Как ребенка научить чувствовать время

Содержание

Тайм-менеджмент: Как научить ребёнка управлять временем. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

Как ребенка научить чувствовать время

Все знают, что время — это самый важный и невосполнимый ресурс. Как обучить этой науке детей и привить им культуру рационального использования времени?

Тайм-менеджмент — это, по сути, набор правильных привычек, которые помогают человеку достигать желаемых результатов.

И если эти привычки сформированы с детства, человек воспринимает это как естественный подход к жизни, не вызывающий дискомфорта.

В процессе обучения детскому тайм-менеджменту можно условно выделить 3 основных периода: дошкольный возраст, период обучения в младшей школе и работа с детьми средней и старшей школы.

Полтора года

Итак, начнём. Прежде, чем переходить к планированию, детям нужно сначала объяснить, что такое время. Сознательно начинать знакомить их со временем можно приблизительно с полутора лет.

Поскольку время — это ни что иное, как процесс изменений, прежде всего, у ребёнка нужно сформировать понимание того, что такое день и ночь. Затем постепенно можно переходить к изучению времён года, дней недели и таких понятий, как вчера-сегодня-завтра.

В этом родителям помогут различные детские календари погоды и природы, которые можно приобрести на книжных рынках и в книжных магазинах.

3 года

Только к 2,5–3 м годам дети начинают понимать, что такое «потом». С ними становится легче договориться, и теперь знакомство детей со временем может происходить уже более предметно. Это хороший период, чтобы начать учить своё чадо чувствовать время.

Здесь родителям на помощь придут обычные будильники, таймеры и часы (электронные, песочные, с циферблатом) — спектр их применения очень широкий.

Таймеры и будильники можно использовать и как напоминание о том, что пора начинать заниматься каким-то процессом, или сообщать о том, что время просмотра мультфильмов/игры на компьютере/пребывания на детской площадке уже истекло. Это работает гораздо действеннее, чем неоднократное повторение фразы: «Давай, заканчивай!»

Так, например, моя старшая дочь в возрасте 4-х лет уже сама просила меня завести будильник на 10 минут, чтобы успеть закончить играть, когда я говорила о том, что пора чистить зубы и ложиться спать.

Игры с часами

Во время ролевых игр можно использовать часы, полезны игры с ограниченным временем, когда за определённый период нужно выполнить какое-то задание. Это хорошо развивает у детей чувство времени. Сочиняя сказки о часах, можно в интересной форме объяснить, для чего они нужны, и как ими пользуются. А с помощью часов с циферблатом можно изучать положение стрелок и соответствующее им время.

Следует учесть тот факт, что дети — и маленькие, и постарше, живут как будто «вне времени». Они его воспринимают абсолютно не так, как мы, взрослые.

Вспомните, как для вас в детские годы день тянулся бесконечно долго, а период времени в 1 год воспринимался, как целая жизнь! Поэтому, говоря ребёнку: «Скорее, нам нужно поторопиться, а то мы опоздаем!» — вы рискуете встретиться с полным отсутствием сотрудничества и понимания со стороны ребёнка. И это совершенно не потому, что он хочет испортить вам жизнь. Всё это связано с возрастными особенностями развития. В этом случае игры — лучшее лекарство. В игровой форме можно организовать любой, даже самый нелюбимый процесс.

Дневники, адвент-календари

Хорошо помогают ребёнку понять, что такое время, и так называемые дневники успеха, дневники счастливых моментов, а также адвент-календари. В сети есть масса интерпретаций и примеров этих инструментов.

Отлично работает практика, когда в конце дня ребёнок разноцветными карандашами отмечает в настенном календаре, как прошёл сегодня его день. Красный — хорошо, жёлтый — нормально, серый — грустно и т.д. В конце месяца можно проанализировать, как прошёл месяц.

Это и хороший индикатор для родителей о настроении ребёнка, и отличный способ начать создавать семейные ритуалы и традиции. В своё время у нас хорошо пошёл календарь наблюдения за природой. Так ежедневно в конце дня моя старшая дочь отмечала, какая погода была сегодня на улице.

Заполняя такую таблицу несколько месяцев подряд, ребёнок не только начнёт понимать и ощущать время, но и увидит картину в целом: каких дней в сезоне больше, солнечных или пасмурных, когда начинает падать снег, как происходит смена сезонов и т.д.

6–8 лет

Специфика тайм-менеджмента для школьников младших классов несколько иная. Ребёнок идёт в школу, и очень важно оптимально организовать процесс обучения. Сейчас самое благоприятное время знакомить ребёнка с тем, что такое планирование.

Однако прежде, чем приступить к этому, нужно решить два основных вопроса: «Зачем?» и «Как»? Планирование, как процесс, не имеет никакого смысла, если не определены цели. Ребёнок должен знать, зачем ему это нужно.

Ну а на вопрос «как» ответить очень легко — конечно же, на собственном примере!

Если вы сами не будете ставить цели и обсуждать их в семье, не будете планировать свою деятельность и контролировать выполнение задач, внедрить эти принципы в жизнь ребёнка вы также не сможете.

Если до этого момента вы и сами не могли похвастаться организованностью, то самое время начать. Обзаведитесь планировщиком, изучите литературу, или сходите на тренинг — и вперёд.

Одна моя клиентка рассказала о том, что её второй сын, дошкольного возраста, настолько привык вместе с ней составлять список дел и расписание на день, что с самого утра приходит к ней и спрашивает: «Мама, какой у нас сегодня план? Я хочу знать, чем мы сегодня будем заниматься». Так что самый лучший пример — это собственный.

Карта желаний

Но прежде, чем учить ребёнка работать с целями и планировать, неплохо бы создать для этого фундамент — перечень его мечт и желаний — из которого в дальнейшем и будут извлекаться цели. Великолепный инструмент — это карта желаний.

Вырезки из журналов, картинки, наклеенные на лист бумаги, рисунки своими руками и надписи, символизирующие желаемые объекты, помогут ребенку не только визуализировать его мечты, но и станут прекрасным досугом для всей семьи.

Я, уже который год подряд, нахожусь в числе организаторов мероприятия «Карта мечты украинской семьи» и точно знаю, что этот процесс интересен участникам абсолютно разного возраста: от 2 до 96 лет.

Конечно, дети любят и умеют мечтать, а вот научиться превращать мечту в конкретные цели и совершать упорные действия для их достижения гораздо сложнее. Вот тут и пригодится помощь взрослых.

Для начала очень важно научить ребёнка правильно формулировать цель.

Для этого цель должна быть детально описана, с учетом всех нюансов: как ребенок будет себя чувствовать, когда цель осуществится, как это повлияет на его близких и на другие имеющиеся у него цели, какие шаги нужно будет предпринять, какие ресурсы могут понадобиться для достижения. А также не забудьте про факторы, которые могут помешать достижению желаемого.

Проще всего ребёнку будет справиться с этой задачей, если он будет думать, рисуя. Работа над составлением так называемых интеллект-карт очень хорошо помогает развить мышление ребёнка.

Можно предлагать детям изображать все этапы работы с целью в виде древовидной карты, которая будет нарисована цветными фломастерами и в сопровождении красочных картинок, отражающих предполагаемые этапы. В центре карты — цель (желание), от которой в разные стороны расходятся ветки: «ресурсы», «необходимые действия», «риски» и т.д.

 Лучше называть эти ветки, используя слова из лексикона ребёнка. Я знаю детей, которые в возрасте 5 лет начали практиковать составление таких карт. А в 8-летнем возрасте школьники уже великолепно справляются с этой задачей.

Такие карты помогают видеть картину в целом, ничего не упускать, а также делают процесс целеполагания интересным и занимательным.

Планирование дня

Следующий важный момент — это, собственно, планирование дня. В начальной школе ребёнка уже можно этому учить. Домашних заданий в это время не очень много, потому планировать будет не сложно, а вот понимание технологии планирования уже начнёт формироваться, что очень пригодится уже в старших классах.

Сначала это лучше делать не на реальных задачах ребёнка, а на игровом примере, взяв за основу день какого-то мультяшного героя. Также детям интересно планировать свои выходные, на которые обычно у них много надежд и огромное желание успеть сделать всё интересное, что не было реализовано за учебную неделю.

Понимание процесса планирования в разрезе недели и месяца у ребёнка может создать использование «семейных календарей», в которых отражается загрузка всех членов семьи, видна взаимосвязь и взаимное влияние одних задач на другие. Такие календари можно создавать в формате Excel и распечатывать, а можно использовать для этого пробковые и магнитные доски.

10–15 лет

В жизни же учеников 5–9 классов происходят существенные изменения. Много предметов, преподавателей и масса домашних заданий. Потому появляется потребность в помощниках, позволяющих быстро и эффективно справляться с большим объёмом задач.

Использование освоенных ранее интеллект-карт будет великолепно помогать при подготовке домашних заданий, написанию сочинений, запоминанию правил, созданию опорных конспектов.

Ведь информация запоминается ребёнком гораздо лучше, когда она нарисована и изображена в виде картинок.

Ну и естественно, в этот период уже можно говорить о полноценном планировании: об учёте задач по расписанию и плавающих задач, о том, что важно закладывать в ежедневные планы время на форс-мажоры и возможные корректировки, о больших задачах-слонах, которых нужно дробить на кусочки, и о неприятных делах-лягушках, которые важно выполнять для достижения целей, о расстановке приоритетов и о вечернем анализе прожитого дня.

В завершение хочу отметить, что обучать детей планированию нужно постепенно, дозированно подавая информацию и объясняя, для чего необходим этот процесс.

И помните: нет ничего универсального — экспериментируйте! Все дети разные, и то, что работает у одного, может совершенно не прижиться у другого.

Потому будьте гибкими и, в зависимости от возраста ребёнка, выбирайте одну из работающих тактик: организуйте игру, попробуйте заинтересовать или продемонстрируйте на собственном примере.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/taym-menedzhment_kak_nauchit_rebenka_upravlyat_vremenem/

«Владыка времени» или как научить ребенка чувствовать время

Как ребенка научить чувствовать время

Вас раздражают непунктуальные и рассеянные люди, и вы меньше всего хотели бы, чтобы ваш малыш вырос таким? Ответ очевиден – конечно же, каждый родитель хочет воспитать самого лучшего во всех отношениях человека.

Чувство времени не приходит к нам само по себе, это абстрактное понятие постепенно появляется в нашей жизни вместе с опытом – мы сравниваем, измеряем, планируем и учимся ощущать время.

Чем раньше этот навык сформируется, тем человеку будет проще жить – у него на все времени будет хватать, и поэтому обязанность каждого родителя познакомить кроху с этим важным понятием «время».

Существует несколько способов ознакомления со временем, мы предложим вам самые интересные и простые, их без труда можно использовать с детьми 5-6 лет, поэтому эти методики активно применяют, когда проводится подготовка ребенка к школе в детском саду.

Хронометраж

Это занятие очень увлекательное и похожее на игру, расскажите своему малышу, что каждое ваше и его действие имеет определенную длительность – сколько то минут, часов и предложите записывать время, которое было на часах (желательно электронных, с цифрами), когда вы начали каждое новое дело. Так вы наглядно покажете, что понимание времени очень важно для того, чтобы все успеть.

Скорость течения времени

Это упражнение поможет ребенку ориентироваться в течении времени и его скорости. Засеките с малышом одну минуту, потом две, потом 5. Поинтересуйтесь, он считает, что это долго или нет.

После того, как вы повторите это несколько раз, спросите у ребенка, за сколько он или вы сможете сделать то или иное действие, например, раздеться или почистить зубы. Засеките время на часах.

Если ребенок ошибется — ничего страшного, похвалите его и поменяйтесь местами, пусть теперь он предположит длительность действия и засекает время, за которое, например, вы приготовите завтрак. Если вы будете так играть ежедневно, очень скоро ваша кроха будет соизмерять сложность действия с его длительностью.

Очень часто используйте понятия «еще минуточку», «через пять минут» и придерживайтесь временного ограничения, которое заявлено – ребенок должен четко чувствовать и понимать, сколько это.

Можно предложить другой вариант, например, игру «ускорь действие». Возьмите секундомер и засеките, сколько минут (секунд) уходит на какое-то дело в спокойном, обыденном темпе, обязательно проговорите, сколько же получилось, а теперь предложите ребенку максимально быстро сделать это же дело и засеките время. Сравните два полученных результата и поинтересуйтесь, как малышу было удобно.

Постоянно просите малыша проследить, чтобы вы уложились во время, например, «мне важно успеть на работу вовремя, поэтому на прическу я не могу потратить больше 15 минут» – пусть ваш ребенок засекает время и помогает вам не выбиться из графика. Не плохо было бы, чтобы он произносил в слух «осталось 10 минут… осталось 5 минут… осталась минута», но для этого он должен ориентироваться по часам.

Ориентируемся по часам

Когда понятие течения времени уже практически сформировано, можно начать учить ребенка ориентироваться по циферблату. Конечно же, проще, когда перед твоими глазами готовые цифры, а вот со стрелками разобраться – большое дело.

Циферблат может быть любой – вы можете его изготовить самостоятельно из бумаги или картона, главное, чтобы он был правильный – с обозначением цифр и минутными делениями. Расскажите, как ходят часы, какая стрелка отвечает за минутки, а какая за часы.

Начните с ровных отметок, например, поясните, что когда длинная стрелка на 12, а коротенькая на 6 это значит, что сейчас ровно 6 часов.

После того, как ваш сорванец усвоит это, переходите к более сложным задачам – ознакомьте с понятием «пол часа». Где будут находиться стрелки, если часы должны показать пол девятого. Идите от большего к меньшему, в итоге последним усложнением может стать циферблат без цифр или с римскими цифрами.

Распланируй день

Это занятие очень полезно как для школьников, так и для дошкольников.

Малыш сам (под вашим чутким руководством) должен составить список дел на день и рассчитать, во сколько ему нужно встать и во сколько у него получиться лечь спать.

Дела должны быть учтены все – и помочь маме, и поиграть с подружкой и сделать уроки и почистить зубы. Если дел окажется слишком много, стоит спросить у ребенка, чем бы он из этого списка пожертвовал бы или что бы он сделал быстрее.

Если спланировать день малыша получилось, обязательно на следующий день придерживайтесь четкого графика, следя за временем. Все вышло? Отлично, теперь можно распланировать день мамы – это гораздо сложнее, но так интересно для малыша.

Не бойтесь экспериментировать, доверяйте своему крохе, получайте удовольствие от процесса обучения и все в вашей жизни будет вовремя!

Источник: http://www.razvitie21vek.com/blog/kak-nauchit-rebenka-chuvstvovat-vremya

«Напоминай, наблюдай, настаивай». Как научить ребёнка ценить своё время

Как ребенка научить чувствовать время

Чрезмерное увлечение ребёнка компьютерными играми, постоянный скроллинг страниц в соцсетях и, как следствие, не сделанные вовремя школьные уроки. Ситуация, знакомая практически каждому современному родителю. Софья Березовская рассказывает, как научить ребёнка планировать время так, чтобы его хватало на всё.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Нам, родителям, хочется, чтобы дети успевали во всём, хорошо учились и в целом были успешны. Мы радуемся хорошим оценкам, удачно прочитанному стихотворению, выигранной олимпиаде, хотим всегда видеть детей на волне успеха.

Понимая, что успешность во многом предопределена нашим участием, частенько заглядывая к ним в комнату, мы надеемся увидеть их склонёными над учебниками и тетрадями. Наши ожидания оправдываются не всегда. Чаще перед нами предстаёт картина полной праздности и безделья — дети, увлечённо играющие в компьютерные игры или зависающие в социальных сетях.

В результате не сделанные уроки так и остаются лежать «мёртвым грузом» на письменном столе. Теряя терпение, мы извергаемся гневным монологом о безответственности и быстротечности времени.

Так что же нас раздражает в таких ситуациях? Игры, безделье, сомнительные друзья в соцсетях? Скорее всего, отсутствие в наших детях умения планировать и ценить время.

Речь тут не о том, чтобы загрузить ребёнка до отказа репетиторами, кружками и секциями, на которых он, как робот, отрабатывает занятие за занятием.

Имеется в виду то, как сделать так, чтобы нагрузка (пусть поначалу небольшая) была осмысленной и самостоятельно им спланированной.

Конечно, найдутся мамы и папы, для которых это не очень актуально. Дочь моей знакомой уже восемь лет подряд держит школьное первенство в статусе отличницы, а ещё посещает профессиональную спортивную секцию и театральную студию.

И всё сама! Родительское участие заключается лишь в выслушивании благодарности от классного руководителя за такого прекрасного ребёнка и посещении театральных постановок с участием их дочери. Но это скорее исключение из правил.

В большинстве случаев ребёнку нужно показать и объяснить, что такое время и как его рационально использовать

Я начала с себя, зная, что дети воспитываются примером, который видят перед глазами. Правило заключается в том, что действия родителя всегда превалируют над его словами. И если дети изо дня в день видят выбегающую сломя голову на работу маму, то не стоит ждать от них пунктуальности.

Заведите календарь

Я купила обыкновенный календарь, который стал обязательным аксессуаром детской комнаты. Для удобства я приобрела такой, где недели в месяце расположены столбиком, а не в линию. Ребёнок наглядно увидел, что время — это невосполнимый ресурс.

В жизни же нельзя вернуть вчерашний день для того, чтобы что-то доделать. Приходится завершать сегодня, хотя можно было бы заняться уже чем-то другим.

Благодаря такому простому, но важному приёму сын постепенно научился чувствовать временные промежутки и время в целом.

Вместе мы начали заносить в календарь основные события текущего и предстоящего месяца. Туда входило всё: даты сдачи школьных работ, спортивные тренировки, встречи с друзьями, походы в театр и кино.

Потом он уже делал это самостоятельно, а где-то через полгода это вошло у него в привычку. В дополнение к этому я купила ежедневник, ведь долгосрочные планы не отменяют краткосрочных.

Каждый воскресный вечер заканчивался составлением подробного плана на следующую неделю.

Но только не стоит ждать от детей мгновенных результатов. К этому надо приучить. Главное — терпение, систематичность и регулярность.

Делите работу на этапы

«Перед смертью не надышишься», — сказала я однажды сыну, когда он предположил, что сможет подготовиться к экзамену за один день. Я предложила другой путь. Разбить всю подготовку на логические этапы, выделить основные темы и уделять каждой по одному часу ежедневно. Для наглядности все этапы записывать в ежедневник.

Конечно, не обошлось без сопротивления и его возмущённых комментариев о том, что ночная подготовка перед испытанием — это норма школьной и студенческой жизни. Мне пришлось настоять.

В итоге получился не только краткосрочный результат в виде высокого балла, но и долгосрочный — фундаментальное и глубокое знание выученного материала. Потом мне было приятно слышать признание сына в том, что такая поэтапная подготовка помогла ему уменьшить уровень стресса на самом экзамене.

Материал в его голове был систематизирован в «библиотечном порядке» — ему нужно было только воспользоваться «нужной полкой».

Завершайте начатое

Это важный момент. Не дайте своему ребёнку попасться на удочку «закончу завтра-послезавтра». Это обычно значит «закончу никогда», а соответственно, никогда не будет и результата. Рассказывайте ребёнку о перспективах чего-то уже сделанного, анализируйте вместе последствия будущего результата, чтобы он стал мотивацией и тем бонусом, ради которого ребёнок захочет завершить начатое.

Правила трёх «н»: напоминай, наблюдай, настаивай

Приступая к столь непростой задаче, как формирование у ребёнка умения планировать время, я прекрасно понимала, что ничего не получится само по себе. Я была настроена на долгую, терпеливую и кропотливую работу, которая сводилась к простым правилам: периодически напоминай, постоянно наблюдай и изредка настаивай.

И ещё: больше юмора в общении с собственными детьми — и они всегда будут рады к вам прислушаться.

Shutterstock (Realstock)

Источник: https://mel.fm/blog/sofya-berezovskaya/38012-napominay-nablyuday-nastaivay-kak-nauchit-rebenka-tsenit-svoye-vremya

Научить ребенка ценить время, пунктуальности родители должны

Как ребенка научить чувствовать время

Умение ценить время не приходит само, а значит, что вы должны научить ребенка пунктуальности. А в этом непростом деле вам на помощь придут некоторые проверенные приемы.

Для начала следует сделать время «осязаемой» величиной, то есть малыш должен знать, что будет означать секунда, минута или час.

Когда ребенок маленький, все эти понятия лучше всего будет преподносить ему в игровой форме.

Постарайтесь объяснить малышу, почему приходить куда-либо вовремя так важно. Также донесите до его понимания, к каким неприятным последствиям в некоторых случаях приводят опоздания. В качестве примера можно рассказать историю о докторе, который пришел к своему пациенту с запозданием, или о семье, которая опоздала на поезд.

Подрастающий человек обязательно осознает, что есть такие важные вещи, которые не терпят отлагательств. А их следует выделять из общего списка намеченных дел. Попробуйте научить ребенка думать наперед, то есть готовиться к ответственным мероприятиям заранее. Например, свои вещи надо приводить в порядок с вечера, чтобы с утра не тратить на это драгоценное время.

Призывая свое чадо к пунктуальности и дисциплине, помните, что главным примером для него являетесь вы сами. Если вы часто опаздываете, то не ждите, что ваш ребеночек станет пунктуальным, так как пример у него всегда перед глазами. Поэтому родителям также не помешает составить подробный план повседневных дел и неукоснительно им следовать.

Но опоздания не всегда можно связать с тем, что малыш неправильно чувствует время. Довольно часто и сами родители заставляют свое чадо «выбиваться из графика». А стоит родителям проявить немного больше внимания, чем обычно, разговаривая с ребенком откровенно, как проблемы могут разрешиться совместными усилиями.

Научить малыша как в жизни  беречь время
Естественно, навряд ли кто-нибудь слышал от деток просьбу «Мама, папа, обучите меня жить». Быстрее, напротив. Тут, я поделюсь подсказками, как обучить малыша беречь время. У всех нас одинаковое количество часов, мин., секунд. Одни успевают всё и много, а остальные не могут и маленькой части.

Отчего это происходит?

От искусства беречь время, планировать дела зависит очень многое в жизни. Потому я и прописал такой заголовок. Если мы желаем научить ребенка жить, то одним из важных умений станет, как раз, грамотное распределения собственного времени.

Нужно обязательно привыкать к этому.
Чем раньше приступить, тем скорее войдёт в привычку, и тогда ваша дочь или сын сумеют достигнуть огромных успехов в жизни.

Кстати, когда родители перестают напоминать (нервировать), это уже большой успех.

Польза от цены времени

  1.  Воспитывает самостоятельность.
  2. Вы, постепенно избавляетесь от необходимости контролировать действия малыша.
  3. Ваши дочь, сын не опаздывают, успевают отдохнуть, поиграть и сделать все дела.
  4. Способность беречь время приносит лишь пользу.

Что вы должны делать

1. Мотивация.
Любому самостоятельному человеку необходим интерес. Мотивировку нужно выдумать самим.

Варианты:

  • Занятия спортом, музыкой, рисованием предполагает желание достигнуть успехов, а для этого нужно делать конкретные упражнения;
  • Не успевает поглядеть мультфильм, поиграть в игру (времени не хватает);
  • Не успевает учить уроки.

В каждой семье своя жизнь. Базируясь на этих примерах, придумайте слова, фразы. Заинтересуйте малыша в составлении расписания.

Образцы:

  • «Ты хочешь успевать играть на компьютере? Давай научимся беречь время для этого»;
  • «Мечтаешь стать хорошим музыкантом? Для этого нужно учить музыкальный инструмент, репетировать, изучать сольфеджо, музыкальную историю. Но, ты не успеваешь всё это. Я научу, как беречь время для занятий».

2. Ваши задачи.Первые дни, недельки нужно заниматься распределением времени вместе. Задумайтесь, какие действия происходят в жизни малыша регулярно. Достаточно изучить день, неделю. Составьте для себя перечень.

У каждого имеется каждодневные события (детский сад, школа, секция, кружок), которые укладываются в конкретные часы. Потом составьте совместно с ним перечень каждодневных дел. Пускай он (она) сам подсказывает, что ему нужно делать. Советуйтесь с ним о времени, которое нужно для каждого дела.

3. Без помощи других.
Повесьте перечень дел по времени на видное место (над его столом для уроков, на двери его комнаты). Каждый день малыш станет ориентироваться сообразно перечню времени. Первое время, естественно, нужно вам за этим смотреть. Но, прежде чем напомнить понаблюдайте. Назойливость еще никому никак не помогала.

Учить не принужденно в игре

Знаменитую фразу «Ты сделал уроки?», лучше сменить. «У тебя по плану, в какое время уроки?». Может последовать ответ, «Почему ты задаешь вопросы?» малыш готов обидеться за то, что ему не доверяют. Ответ; «Хотел с тобой поиграть, но не помню время. Так как, мы с тобой планы не нарушаем?».

*****************************************************************************
Не забывайте поделиться в соц.сетях прочитанной информацией. Вы можете помочь людям которым будет полезна эта информация

  • ВЫБРАТЬ НЯНЮ РЕБЕНКУ
  • СЕКРЕТ ДЕТСКОГО СЧАСТЬЯ

Источник: https://gertmany.ru/deti/nauchit-rebenka-tsenit-vremya.html

Как научить ребенка планировать время

Как ребенка научить чувствовать время

Планирование — способность оценить наличие времени, распоряжаться им и укладываться в сроки, ощущение важности времени. Вероятно, вы знаете взрослых, которые превосходно справляются с планированием времени, и тех, для кого это крайне сложно.

Первым всегда удается вовремя выполнить обязательства; они могут оценить, сколько времени у них займет та или иная работа. Взрослые, не обладающие этим навыком, с трудом придерживаются графика, постоянно опаздывают и совершают ошибки при расчете времени, которое им понадобится на выполнение задачи.

Как развить навык планирования времени

Мы знаем, что маленькие дети не способны планировать время. Поэтому мы делаем это за них. Мы напоминаем, когда пора собираться в школу или в детский сад, по собственному разумению рассчитывая время, которого им должно хватить на выполнение задания. Или напоминаем, когда пора готовиться ко сну, чтобы они успели почитать, после того как наденут пижамы, почистят зубы и умоются.

Постепенно мы передаем ответственность за это самим детям. Когда они начинают определять время по часам (обычно ко второму классу), мы напоминаем, что пора посмотреть на часы. Если есть запланированные мероприятия, например спортивные секции, мы помогаем детям планировать свое время с учетом этих событий.

Иногда, перейдя в среднюю школу, дети сталкиваются с трудностями, потому что требования возрастают, а мы всё меньше времени уделяем контролю и надзору за ними. Количество обязанностей возрастает, как и число отвлекающих факторов.

Как можно тратить время на выполнение домашней работы, если хочется играть в видеоигры, общаться в чате с друзьями, просматривать любимые сайты, слушать новую музыку и болтать по телефону? Для некоторых искушения слишком велики.

В этом случае мы должны помочь им научиться более эффективно управлять своим временем.

К старшим классам многие дети становятся искуснее в жонглировании возможностями и обязанностями и планируют свое время более эффективно. Если ваши дети еще не освоили этот навык, отношения с ними могут ухудшиться, потому что в этом возрасте они сопротивляются любым указаниям родителей.

Приучение к планированию времени в повседневной жизни

  1. Поддерживайте предсказуемый распорядок жизни семьи, не перегибая палку. Если дети просыпаются и ложатся приблизительно в одно и то же время каждый день, принимают пищу по графику, они растут с чувством времени, упорядоченного перехода от одного действия к другому.

  2. Обсуждайте с детьми, сколько времени им понадобилось для выполнения дел, например работы по дому, уборки комнаты или домашнего задания. Это основа развития навыка оценки времени — очень важного компонента планирования.
  3. Запланируйте многоэтапное мероприятие на выходной день или каникулы.

     При работе над навыком планирования вы также усиливаете ощущение времени, потому что планирование подразумевает установление временных границ для выполнения задания. Когда вы обсуждаете с ребенком планы на день или время, которое потребовалось на выполнение задания, он понимает взаимоотношения между временем и заданиями.

    Это может даже приносить радость, если вы планируете развлечения, например день с другом. Попросите ребенка оценить, сколько времени может занять обед, прогулка в парке, мороженое по пути домой и т.п.

    Уроки, которые сможет извлечь ваш ребенок, будут особенно полезными для него, если он поймет, что они с другом могут делать что хотят, потому что заранее предусмотрели для этого время.

  4. Сами используйте графики и календари, чтобы подать пример ребенку.

    Некоторые родители вешают на видном месте в доме большой календарь, в котором отмечены важные мероприятия для каждого и для всей семьи. Благодаря этому подходу ребенок научится чувствовать время.

  5. Купите недорогой таймер, который можно завести, чтобы ваш ребенок видел, сколько осталось времени до работы. Таймер может быть установлен в обычных или наручных часах, а также на компьютере.

Выходим из дома вовремя: планирование утренних дел

Семилетний Гаррет — младший из четырех сыновей. Он всегда отчаянно хотел не отставать от старших братьев. Он желал быть независимым, однако часто складывалось впечатление, будто он теряет счет времени и плохо понимает, что такое срочность.

Особенно сложно ему давалось быть готовым в срок к выходу из дома. Ситуация ухудшалась, если Гаррет должен был пойти туда, куда не хотел (например, на прием к врачу).

Однако он всегда медленно собирался, даже отправляясь в любимые места (например, в аквапарк). Чтобы поторопить его, родителям или кому-то из братьев приходилось постоянно напоминать и ворчать на него.

И хотя этот подход в итоге срабатывал, он был источником неудовольствия остальных членов семьи.

Гаррет не испытывал трудностей в школе, у него не было особых проблем в учебе, но он часто сдавал работы последним. Учитель заметил, что мальчик может работать эффективнее, если ему надо закончить задание, чтобы заняться приятным делом, например пойти на перемену.

Родители Гаррета решили, что сын уже достаточно взрослый, чтобы учиться базовым навыкам планирования времени. Раз Гаррета надо научить заканчивать работу в срок, он сначала должен понять, чего от него ожидают.

Родители решили сосредоточиться на задачах, которые ему нужно решить, чтобы выйти из дома: от полного утреннего «ритуала» (проснуться, одеться, позавтракать, почистить зубы и т.д.) до совсем простых дел, например обувания.

Поскольку как раз утром возникает больше всего проблем, родители решили начать именно с этих «ритуалов».

Воспользовавшись желанием Гаррета быть «большим мальчиком» и стать независимым, они обсудили с ним план утренних процедур. Они говорили, что, если он вовремя будет выполнять все действия, они перестанут ворчать на него. Но Гаррет не проявлял особого интереса, пока родители не сказали ему, что за выполнение плана он сможет получить приз.

Ему понравилось составлять расписание из слов и картинок. Родители разрешили ему почти полностью определить порядок выполнения заданий. Они сделали ленту на липучке, чтобы можно было менять порядок картинок и убирать их. По задумке после выполнения каждого задания Гаррет должен был снимать картинку и прятать ее в карман с надписью «сделано», прикрепленный под расписанием.

Вместо того чтобы установить для него время, когда он должен начинать, они договорились, что утром в течение двух дней будут фиксировать время, необходимое сыну для выполнения того или иного действия, и определят, сколько времени нужно на сборы.

Они сделали коробочку для приза, куда положили недорогую игрушку и сладость, и поместили фото коробки в конце расписания.

Чтобы увеличить шансы на успех, родители договорились, что в течение пары недель они дважды в день будут проверять выполнение плана.

Согласовав подход с учителем, родители настояли, что, если из-за медленного выполнения плана Гаррет опоздает в школу, он компенсирует это время за счет перемены или оставшись после уроков.

Применяя эту систему, Гаррет стал действовать более эффективно и независимо по утрам. Для других случаев, когда надо «подготовиться», родители используют мини-версию плана, включающую одну-две картинки, таймер и поощрение.

Учимся оценивать время выполнения задания

Родители Натана всегда ценили выдержанность сына-восьмиклассника. Он особенно выделяется на фоне сестры, паникующей всякий раз накануне экзамена.

Но с тех пор как мальчик перешел в среднюю школу, родителей все больше стала беспокоить его привычка откладывать домашнее задание почти до отхода ко сну. Он делал все небрежно или не делал вообще.

Ситуация усугублялась, когда Натан должен был сделать долгосрочный проект, потому что зачастую он откладывал его до дня сдачи.

Со временем мама поняла, в чем проблема: Натан не может оценить, сколько времени займет выполнение задания. Работа, которая, по оценке Натана, продлится полчаса, на самом деле требует двух часов; проект, на который он планирует потратить пару часов, занимает пять или шесть.

Родители несколько раз пытались помочь мальчику понять, что он неверно оценивает время на подготовку. Но даже если он знает, что предыдущую работу написал за два часа, в этот раз он уверен, что все равно уложится максимум в час, потому что понимает, о чем хочет написать, и уже придумал примерный план.

После очередного спора, в котором родители привели уйму аргументов, подтверждающих, что сын не может оценивать время, а Натан прямо им заявил: «Не лезьте в мои дела!» — родители решили, что нужно искать другой путь решения проблемы.

В субботу вечером они сходили вместе в кафе и предложили, чтобы каждый день по возвращении из школы Натан составлял список домашних заданий, которые ему надо сделать, и оценивал, сколько времени понадобится.

Затем он должен определить, когда приступить к выполнению заданий, основываясь на своей оценке времени, но с условием, что он должен закончить работу до 9 вечера. Если он отстанет от графика более чем на 20 минут, на следующий день он должен сесть за уроки в 16:30.

Если же его оценки окажутся верными, на следующий день он снова сам определит время начала выполнения домашней работы.

Они также договорились, что Натан будет выделять время для подготовки к контрольным и делать небольшую часть долгосрочного проекта два-три раза в неделю, если выполнение домашних заданий займет не более двух часов.

Натан согласился, будучи уверенным, что так он сможет доказать родителям их неправоту. Вернувшись домой, он даже потратил час за компьютером, составив таблицу для учета времени и заданий.

Он сказал маме, что будет пересылать ей таблицу по электронной почте каждый день, как только заполнит.

Они договорились, что мама будет изучать план, а затем проверит выполнение всех заданий ко времени, указанному сыном.

Первые пару недель маме приходилось напоминать Натану о том, что он должен составить план и прислать ей по почте. Натан быстро понял, что он не так хорошо может оценивать время, как ему казалось.

Но поскольку ему не нравилось садиться за домашнюю работу сразу по возвращении из школы, он постепенно улучшил свою способность оценивать, сколько времени она займет. Пару раз, когда он показывал родителям выполненные задания, они замечали, что работа сделана небрежно, возможно из-за попытки уложиться в срок.

Они обсудили введение наказаний и предупредили, что наказания будут применяться, если небрежность войдет в привычку.

Из книги «Ваш ребенок может все»

Источник: http://praktiks.com/kak_nauchit_rebenka_planirovat_vremya/

Понимание времени для ребенка

Как ребенка научить чувствовать время

Наши школьники живут в довольно плотном графике: уроки, кружки, домашние задания — всё по часам, всё по минутам. И следить за точным исполнением расписания приходится родителям. У самих детей — никак не получается.

То заиграются (я думал, еще мало времени), то, наоборот, заспешат (я долго занимался, целый час, наверное).

И никак не поймут, почему невозможно успеть погулять во дворе полчасика, если уроки закончились в два, тренировка начинается в три, а на дорогу — минут сорок минимум.

Без запаха, без цвета

Человечество прошло длительный путь осознания и определения времени. Оно не имеет наглядных форм, с ним нельзя совершать действия, для восприятия времени у человека нет специального анализатора.

Навык ориентироваться во времени приобретается только на личном опыте. В связи с этим чрезвычайно важно предоставить этот опыт ребенку для успешного формирования «понимания» времени.

Вначале ребенок ориентируется во времени за счет последовательно, систематически изменяющихся событий, деятельности, главным образом режима: утро — это до завтрака, день — в середине дня, когда бывает обед, вечер — когда ложимся спать. Но в первом классе дети уже готовы к восприятию таких абстрактных понятий, как минута, час.

Наблюдение за временем, за чередованием его определенных отрезков надо сделать предметом специального внимания детей, организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени.

Что такое 5 минут?

На первом этапе формирования образа отрезка времени будем использовать любые виды таймеров: в телефоне, на плите/микроволновке.

Сперва ограничим время пятью минутами — так проще: не слишком долго ждать, внимание не рассеивается, и не слишком быстро, можно успеть сосредоточиться на ходе минут.

Важно, чтобы действие, время которого мы засекаем, повторялось регулярно, в идеале — каждый день. Это действие должно иметь отношение к самому ребенку: приготовление/ разогрев еды для него; время, за которое он одевается, умывается…

Второй прибор, который поможет сориентироваться в течении времени: секундомер/хронометр.

Замерять можно все те же бытовые действия, а еще выполнение ребенком всяких важных заданий: закрасить узор, решить примеры, вписать буквы, прочесть рассказ… Порой сам факт, что работа ведется на время, создает дополнительную мотивацию, привносит элемент соревнования с самим собой.

Этот соревновательный аспект позволяет сравнивать временные отрезки. «Ты одеваешься за 5 минут, а примеры решил за 6 минут. Что у тебя получается быстрее, одеваться или решать примеры?»

Сравнение временных интервалов — важный навык, который поможет правильно распределять свое время.

Часы, циферблат

Учим ребенка определять время по часам. Вспомним, что мы учим временным эталонам, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.

Нагляднее всего эту системность демонстрируют часы со стрелками (при наличии мобильных телефонов, электронных таймеров современные дети не очень часто с ними встречаются и не очень умеют ими пользоваться).

Можно использовать макет, можно взять настоящие часы — главное, чтобы цифры были четкие, понятные и между цифрами были деления, демонстрирующие интервалы в пять минут. Объясним назначение стрелок. Начинать лучше с часов: ровно 8 часов, ровно 3 часа…

Закрепить навык помогут нарисованные циферблаты, на которых уже изображено время и надо подписать, который час, и наоборот: циферблаты без стрелок, время написано, и нужно его изобразить, дорисовав стрелки в соответствующем положении.

Отличная игра, чтобы скоротать время в автобусе или очереди в поликлинику. Главное — иметь при себе блокнот и карандаш.

Шоколадка в три пятнадцать

Мы, взрослые, вынуждены следить за временем, чтобы не опоздать на важную встречу, вовремя вынуть пирог из духовки, не пропустить интересную передачу. У нас есть определенная цель. Пусть такая цель будет и у ребенка.

Когда ваш ребенок научится определять время по часам, сыграйте с ним в такую игру: вот записка (зрительная опора, напоминание), в которой указано точное время, когда ему нужно подойти к вам и получить приз.

Призом может быть конфета или возможность поиграть с вами во что-нибудь, или мультик. Важно, чтобы ребенок подошел точно в указанное время.

Таким образом, формируется сразу и навык определять время по часам, и навык ориентироваться на время, следить за бегом стрелок.

Умение распределить время

Умение правильно распорядиться своим временем присуще даже не всем взрослым людям. Понимаете, как сложно ребенку научиться менять темп деятельности, комбинировать действия таким образом, чтобы это было максимально эффективно.

Здесь важно помогать расставлять приоритеты и регулярно обсуждать, сколько времени уйдет на то или иное действие. Успеешь? Когда закончишь? Что потом будешь делать?

При желании можно поставить таймер для дополнительной концентрации внимания на времени.

Например, ребенок хочет пойти на спектакль. Вы обсудили с ним заранее время выхода из дома. До выхода остается полчаса. Все ли готово? Выясняется, что нужно помыть голову, причесаться, переодеться, да еще рубашку погладить.

Сколько времени требуется на каждое действие? Есть вероятность, что все намеченное сделать не удастся, чем мы можем пренебречь? Может быть, не мыть голову. А возможно, лучше заменить рубашку на джемпер.

Такая беседа-планирование поможет сориентироваться в данной ситуации, а если такие беседы будут проводиться регулярно, то у ребенка будет формироваться представление, какие есть способы распорядиться временем. В дальнейшем ему легче будет самостоятельно планировать свое время.

Также вы можете посмотреть с ребенком мультфильм «Сказка о потерянном времени». А если вам удастся его обсудить после просмотра, то материал будет еще и закреплен.

Сказка о потерянном времени мультфильм смотреть онлайн

Анна Федорова

Источник: http://mamuriki.ru/clockkinder.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.