие называется «матрица рождения».
Она помогает ребенку до рождения услышать базовые звуки и связать их с событиями после рождения. Поэтому бросать занятия после рождения не желательно. Методика имеет послеродовое продолжение, созданы программы дошкольного и школьного развития ребенка.
Таким образом, в настоящий момент методика «Сонатал» является цельной программой развития ребенка от зачатия до 18 лет.
Наведите порядок в детской легко и с удовольствием с бесплатным аудиокурсом «Порядок в детской за 5 дней»!За годы использования методики накопилось много положительных отзывов. Важно отметить, что эта методика одобрена Министерством здравоохранения России к повсеместному использованию.
Подробнее о методике «Сонатал» вы можете узнать из этого видео:
Методика «BabyPlus»
Методика Брента Логана, директора Перинатального института Вашингтона, США, состоит из 16 уроков, каждый из которых проигрывают два раза в день в течение нескольких дней.
Уроки состоят из сердечных звуков, которые проигрываются малышу в течение часа и автоматически останавливаются. Ритм становится быстрее с каждым последующим уроком.
Проигрыватель расположен на широком поясе, который крепится на животик будущей мамы.
Чему это упражнение может научить малыша? Сердцебиение матери является постоянным спутником ребенка, пока он находится в животе, а тут присоединяется еще один подобный звук, исходящий из внешнего мира.
Этот звук становится знакомым, но затем пропадает. Ребенок учится различать эти звуки и замечает, что новый ритм увеличивается постепенно.
Родители более 100 000 детей, прошедших программу «BabyPlus», отмечают спокойствие младенцев и хорошую концентрацию внимания после рождения.
Какую методику пренатального развития выбрать
Каждая из методик имеет последователей по всему миру. Исследования детей, с которыми проводились занятия по пренатальному развитию, показали следующие результаты.
Они спокойнее, спят лучше, более внимательны к окружающей среде и обстановке, средние показатели их физического и эмоционального развития выше, чем у сверстников. Эти детки раньше начинают держать головку, сидеть и ходить, первые слова появляются уже на 9 месяце жизни.
Их интеллектуальный уровень выше, чем у сверстников, в будущем они не страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Но самое главное, во время всех этих занятий у будущей мамы формируется доминанта материнства, она становится более внимательной к себе и будущему малышу, постоянно находится с ним в контакте. А это, в свою очередь, способствует легкой беременности, мягким родам и длительному грудному вскармливанию.Любите своих малышей и счастливого вам материнства!
Виктория Сахно
Если вы задумываетесь, как развивать своего ребенка после рождения, вам помогут материалы из раздела Методики развития:
Также вы можете узнать о развитии ребенка после рождения по месяцам:
Понравилась публикация — поделитесь ей с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей!
Источник: https://razvivash-ka.ru/metodiki-prenatalnogo-razvitiya-rebenka/
Методики пренатального воспитания: за и против
Выдающийся пренатальный психолог, доктор медицинских наук и писатель Томас Верни много лет занимается вопросами дородового воспитания. Он преподавал в Гарварде, университете Торонто, Йоркском университете.
Читает лекции и ведет семинары по пренатальной и перинатальной психологии и психотерапии в Канаде, Соединенных Штатах, Европе, Южной Америке.
Одна из его книг, написанная в 1981 году, «Тайная жизнь ребёнка до рождения» о том, что подготовить ребёнка к счастливой, здоровой жизни можно ещё до его рождения.
О методике
Методика Томаса Верни направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления будущей матери. В результате чегоснижается поступление к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.
Система пренатального развития BabyРlus
Доктор Брент Логан – создатель системы пренатального развития «BabyPlus» и один из основателей пренатального обучения в США. Логан был первооткрывателем дородового обучения в Пренатальном Институте г.
Сиэтла (США), которым он руководил на протяжении многих лет.
Его статьи по данной теме были опубликованы в передовых научных изданиях, а более широкой аудитории его работы и открытия стали известны благодаря многочисленным упоминаниям в СМИ.
О системе
Прибор BabyРlus представляет собой аудиоустройство, имитирующее сердцебиение матери. Это устройство содержит 16 звуковых программ-уроков, которые необходимо воспроизводить по определённому алгоритму.
“Mozart effect” (Эффект Моцарта) и устройство Ritmo
Концепция «Эффекта Моцарта» была сформулирована французским исследователем Альфредом А. Томатисом в его работе 1991 года «Почему Моцарт?». Он использовал творчество Моцарта в своих медицинских исследованиях и убедился в том, что музыка Моцарта благотворно воздействует на развитие человеческого мозга и помогает в реабилитации при его заболеваниях.
Главным популяризатором идеи «Эффекта Моцарта» стал писатель и предприниматель Дон Кэмпбелл, в прошлом музыкальный критик. В 1988 году Кэмпбелл основал Институт Музыки, Здоровья и Образования.
Кэмпбелл является автором 18 книг, из них широко известны бестселлеры «Эффект Моцарта» (1997) и «Эффект Моцарта для детей» (1999), которые были переведены на 15 языков и получили большое международное признание.
В книге «Эффект Моцарта для детей» Кэмпбелл рассказывает о благотворном влиянии музыки на здоровье плода и поведение ребёнка после рождения.
О ritmo
Устройство “Ritmo”, основанное на «Эффекте Моцарта», разработала компания Nuvo. Это поддерживающий пояс, который является одновременно системой внутриутробной передачи звука. Устройство работает от любого современного музыкального воспроизводителя (mp3 плеер, iPod, iPhone и др.).
Методика Ван Де Карра
Один из первооткрывателей пренатального обучения доктор Рене Ван де Карр более 20 лет назад основал Пренатальный университет в Хейворде (штат Калифорния, США). Доктор достиг определенных результатов в области дородового обучения.
Методы
Стимуляция мозга плода с помощью «перестукивания». Будущих родителей обучают постукивать по животу матери в том месте, куда толкается малыш, и громко и отчетливо произносить слова, поощряющие активность ребенка.
Оказалось, что новорожденные, обучавшиеся по такой программе, более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями по сравнению с теми, кто не прошел данную программу.
Этот же способ стимуляции мозга малыша применяется через картонный рупор, прикладываемый к животу беременной.Рене Ван де Карр считает, что это очень благоприятно сказывается на дальнейшем развитии умственных способностей ребенка.
Методика СОНАТАЛ. Пояс «Маматоник»
В 1984 году профессором и доктором медицинских наук М.Л. Лазаревым была открыта первая в России школа пренатального обучения. Профессор Лазарев является автором метода музыкального развития плода «Сонатал» — музыка рождения (от лат. sonus — звук, natal – рождённый)
О методике
По данной методике будущая мама общается с еще не рожденным ребенком — «мамалышом» (термин автора) при помощи пения, осознанных прикосновений и движений.
Автор указывает: «Данный когнитивно-соматический комплекс активно способствует возникновению межнейрональных связей, формированию пренатального ядра его личности, готовит к естественным родам, настраивает на грудное вскармливание.
При этом происходит отработка сценариев поведения ребенка после его рождения»[1]. Метод одобрен Минздравом РФ с 1996 года.
Особенно автор отмечает пение. Пение мамы существенно улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем плода. Как утверждает профессор Лазарев, «в процессе пения у будущей матери гармонизируется работа плаценты, кровообращение в ней.
Хорошее кровоснабжение всего организма и своевременное обильное насыщение кислородом и питанием способствует отличному развитию и зрелости всех тканей и систем.
Вибрации материнского голоса и определённые ритмы композиций однозначно позитивно влияют на протекание биохимических процессов в клетках малыша и способствуют гомеостазу (поддержанию жизненноважного равновесия внутри организма)». По мнению профессора М.Л. Лазарева не все песни одинаково влияют на плод.
Он рекомендует петь специально написанные для пренатального воспитания песни, связанные с различными процессами в развитии плода. Это «ритмы дня», звуко-дыхательные упражнения, песни из цикла «музыка движения», «музыка воды» и, естественно, колыбельные.Специалистами СОНАТАЛ был изобретен специальный звуковой (или музыкальный) пояс «Мамотоник». Начиная со второго триместра беременности, малыш может сам воспроизводить музыку, нажимая на переднюю брюшную стенку, на которой находится музыкальный пояс, соединенный с электронными датчиками.
Преимущества пренатального воспитания: за и против
Базовое понимание преимуществ дородового воспитания – это налаживание контакта и установка эмоциональной связи между мамой и ребенком еще до родов.
Есть специалисты, которые уверяют, что малыш, прошедший дородовое обучение, будет меньше плакать после рождения, сможет хорошо ориентироваться в пространстве и дольше концентрировать внимание, раньше сверстников –встанет, пойдёт, заговорит. Также существует мнение, что дородовое обучение может принести огромную пользу и маме, – оно способствует менее болезненным схваткам и большему количеству родов без осложнений.
«ПРОТИВ»
Однако, многие специалисты по детскому развитию относятся к таким заявлениям сдержанно и призывают осторожно относиться к смелым заявлениям производителей устройств пренатального развития (BabyPlus, Ritmo). Оценить эффект любого из этих устройств очень сложно, ведь после рождения будет уже невозможно проверить, родился бы Ваш малыш менее умным и спокойным без их использования или наоборот.
Есть и более тревожные исследования, которые подвергают сомнению теорию «Пренатальной эволюции» (обосновывающей пренатальное воспитание). Результаты исследований в США, опубликованные в Журнале Американского Медицинского Общества, указывают на то, что избыток нейронов в префронтальной коре головного мозга может стать причиной аутизма*.
ВЫВОД
Если Вы решили прибегнуть к одной из методик пренатального воспитания, мы советуем придерживаться принципа умеренности и естественности. Подбирайте ту методику, которая вызывает положительную реакцию у мамы и будущего малыша.
Источник: https://www.nutriclub.ru/pregnancy/babys-development/prenatal-education-methods.html
Пренапедия — Психологос
Пренапе́дия (греч. peri — вокруг, около и лат. natalis — относящийся к рождению, греч. paideia — обучение) (англ. prenatal learning) — метод обучения и развития ребенка в утробе матери до его рождения.
Целью пренапедии является более полное использование генетического и интеллектуального потенциала младенца, создавая активную обучающую среду в дородовой период.
Пренапедия базируется на педагогике обучения, пренатальной психологии, нейропсихологии (Neuroscience, Neurogenesis) и перинаталогии (наука, которая объединяет акушерство, гинекологию и неонатологию).
Советская наука отрицала наличие души и возможностей развития способностей нерождённого ребёнка
и потому в России нет книг и наработок, сравнимых с западными.
Сейчас появляются так называемые специалисты и в России, но большинство из них не имеет практического опыта, а теория почерпнута из популярных журналов.
Опасайтесь шарлатанов.
Научные принципы
Методы раннего развития ребёнка базируются на трех нейропсихологических принципах: Нейропсихологическая концепция
- Развитию каждой новой функции, каждого нового навыка представляется строго определённый период в жизни ребёнка.
- Наиболее фундаментальные функции развиваются изначально, и они обосновывают другие.
- Мозгу на ранних стадиях развития требуется стимуляция. Нейроны, лишённые внешнего воздействия внешней (учебной) среды, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений.
Основное в методиках раннего обучения то, что они создают активную обучающую среду. Этот принцип не является новым в педагогике. Он успешно используется, например, в педагогике Монтессори.
В советское время об обучающей среде хорошо писал Никитин Борис, провозгласив принцип НУВЭРСа.
Обучающая среда, по-видимому, и является основным фактором создания динамики в развитии мозга, что и приводит к его ускоренному созреванию в дородовой и послеродовой периоды. Исследования группы ученых США и Канады (2006) показали, что интеллект коррелирует не с количеством серого вещества у взрослых, а с динамикой развития мозга в детстве и юности. Интеллект
Недостаток сенсорного притока, прежде всего звукового, в процессе пре- и постнатального развития, оказывает тормозящее влияние на развитие мозга ребёнка. Автор этой идеи в США Брент Лоуган (1986). В России эту идею впервые изложила профессор Т.Н.Маляренко из Тамбова (1998).
Сенсорный голод в пренатальной стадии развития является основным фактором функциональной незрелости организма ребёнка, роста числа новорождённых детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Необходимо учитывать возможные отрицательные последствия различных методов обучения ребёнка в утробе матери.
Обучение до рождения?
Ранее и пренатальное обучение ребёнка должны проводиться специалистами и родителями после соответствующего обучения, соблюдая известный нравственный постулат Гиппократа «Не навреди!».
Ася Штейн Подводные камни раннего развития
На самом деле это очень опасная процедура, поскольку точных научных данных о пренатальном обучении в России почти нет.А верить на слово рекламным статьям из жёлтой прессы чрезвычайно опасно.
Методы пренапедии
Cонатал (от лат. sonus — звук, и natal — рожденный) — дородовый метод обучения, развития и воспитания ребенка М. Л. Лазарева. Метод направлен на оптимизацию развития плода и определенных психических и физиологических процессов в организме беременной с помощью музыки.
В методе используются три фактора воздействия музыки на организм: психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образы); физиологический (тренировка отдельных функций организма); вибрационный (воздействие на клетки плода, с целью активизации в них различных биохимических процессов). «Сонатал» используется с 1983 г.
Он запатентован в РФ. Метод рекомендован к применению МЗ РФ с 1996 г.
Персоналии
Baby Plus Prenatal Education System — дородовая система обучения.
Предродовая возможность
Это ряд из 16-ти ритмических звуков, которые похожи на биение сердца матери. Ритм звуков увеличивается последовательно, по мере того как беременность развивается. Беременные женщины прослушивают набор из 16 кассет с записями усложненного характера сердечного ритма (вариации частоты и высоты звука).
Система Baby Plus была разработана профессором Брентом Лоуганом (Brent Logan), американским физиологом и пренатальным психологом, специалистом по развитию детей. Он является директором пренатального института в США (Prenatal Institute, Seattle, WA). Метод используется с 1986 года.
Baby Plus Prenatal Education System запатентована в США (Patent No. US 6,494,719).
Существуют и другие методы пренапедии, например методика Кирюшина или шахматы Музыкальные До рождения http://rutube.ru/tracks/590554.html?v=5b99800647822da668e4989e7e13d815, но эти два получили наибольшее распространение.
Смотрите — обучение до рождения, вспоминая розенкрейцев.http://www.proza.ru/texts/2008/07/07/583.html]
Метод дородового обучения BabyPlus, как и Сонатал (Мед.газета), показал свою эффективность и безопасность (BabyPlus).
Он рекомендован к использованию детскими медицинскими учреждениями.(Tartu Ülikooli Kliinikumi lastekliinik)
Более 100 тыс. детей BabyPlus родилось повсюду в мире к 2006 году (BabyPlus).
«Санотал» применили более 60 тыс. родителей.
Синдром пренапедии (СПП)
Дети, прошедшие дородовое обучение (Сонатал, BabyPlus, BabyPlus — предродовая система образования, Отраслевая программа, Prenatal Stimulation: Experimental Results, Медицинская газета):
- Рождаются физиологически более зрелыми.
- Организм легче приспосабливается к окружающей среде при рождении (рождаются с открытыми глазами, меньше кричат, лучше кушают, хорошо спят).
- Значительно реже болеют на первом году жизни.
- Снижается вероятность появления у них хронических заболеваний в течение нескольких следующих лет.
- Возрастает показатель грудного вскармливания младенцев.
- Быстрее развиваются физически и психически (имеют больший объем внимания, памяти и др.)
- Как правило, обладают более высоким IQ.
- Раньше достигают этапов развития ребенка, имеют лучше способности к языкам,музыке, творчеству, выше уровень готовности к школе.
Перинапедия
После рождения наступает следующий этап в обучении ребенка — перинатальное обучение (перинапедия), который имеет большое значение для развития способностей.
Он охватывает период от рождения до годовалового возраста (младенчество). Обычно младенцев обучают с месяца до одного года в специальных центрах раннего развития.
В обучении участвуют и родители младенцев. Обучение ведут педагоги по перинапедии.
Обучение младенца сейчас является первым этапом раннего обучения (развития) ребенка, который охватывает возраст от рождения до пяти лет. Результаты раннего обучения, во-многом, соответствуют тенденции пренатального обучения.
По мере становления пренапедии, по-видимому, начало раннего обучения сдвинется на дородовой период развития ребенка.Музыкальное и ритмическое обучение после рождения ( школа младенцев (бэби-школа)) также способствуют более быстрому психическому и физическому развитию ребенка
История
Еще две тысячи лет назад в Китае и Японии практиковали дородовое воздействие на ребенка. Беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка.
В конце 70-х годов XX века начала формироваться пренапедия, поскольку была создана новая медицинская аппаратура (ультразвук, волоконная оптика), что позволило проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.
Калифорнийский акушер Ван де Кар разработал методы работы с беременной женщиной и плодом. Он использовал тактильное воздействие рук на брюшную полость.
Ван де Кар считал, что таким образом можно помочь более интенсивному интеллектуальному развитию плода. Пренапедия находится пока в начальной стадии становления.
Потребуются фундаментальные исследования в области психологии, педагогики, неврологии и физиологии, чтобы этот метод дородового развития ребенка достиг академического уровня.
Профессор М. Л. Лазарев — родоначальник идей пренатального обучения в России и основатель первой пренатальной школы при врачебно-физкультурном диспансере № 4 г. Москвы в 1984 году.
клип о Лазареве — http://www..com/watch?v=e_PsCMtpz40
Его метод музыкального развития плода «Сонатал» применяется в России (особенно широко в Татарстане) и за рубежом с 1983 года. Он также обладатель патента на музыкальный пояс для беременных женщин «Маматоник», позволяющий будущему ребенку производить собственные музыкальные звуки и с их помощью общаться с мамой.
Используются и другие методики музыкального воздействия на будущего ребенка.
Двадцатилетнее применение системы профессора Брента Лоугана Baby Plus (США) продемонстрировало также, что дородовые возбуждения, использующие биение или звуки, возрастающие по сложности — эффективное средство дородового развития ребенка.
К концу 80-х годов беременные женщины начали слушать музыку через аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слышали понравившуюся им музыку. При этом врачи наблюдали за изменением шевелений плода при помощи УЗИ, измеряли его сердечный ритм. Эксперименты в этой области провел английский ученый Петер Хеппер.
В 1982 году во Франции была создана Национальная ассоциация пренатального обучения (АНЕП). На конгрессе АНЕП в 1988 году А. Бертэн прочитал лекцию «Тело как источник обучения».
В Гонконге 11 ноября 2006 года провозгласили Всемирным днем метода пренатального обучения.
Термин пренапедия был введен в 2006 году.
Литература
- Лазарев М. Л. Здравствуй!: Учеб.-метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений/ М. Л. Лазарев. — М.: Мнемозина , 2004. — 248
- Лазарев М. Мамалыш, или рождение до рождения: — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
- Ефимова И. В. Амбидекстры: Нейропсихология индивидуальных различий. — СПб: КАРО, 2007. -160 с. ISBN 5-89815-804-9
- Рудкевич Л.А. Эпохальные изменения человека на современном этапе и педагогические инновации // Вестник практической психологии образования. № 4 (5), октябрь–декабрь 2005. – С. 28–38.
- В. Пугач, В. Кабаева. Новые тенденции в развитии детей.
- Бертин Андрэ. Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях.
- Владлен Лившиц. Горизонты пренапедии.
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/prenapediya
Сонатал — это музыка рождения
Можно ли развивать кроху еще до его появления на свет?
Оказывается, можно. Нужно только правильно подобрать методику.
Кроха в животике у мамы все слышит и чувствует, различает голоса родителей и реагирует на психологическое состояние мамы. А поскольку вашему будущему малышу все это доступно, займитесь его воспитанием уже сейчас. Как это сделать?
Что такое сонатал?
Многие женщины слышали про эту методику, но не знают, что она собой представляет. Известный в Москве врач, доктор медицинских и психологических наук, а еще и музыкант Михаил Лазарев уже на протяжении 20 лет развивает эту методику. Простыми словами, сонатал — это пение беременной мамы своему будущему малышу. Но пение не простое.
Известно, что голос матери оказывает на клетки плода вибрационное воздействие и активизирует в них различные химические процессы. Благодаря сонаталу у будущих мам есть шанс повлиять на творческие и интеллектуальные способности ребенка еще до его рождения.
Сонатал (от латинского sonus — звук и natal — рождение) — метод восстановительной медицины, который помогает плоду развиваться психически и
физиологически с помощью музыки, а также благотворно влияет на организм будущей мамы. Мама с помощью пения воздействует на двигательную, эмоциональную, дыхательную сферы плода и даже управляет их развитием.Не думайте, что пение во время беременности — какое-то уникальное новшество. Еще в культурах древнего Китая и Индии практиковалось многочасовое женское пение. Будущим мамам предписывалось уходить в живописные места и по нескольку часов в день петь. Так что практика эта древняя и очень полезная.
Поем, общаемся и воспитываем
Программа рассчитана на 9 месяцев беременности и включает в себя песни-напевки, звуковую дыхательную гимнастику, дыхательные упражнения и медитацию. Всем этим будущие мамы занимаются в центрах по подготовке к родам.
Но поскольку в Казахстане эта методика только начинает завоевывать позиции (например, в Алматы по ней занимаются в „Беби-академии”, а в ближайшем времени после перерыва планирует возобновить эту практику центр поддержки семьи „Аист”), заниматься сонаталом можно и самим.
Остановимся на самом простом, что беременные мамы могут делать самостоятельно, — песнях-напевках.
Для них Михаил Лазарев сам сочиняет слова и музыку и использует уже хорошо известные стихи. Все они очень легко запоминаются. По кассетам и дискам с инструкциями очень легко заниматься. Также найти материал можно в Интернете.
Как же петь? Да очень просто. В методике все напевки делятся на циклы. И, например, песнями из цикла „Ритмы дня” вы должны сопровождать разные действия в течение дня: прогулки, умывание, купание, засыпание, кормление. Например, при пробуждении будущей маме предлагается петь такую песенку:
Ночь прошла, прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок, запел
петушок.
Встала маменька,
открыла ставенки,
Здравствуй, солнышко,
колоколышко.
Когда проснулись и умываетесь, пойте всем известную песенку:
Водичка, водичка, умой
мое личико,
Чтоб глазки блестели,
чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок.
Эту же песенку мама может напевать во время купания, под душем, поглаживая живот по часовой стрелке.
Песня „Кормление” готовит беременную женщину к будущим кормлениям. В инструкции к этой песне для мамы есть такие рекомендации: поели, минут 20 подождали, затем удобно расположились в кресле и, поглаживая животик по часовой стрелке, поете:
Кушай, кушай,
милый (ая),
Набирайся силы.
Наливайся колос,
Заливайся голос.
Сильным будь, как папа,
Доброй будь, как мама,
Светлой будь,
как солнце,
Наша дорогая.
Есть песни, которые сопровождаются тактильными упражнениями. Это легкие движения, которые описаны в инструкции, так называемые тактильные партитуры. Вы все наверняка помните известные стихи про поезд. Знаете, как можно „исполнить” их, общаясь с будущим крохой? А вот как:Рельсы-рельсы (проводим пальцами по животу по вертикали),
Шпалы, шпалы (теперь горизонтальные движения).
Едет поезд запоздалый (можно легко провести рукой по животу).
Из открытого окошка кто-то высыпал горошка (легкие похлопывания пальцами по животу).
Получается такой приятный микромассаж. Малышам в животиках это очень нравится, они откликаются различными движениями на мамины прикосновения. Есть много других движений, которые сопровождают напевки: поете про „потягушки” — слегка потягивайтесь, тяните руки и ноги, при исполнении колыбельных можете стоять, слегка раскачиваясь с ноги на ногу.
Кстати, для пренатального ребенка колыбельные можно исполнять в течение всего дня, а не только вечером. Колыбельные в программе „Сонатал” — это отдельная часть. Их очень много, и, как подчеркивает автор, очень важно, чтобы мама умела петь колыбельные песни, даже если у нее нет ни слуха, ни голоса.
Поскольку автор методики еще и врач, он подошел к программе профессионально, учитывая аспекты
развития мозга будущего ребенка по триместрам. Для каждого триместра предполагаются свои напевки. Например, для третьего, когда до родов остается уже немного времени, подойдет такая:
Звездочка в небе зажглась,
Жизнь на земле родилась.
Звездам другим стало теплей,
Стало на небе светлей.
У нас с тобой родился человек,
Любимый, дорогой навек-навек.
Вот это и есть сонатал в своей основе. Так что пойте и еще раз пойте! Если знаете другие песенки, напевайте их. Преподаватель по сонаталу Саида Закиржанова считает, что для ребенка не важно, есть у мамы голос или нет. Важно то, что для малыша это самый родной голос на земле.
К тому же у методики очень хорошая основа и ее можно развивать, ведь в любой стране, в любом уголке найдется множество колыбельных, ритуальных народных песен, которые можно свободно вплетать в канву занятий. Методика может быть адаптирована в любой части света и для любой национальности.
Так что подойдите к занятиям творчески и порадуйте своего будущего малыша душевными напевками.Марина Сагитова,
консультант — Саида Закиржанова, музыкальный терапевт
Плюсы методики:
• В основе пения лежит дыхание. Специалисты подтверждают: когда мы поем, мы дышим правильно, даже незадумываясь над этим фактом. Это очень хорошая гимнастика для дыхательных путей.
• Часто ваши вокализы вызывают двигательную активность плода, так что еще один плюс — для крохи это своего рода профилактика внутриутробной гипоксии и внутриутробных инфекций.
• Когда мы поем, частота сердечных сокращений может уменьшаться, это говорит о том, что мы успокаиваемся. Если, к примеру, у беременной мамы количество ударов сердца составляет 70 в минуту, а у ребенка 140, то во время пения происходит синхронизация ритмов ребенка и мамы, что оказывает благотворное воздействие на малыша.
• У будущего крохи улучшаются микроциркуляция крови и лимфы, эмоционально-двигательный баланс, стимулируются клеточные обменные процессы, малыш запоминает звуки как первоисточник информации
внешнего мира.
Древние говорили: музыка — это язык, на котором боги разговаривают с нами. Мамы, продолжающие петь уже родившемуся крохе, утверждают, что новорожденные малыши во время пения мамы словно узнают эти мелодии, как старых знакомых. Так что пойте и общайтесь с будущим крохой!
Источник: Журнал «Лиза. Мой ребенок», декабрь 2010
Источник: http://karapuz.kz/pages_out.php?cid=583